<<
>>

3.5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы

В инновационном обществе предпринимательство образует вместе с хозяйством некую динамично развивающуюся устойчивую систему - народно-хозяйственный комплекс, что собственно и обусловливает высокий динамизм этого общества (см.
схему 3.3). Хозяйство живет в рамках идеи воспроизводства в соответствии с естественно-природными циклами. Предпринимательство связано с идеей прогресса и развития. Оно «не частично, а полностью основывается на инновации, результатом такой его организации выступает новый (не существовавший ранее) товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами или даже сферами использования»2, или новая область деловой жизни. Предпринимательство по самой своей природе отрицает народное хозяйство, поскольку стремится его изменить. Но и народное хозяйство отрицает предпринимательство, противопоставляя развитию воспроизводство и функционирование. «Хозяйственные события подготавливаются и инициируются хозяйственными предпринимателями, а осуществляются хозяйствующими субъектами»3. Народное хозяйство существует благодаря предпринимательству, как его продукт, а предпринимательство без народного хозяйства теряет смысл. В этой связи предприниматель предстает как своеобразная антитеза менеджеру, он работает в неструктурированном окружении, где все время происходят быстрые изменения. «Классический предприниматель» создает новые блага, ориентирован на нетрадиционное решение вопросов по внедрению новых технологий, продуктов и услуг, осуществляет поиск «новых комбинаций» управления производством. По И.Шумперу, роль предпринимателя отличается от роли капиталиста и рабочего. Предприниматель изначально 1 См. об этом: Вильховченко Э.Д. Технократические тупики...- С. 131. 2 См.: Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятель ности // Социс. - 1994. -№ 2. - С. 19. 3 Казарновский А.С. О становлении народного хозяйства и понятии «собственность» // Вопр.
методологии. - 1991. -№ 3. - С. 41. 179 Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ I^XEJOI^XEJ ) Схема 3.3. Хозяйство и предпринимательство в инновационном обществе не имеет капитала и не продает свой труд, зато он имеет организаторские и лидерские способности, обладает инициативой, способностью идти на риск. Используя кредит, предприниматель мобилизует факторы производства и осуществляет инновационную деятельность1. Предприниматель живет тем, что творчески создает новые виды потребительских ценностей, расширяет и улучшает производство, привлекает к работе новых людей, обогащает и пополняет источники, из которых черпаются средства на улучшение благополучия. Предпринимательство базируется на четырех моментах: предпринимательской ситуации, предпринимательской идее, воле предпринимателя и риске.. В отличие от предпринимателя, менеджер (хозяйственник) действует в рамках налаженной системы, устоявшейся управленческой иерархии. Занимаясь производством и поставкой на рынок традиционных товаров, он стремится поддерживать и не менять сложившейся системы управления и организации. Для фирм, созданных предпринимателями, такой стиль управления оказывается непригодным. Особенно это характерно для внутрифирменного'предпринимательства, которое, как правило, вступает в непосредственное взаимодействие со сложившейся системой управления в организации: оно ломает устаревшие планы и формы работы, заставляет изменить ее прежние структуры, меняет нор- ' См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. -М, 1982.-С. 146. 180 3.5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы мы взаимоотношений, поощрений и т.д. Причем если система управления сопротивляется этому разрушающему действию предпринимательских новаций, то такое сопротивление, как показывает опыт, не проходит бесследно для крупных фирм и корпораций - они теряют свой инновационный потенциал и утрачивают позиции в конкурентной борьбе. Таким образом, современное предпринимательство «размывает» управленческие структуры, делая их подверженными воздействию предпринимательской культуры.
Предпринимательское "поведение все чаще определяется как понятие, «обозначающее специфический социокультурный вид активности личйости (фирмы), связанной с возможностью самодостаточного распоряжения своей творческой деятельностью, ресурсами, результатами труда по всему спектру предпринимательской самореализации: принимать решения, нести ответственность, организовывать, изменять содержание инновационного, рискованного, самостоятельного, продуктивного поведения с целью извлечения дохода из элементов неопределенности рыночной среды. Ментальность, или дух предпринимательства связан с новаторским поиском, независимостью, инакомыслием, верой в свои силы, готовностью к риску и т.д.»1 «Предприниматель - это психологический тип, у которого подобно изобретателю, артисту, полководцу имеются особые отличительные свойства и дарования»2. Исследователи выявляют множество разнообразных элементов, социопсихологического профиля предпринимателя (см. табл. 3.2). Большинство специалистов сходятся на том, что организаторские и управленческие функции в меньшей степени характеризуют фигуру предпринимателя, чем способность к риску - и не только в экономической, но и в социальной и психологических сферах. Современная теория допускает распределение организаторских и управленческих функций среди таких групп, как совет директоров и держатели акций, но способность к риску - характеристика только предпринимателя. Считается, что она сопряжена с умением взять на себя ответственность и контроль, а также противостоять неопределенностям рынка. «Там, где существует полная ясность, нет собственно инновационного предпринимательства»3. 1 Дряхлое Н.И., Давыденко В.А., Юрченко КН. Эстетико-этические принципы в развитии современного предпринимательства: теоретико- методологические аспекты // Социс. - 1997. - № 11. - С. 93. ' ? 2 Там же. 3 Задорожнюк И.Е. Инновационное предпринимательство (реферат книги «Руководство по экономической психологии») // Социс. - 1991. - № 3. - С. 139. 181 Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ Таблица 3.2 Социопсихологический профиль предпринимателя Пассионарность - врожденные и приобретенные качества, обусловливающие доминирование импульса поведения над инстинктом самосохранения и побуждающие индивида выбирать венчурные (рисковые) модели самореализации.
Способность включать глубинные экзистенциальные механизмы деятельности, разворачивать «экзистенциальный модус инновационного поведения» (Г.Одиорне). Действия в неопределенных, зачастую парадоксальных ситуациях, связанные с постоянным риском, потерей социального статуса и порождающие тревогу, страх, вырабатывают у предпринимателя экзистенциальный потенциал - готовность к преодолению себя, верность себе (веру в себя), обеспечивающие противодействие непредвиденным ситуациям, способность к постоянной борьбе в условиях игры и риска. Мотивация достижения «как величайшее побуждение к бизнесу» (Д.Макклелланд). Склонность к риску (финансовым состоянием, карьерой, социальными связями, эмоциональным благополучием) в ситуациях возрастания ценности результата (Дж.Аткинсон). Предприниматель постоянно перешагивает гарантию успеха, выбирая между менее и более рискованными стратегиями поведения, балансируя между страхом перед неудачей и гордостью за удачно преодоленное препятствие. Склонность к усложнению поведенческих задач в ситуациях риска (Б.Вейнер). Трезво учитывает объективные возможности и собственные силы, проявляя выдержку и расчет. Идя на риск, предприниматель знает или ощущает больше вариантов разрешения рискованных ситуаций, чем это кажется другим (и ему самому). Умение разрешать такие ситуации является самодостаточной ценностью. Способность нестандартно решать эвристические задачи в условиях дефицита времени (Дж. Ронен). Несмотря на внешнее давление -конкуренцию, лимиты ресурсов, предприниматель открывает новые ниши для осуществления своего замысла, избегает опасности. Способность к альтернативному выбору (оперативной альтернации) рисковых ситуаций (А.Макримман). Способность к обнаружению в информации скрытых смыслов позволяет моментально найти подходящее для данной ситуации действие и определить его темп, реализовать гибкую модель поведения. Постоянный возврат с новых позиций к прежней цели, поиск альтернативных путей к ее достижению - источник вдохновения предпринимателя. Эмоциональная устойчивость (стрессоустойчивость) (Кете де Фриз). Способность не поддаваться фрустрации, «толстокожесть». Умение избегать излишних когнитивных процедур, решительное вступление в дело, осмысление выбора уже в пути (в деле). 182 3.5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы Неопределенность будущего, риск обусловливают специфическое экзистенциальное состояние предпринимателя, связанное с тем, что достижению успеха в этих условиях сопутствуют обстоятельства, порождающие тревогу и страх. С этим предприниматель должен считаться и этому он должен противостоять. «Он постоянно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя тем, кто претендует на его успех и его ресурс»1. Очевидно, такие жесткие 1ребования к роли предпринимателя и обусловливают тот факт, что слой предпринимателей в развитом капиталистическом обществе очень тонкий - до 4% населения2. Тем не менее, как отмечалось, предпринимательский стиль поведения с характерным для него горизонтом поиска творческого подхода к делу, способностью нетрадиционных решений, обусловленностью базовыми (экзистенциальными) качествами, индивидуальным стилем делового поведения приобретает в инновационном обществе все большее распространение, становится императивом деловой жизни. Что же касается ограниченного распространения способности постоянно находиться в маргинальных ситуациях, неготовности многих людей существовать в специфическом экзистенциальном состоянии, характерном для предпринимательской деятельности, то это, как представляется, связано с доминированием в современном обществе «массового человека» - человека без индивидуальности, «индивида без особых достоинств». В этой связи распространение предпринимательского стиля поведения обусловливается и опосредуется институционализацией механизма произвольного действия, в современном обществе, обеспечивающего производство и воспроизводство соответствующих индивидов на раннем этапе их онтогенеза. Однако сфера воздействия предпринимательства на общество на инновационном этапе его развития не ограничивается только хозяйственной жизнью, равно как и способ воздействия не ограничивается «созидательным разрушением», понятым только как преобразование системы управления. Такое «разрушение» потому созидательно, что оно обеспечивает новое открытие традиционных культур, их органическое включение в процессы осовременивания. В результате не только складывается тенденция оествления хозяйства, возврата к его естественным основаниям, но и формируется новый механизм общественных трансформаций, в основе которо- 1 Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М., 1992. - С. 153. 2 Бизнесмены России: 40 историй успеха. - М, 1994. - С. 167. 183 Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ го - реструктуризация общественной жизни на базе традиционных ценностей. В условиях интенсивного развития информационной экономики, когда создаются материально-технологические условия для все большего влияния потребителя на процесс производства, возникает феномен «производителя для себя». Производство продукта разворачивается в инновационной сфере, где действует синергия потребителя, производителя и представителя науки. Роль производителя связана с организацией процесса воплощения знаний под конкретную группу потребителей и все больше производителя для себя. В качестве такого производителя выступает малое инновационное предпринимательство, которое, взаимодействуя с наукой, все более становится средством конституирования нового знания как потенциала индивидуализированного производства. Но организация процесса воплощения знания под конкретную группу потребителей, конкретную рыночную ситуацию и тем более под конкретного «производителя для себя» требует новых способов формирования, распространения и использования знаний и квалификации и опирается на новые эпистемологические (коммуникативно-интерпретационные) стратегии. Эта функция малых инновационных предприятий приобретает все большее значение, она все более опосредует все остальные, от ее реализации зависит, в частности, их экономический успех. В этих условиях инновационный предприниматель вынужден отказываться от жесткой фокусировки на одном типе ресурсов - финансовом, на стремлении к прибыли, он вынужден вводить ряд новых, определяющих его деятельность факторов - интеллектуальных, культурных, социально-психологических. «Ведущими из них являются знания и квалификация, эпистемологические и квалификационные стратегии, которые выступают как рамки для будущей деятельности, задающие ее границы и возможности»1. В этой связи можно говорить, что современный инновационный • предприниматель в своей практике фактически уже преодолел границы экономического подхода. Таким образом, в инновационном обществе, стратифицированном не по отношению к экономическим процессам, а все больше по отношению к новым знаниям, а также к знаниям о способах и формах использования новых знаний как предпосылки и условия успешной деятельности (в том числе и выбора ее технологических средств), функцию предпринимательства следует понимать «не 1 Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. - 1996. - № 4. - С. 18. 184 3.5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы просто как способность к нововведениям, созданию новых потребительских качеств, объектов или ситуаций, а как такую способность, которая реализуется благодаря использованию нового типа знаний и квалификации»1. Носители этой функции ответственны за выработку новых рамок мышления и деятельности, новых эпистемологических (квалификационных) стратегий, новых каналов распространения и использования знаний (и квалификации). Но поскольку каждый раз деятельность малой инновационной фирмы организуется вокруг и по поводу определенных потребностей, определенных потребителей (наконец, вокруг конкретного «производителя для себя»), то при удовлетворении данных потребностей данной группы клиентов фирма вынужденно распадается или меняет свою конфигурацию в поисках новых клиентов и новых задач. Это означает, что «социальная форма реализации такого предпринимательства (предпринимательской деятельности), будучи строго функциональной (и притом функциональной в эпистемологически квалификационном смысле), не может и не будет иметь стационарных социально-морфологических параметров. Адекватной формой такой деятельности являются «не стационарные, а виртуальные группы, складывающиеся и расходящиеся по мере необходимости решения той или иной задачи»2. Такие виртуальные группы существуют в форме малых венчурных фирм. Они лишены вертикальной интеграции, центрального офиса, иерархии и прочих качеств реальных фирм. В литературе отмечается, в частности, что примерно треть крупных фирм создают и включают в свою структуру малые фирмы риска, в основе функционирования которых - идеи инновационного предпринимательства3. Для крупных фирм наукоемких отраслей этот показатель еще выше, поскольку возможности опережающего развития они связывают именно с подобными механизмами деятельности малых инновационных фирм. Так мелкий бизнес постепенно «превращается в специализированный сектор экономики, обладающий инновационной направленностью и играющий важнейшую роль в переходе к инновацион- 1 Генисаретский О.К, Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человече ского потенциала. - С. 18. 2 Там же.-С. 18. 3 См.: Куприянов Л.И. Формирование рынка научно-технической продукции в промышленно развитых странах // Вестн. АН СССР. - 1991. - №12.-С. 41. 185 Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ному обществу» . При этом мелкое инновационное предпринимательство имеет непропорционально высокое - в сравнении с количеством занятых на небольшом предприятии - значение в деле стимулирования экономического развития современного общества. Его роль пионерная, особенно в неизведанных направлениях научно-технологического инновационного развития. Но эта его пионерная роль возникает именно потому, что малый инновационный бизнес являет собой механизм перехода от стратегически законодательной к «коммуникативно интерпретивной» организации (социальной «упаковке») знания. Ориентированные на продвижение научных нововведений на основе маркетинговой стратегии индивидуализированного производства, они организуют воплощаемые при создании нововведения знания, в том числе учитывая потребности и пожелания (а также отчасти формируя в процессе синергии эти потребности) конкретной группы или отдельных клиентов (производителей для себя). В процессе такой организации, ориентированной на конкретного потребителя, знание собственно и становится личностно-ориентированным. Именно это и обусловливает виртуальный характер таких предприятий. Виртуальные структуры являются носителем нового, характерного для инновационной экономики типа экономических взаимодействий. В этой системе взаимодействий разрушается тотальность неэквивалентного обмена, а сама «неэквивалентность» возникает не на основе монопольных цен, а на основе монополии на знание (в частности, на знание о покупательском спросе) и квалификации (способности производителя к синергии с клиентом). Неэквивалентный обмен, возникающий на этой основе, ориентирует предпринимателей на взаимодействие с наукой, повышение квалификации и самореализацию как средство создания неэквивалентного конкурентам предложения и спроса. Сама же неэквивалентность достигается за счет более высокого уровня гуманизации отношений в системе покупатель - продавец. Направленная на развитие личностно-квалификационного потенциала (через потребителя и ученого) ориентация экономического поля, в котором действуют малые инновационные фирмы, имеет свои основания и в процессе совместных действий. Прежде всего в системе синергетических взаимодействий в предпринимательстве как процессе самореализации через «дело - действие» впервые возникают предпосылки, ограничивающие перерастание свободы предпринимателя в его своеволие. Сила предпринимателя реализу- Лахтин Г.А., Миндели Л.Э. Трудные пути инноваций. - С. 307. 186 3.5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы ется не как условие произвола (всеволия), но как основание его ответственности перед другими. Диалог и сотворчество с клиентом или партнером предполагают (в предпринимателе) способность к самореализации через другого и требуют отношения к нему как к самостоятельной и самоценной величине. Так, в техногенном обществе, где самореализация предстает как абсолютная ценность, которая оборачивается здесь свободой от мира, борьбой за господство над миром и природой, возникает проблема свободопользова-ния через добровольное самоограничение своей самореализации. Очевидно, что это центральная проблема устойчивого развития современного общества. Как отмечает А.И.Солженицын, «устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений - но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости... Человеческая... свобода включает добровольческое самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу»1. Проблема свободопользования через ограничение отражает глубинный императив современного общественного развития. Этот императив диктует переход от регламентированного законом равенства сопротивлений, образующих общество своеген-ных индивидов, к новому типу социальности, в основе которого созидательное самоограничение индивида в пользу других.;. Это требует и специфических способов самоорганизации индивидов. Но здесь важно именно то, что самоорганизация на основе самоограничения захватывает именно предпринимателя как специфический тип деятеля. Вообще говоря, во всех случаях, включая разные исторические формы предпринимательства, внутренним основанием предпринимательского поведения была работа над собой, вначале ориентированная на способность действовать вопреки общинным нормам, способность следовать мирской аскезе, затем способность противостоять экономической и техногенной рациональности, зачастую вопреки обществу и «другому». Но только в «третичном секторе» общественного производства (в экономике услуг) начинают складываться предпосылки для формирования способности поддерживать другого в синергетических взаимодействиях, сущностной стороной которых является развитие собственной индивидуальности (самости). При этом синергетические взаимодействия, создавая условия для самореализации индивидов, разворачиваются в форме предпринимательских инициатив и в 1 Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию (Спецвыпуск «Комсомольской правды»). - М., 1950. 187 Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ «обычных» фирмах и компаниях. Иначе говоря, предпринимательство как процесс самоорганизации и организации индивидов является адекватной формой синергетических производственных взаимодействий. В персональном плане возникающий в процессе синергетиза-ции производственной деятельности императив требует от индивидов терпеливого воздержания, ограничения «своеактивности» и «своецентризма», «полной проникнутое™ со-причастностью» и ответственности перед другими, «ощущения того, что одних лишь своих сил, способностей недостаточно», «величайшей напряженности и беспощадной проблематизации самого себя». При этом важно, что эти требования распространяются не только на лидеров и организаторов малых инновационных фирм. Собственно 'экзистенциальное напряжение, связанное с ограничением своеактивности и своеволия, возникает в предпринимательской деятельности, разворачивающейся и вне синергетических производственных взаимодействий, и просто с риском и учетом экономической конъюнктуры. Ко Здесь не может возникнуть условий для произвольного действия, поскольку отсутствуют специфические формы общения, характерные для виртуальных групп, когда внешние ограничения выступают средством для сопряженного экзистенциального и группового развития и в соответствии с изменением окружающей среды (когерентно среде). В этой связи важной особенностью виртуальных малых предпринимательских фирм является их спецификация как центров инициации экзистенциальной активности каждого участника фирмы. Ранее феномен такой активности даже в предпринимательских компаниях концентрировался вокруг одного человека - лидера; он собственно и являлся предпринимателем. В виртуальных инновационных фирмах в специфическое экзистенциальное состояние погружаются практически все участники. Это связано с тем, что в виртуальных структурах все работники должны противостоять многообразию быстротекущих процессов, включая полное изменение конфигурации самой структуры и прекращение ее существования. Виртуальные фирмы и структуры с характерной для них быст-ротекучестью социально-психологических процессов, обусловливающих динамичное формирование и переформирование коллективистских норм и способов трудовой деятельности и многообразия быстропротекающих, быстроизменяющихся и непродолжительных взаимодействий ставят индивида в ситуацию перманентной саморефлексии и самоидентификации. При этом высокие риски деловой 188 3.5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы жизни вызывают у них экзистенциальное напряжение, в некотором смысле аналогичное тем, которые возникают в первобытном чувственном коллективе в ситуации «или пан, или пропал». Только здесь «пан» значит продолжение и совершенствование условий для профессионального творчества, а «пропал» - их разрушение и потерю времени на «поиск», «складывание», создание новых, зачастую заведомо худших условий профессиональной деятельности. Тем самым виртуальные структуры, динамизируя связи и статусы всех индивидов - их участников, вынуждают их перестраивать ранее усвоенные социальные установки и стереотипы. Таким образом, виртуальная, временная природа таких фирм ставит их участников в ситуацию перманентного самоопределения, в постоянно меняющиеся условия (есть проект - есть фирма; проект закончился -фирма упраздняется или меняется, ориентируясь на другой проект), при этом успех зависит от мобилизации творческого потенциала всех участников фирмы. В относительно стабильном пространстве такой динамики просто не может быть, так как большинство людей по собственному желанию не ломают социальный статус и не могут отказаться от ранее усвоенных стереотипов поведения. При этом виртуальные структуры, формируя динамичное социокультурное пространство, обеспечивают необходимый индивиду внутренний и внешний гомеостаз. Дело в том, что он вместе с другими участниками малой виртуальной структуры попадает в ситуации, когда включается характерный для малых групп механизм чувственно-резонансного происхождения, построенный на чувственно-образном сопереживании и восприятии; возникает круг, где души таинственно сообщаются между собой, где они при-частны к общему для них смыслу. В результате коммуникативные и эмоциональные контакты устанавливаются без каких-либо усилий. В группе и вокруг нее возникает социокультурное пространство, которое обеспечивает регулярность таких чувственно-резонансных взаимодействий. Тем самым возникают, формируются идентификационные стратегии, которые обусловливают состояние внутреннего и группового равновесия. В итоге личность действительно способна противостоять многообразию быстротекущих процессов, включая полное изменение конфигурации структуры и прекращение ее существования. Кроме того, в инновационной малой фирме индивид должен создавать новое, инновационный продукт, иначе говоря то, чего еще нет, что только предстоит ему познать и открыть своим испытанием. Деятельность в таких условиях требует, с одной стороны, «величайшей напряженности и беспощадной проблематизации са- 189 Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ мого себя», с другой - верности самому себе, «терпеливого воздержания ради того, чтобы дать в себе место новому дарованию». И это касается не только собственно технической стороны дела - новой техники и знания. Сотрудник инновационной фирмы действительно может создать инновационный продукт, ориентированный на клиента, и в синергии с клиентом и ученым тогда, когда он будет способен сотворить или пересотворить социальные стандарты, обеспечивающие и обусловливающие их взаимодействие. А для этого он должен обладать потенциалом, позволяющим ему держать эти стандарты под контролем своего общения с партнером, менять их в соответствии с требованиями синергии с клиентом или партнером. Такой потенциал, как уже отмечалось, возникает, когда актуализируется виртуальная сущностная общность между взаимодействующими индивидами и они сталкиваются с необходимостью утверждения ее как единой универсальной укорененности в диалектике Вселенной. Это требует неких глубинных взаимосвязей человека с обществом, всей его историей, культурой, конкретизирующихся в межсубъектных отношениях с другими людьми, культурами, эпохами. В виртуальных структурах возникает именно такая система межсубъектных отношений, здесь востребуются малые группы с характерными для них процессами чувственно-резонансного происхождения, возникает тенденция к актуализации того типа общения, в котором индивиды создают смыслообразую-щие начала своей деятельности. При этом индивиды малых инновационных групп приобщены через науку ко всеобщему труду. Тем самым процесс инновационного производства предполагает общественно-историческую укорененность индивидов, тот полюс, который связывает их со всей историей, культурами, эпохами. В инновационной предпринимательской деятельности предприниматель не только рефлексирует весь контур хозяйственной деятельности, снимая содержание соответствующих позиций хозяйствующего субъекта (см. схему 3.1), - он, образуя виртуальную группу, как бы погружается в связи, характерные для индивидов в произвольном действии (см. схему 1.1) Таким образом, индивид попадает в принципиально иную, нежели в техногенном производстве, ситуацию, когда не только вос-требуется, но и обеспечивается развитие его чувственно-экзистенциальных глубин. Это означает, что именно малое инновационное предпринимательство являет собой феномен, обусловливающий необходимый для производства инноваций уровень самоорганизации. 190 3.5. Инновационное предпринимательство как механизм ^_ формирования экзистенциальной аскезы Все это позволяет заключить, что именно виртуальные группы выступают в качестве фактора формирования антропологических предпосылок свободопользования, что они «ответственны» в современном обществе за превращение экзистенциальной аскезы в основание нового (инновационного) типа системного развития общества. В этой связи можно говорить, что малое инновационное предпринимательство становится интегральным фокусом той системы общественных связей, в которых и через которые разворачивается специфическое бытие индивидов, системообразующей доминантой которого является экзистенциальная аскеза. Именно инновационное предпринимательство характеризует специфику той формы общественной востребованности индивида, которая специфична для инновационного общества. При этом оно опирается (и это внушает надежду) на глубинный механизм становления человечности человека - на произвольное действие (произ-ведение себя). 191
<< | >>
Источник: Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.. Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН. - 280 с.. 2000

Еще по теме 3.5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы:

  1. 2.1 СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
  2. 2.2. Механизм формирования инвестиционной и промышленной политики региона
  3. 3.3. Механизм формирования цены
  4. 4.4. Позиционирование как основа формирования товарной политики
  5. Обучение инновационному предпринимательству (ФИТБ АНХ, innovationStndio в МГУ)
  6. ГЛАВА 2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК фОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
  7. 13.1.1. Признаки и формы инновационного предпринимательства
  8. Предпринимательство как ведущая сила рыночной экономики
  9. Механизм формирования прибыли предприятия
  10. 1.4. Первобытное хозяйство и формирование экзистенциальных архетипов
  11. Глава 2 КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННОГО МИРА
  12. 2.2. Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития
  13. 3.2. Постмодернизация как процесс нового синтеза чувственного и сверхчувственного:. роль инновационного предпринимательства
  14. 3.4. Экзистенциальная аскеза и произвольное действие (произ-ведение себя)
Яндекс.Метрика