<<
>>

Славянские народы

Все славянские народы принято разделять на 3 группы: западные славяне (чехи, словаки, поляки), восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) и южные славяне (сербы, хорваты, македонцы, болгары).

Восточнославянская группа

По переписи 1989 г.

русских в СССР насчитывалось 145,2

млн. чел., украинцев— 44,2 млн. чел., белорусов— 10 млн. чел. Русские и украинцы всегда были самыми многочисленными национальностями в СССР, белорусы в 1960-е годы уступили третье место узбекам (16,7 млн. чел. в 1989 г.).

До недавнего времени название «русские» часто огульно закреплялось за всеми восточными славянами. Между X и XIII вв. центром Руси был Киев и его жители были известны под названием «русичи». Но по мере того, как политические условия способствовали усилению лингвистических и культурных различий между территориальными группами восточных славян, они разделились на малороссов (украинцев), белороссов (белорусов) и великороссов(русских).

За столетия территориальной экспансии русские ассимилировали варягов, татар, финно-угров и десятки народов Сибири. Все они оставили свои лингвистические следы, но не повлияли заметно на славянскую идентичность. В то время как русские мигрировали по всей Северной Евразии, украинцы и белорусы продолжали населять свои компактные этнические ареалы. Современные границы трех государств примерно соответствуют этническим границам, но все славянские территории никогда не были национально гомогенными. Этнические украинцы в 1989 г. составляли 72,7% населения своей республики, белорусы — 77,9%, а русские — 81,5%. 1

Русских в Российской Федерации в 1989 г. было 119 865,9 тыс. чел. В других республиках бывшего СССР русское население распределялось следующим образом: на Украине оно составляло 1 1 355,6 тыс. чел. (22% населения республики), в Казахстане — 6227,5 тыс. чел. (37,8% соответственно), Узбекистане— 1653,5 тыс.

чел. (8%), Белоруссии— 1342 тыс. чел. (13,2% населения республики), Киргизии — 916,6 тыс. чел. (21,5% населения республики), Латвии — 905,5 тыс. чел. (37,6 % населения республики), Молдавии— 562 тыс. чел. (13% населения республики), Эстонии — 474,8 тыс. чел. (30% населения республики), Азербайджане — 392,3 тыс. чел. (5,5% населения республики), Таджикистане — 388.5

тыс. чел. (7,6% населения республики), Грузии — 341,2

тыс. чел. (6,3% населения республики), Литве — 344.5

тыс. чел. (9,3% населения республики), Туркмении — 333,9 тыс. чел. (9,4% населения республики), Армении— 51,5 тыс. чел. (1,5% населения республики). В дальнем зарубежье численность русского населения в целом составляет 1,4 млн. чел., большинство проживают в США (1 млн. чел.).

Возникновение региональных различий у русского народа относится к феодальному периоду. Еще у древних восточнославянских племен отмечены различия в материальной культуре между севером и югом. Эти различия еще больше усилились после активных этнических контактов и ассимиляции неславянского населения Азии и Восточной Европы. Формированию региональных различий способствовало также наличие особого военнослужилого населения на границах. По этнографическим и диалектологическим признакам наиболее заметны различия между русскими севера и юга Европейской России. Между ними находится широкая промежуточная зона— среднерусская, где в духовной и материальной культуре сочетаются северные и южные черты. В отдельную региональную группу выделяются волгари — русские Среднего и Нижнего Поволжья.

Этнографы и лингвисты выделяют также три переходные группы: западную (жители бассейнов рек Великой, верхнего Днепра и Западной Двины) — переходную между северно- и среднерусской, средне- и южнорусской группами и белорусами; северо-восточную (русское население Кировской, Пермской, Свердловской областей), образовавшуюся после заселения русских территорий в XV 1-ХVII вв., по окающему диалекту близкую к северорусской группе, но имеющую среднерусские черты из-за двух главных направлений, по которым шло заселение края — с севера и из центра Европейской России; юго- восточную (русские Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев), близкую к южнорусской группе по особенностям языка, фольклора и материальной культуре.

К другим, менее крупным, историко-культурным группам русского народа относятся поморы, казаки, старожилы-кержаки и сибиряки-метисы.

В узком смысле поморами принято называть русское население Беломорского побережья от Онеги до Кеми, а в более широком смысле — всех жителей побережья северных морей, омывающих Европейскую Россию. Поморы — это потомки древних новгородцев, отличавшиеся от северорусских особенностями хозяйства и быта, связанными с морем и морскими промыслами.

Своеобразна этносословная группа казачества — амурского, астраханского, донского, забайкальского, кубанского, оренбургского, семиреченского, сибирского, терского, уральского, уссурийского.

Донские, уральские, оренбургские, терские, забайкальские и приамурские казаки, хотя и имевшие разное происхождение, отличались от крестьян своими экономическими привилегиями и самоуправлением.

Донское казачество, сформировавшееся в ХУ1-ХУП вв. из славянских и азиатских компонентов, исторически делилось на верховское и понизовское. Среди верховских казаков было больше русских, среди понизовских преобладали украинцы. Северокавказские (терские и гребенские) казаки были близки к горским народам. Ядро уральских казаков в XVI в. составляли выходцы с Дона, а ядро забайкальских казаков, появившихся позднее, в XIX столетии, — образовывали не только русские, но и буряты с эвенками.

Старожилы Сибири — это потомки переселенцев ХУ1-ХУН вв. из Северной России и Приуралья. Среди западносибирских старожилов больше распространено оканье, а в Восточной Сибири кроме окающих русских есть и акающие — выходцы из южнорусских земель. Особенно сильно аканье распространено на Дальнем Востоке, где преобладают потомки новоселов конца XIX

— начала XX в.

Многие кержаки — сибирские старообрядцы — сохранили свои этнографические особенности. Среди них выделяются: «каменщики», потомки белых старообрядцев из горных районов Алтая, живущие по рекам Бух- тарма и Уймон; «поляки», говорящие на акающем диалекте, потомки старообрядцев, переселенных после раздела Польши из местечка Ветки в районе Усть-

Каменогорска; «семейские», потомки старообрядцев, выселенных из Европейской России в Забайкалье в XVIII

в.

Среди сибиряков-метисов выделяются якутяне и ко- лымчане, потомки смешанных русско-якутских браков, камчадалы, карымы (обрусевшие буряты Забайкалья) и потомки затундренных крестьян, воспринявших доган- ский язык и обычаи, живущих по рекам Дудинка и Хатанга.

Украинцы (4362,9 тыс. чел.) проживают в основном в Тюменской области (260,2 тыс. чел.), Москве (247,3 тыс. чел.), а кроме того, в Московской области, в пограничных с Украиной районах, на Урале и в Сибири. Из них 42,8% считают украинский язык родным, а еще 15,6% свободно им владеют, 57% российских украинцев считают родным русский язык. Украинских этнографических групп в пределах России нет. Среди кубанских (черноморских) казаков преобладает украинский компонент.

Белорусы (1206,2 тыс. чел.) проживают дисперсно по всей территории России и преимущественно (на 80%) в городах. Среди них выделяют особую этнографическую группу полещуков.

<< | >>
Источник: Ю. П. ПЛАТОНОВ. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, . — 432 с.. 2000

Еще по теме Славянские народы:

  1. После Франкфуртского мира
  2. Этносы: племена, народы, нации
  3. Славянские народы
  4. 4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника
  5. ВВЕДЕНИЕ.
  6. БОРЬБА ДРЕВНЕЙ РУСИ С ПЕЧЕНЕГАМИ, ТОРКАМИ И ПОЛОВЦАМИ
  7. Экономические идеи России XVII в.
  8. 1. Подход к проблеме происхождения русского народа
  9. 3. Сарматы в Южной Руси
  10. 7. Восточные славяне в сарматский период
  11. 8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период
  12. 9. Готы на Украине
  13. 4. Аваро славянские отношения
  14. 4. Литовцы и финны в Северной Руси
  15. 6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности
  16. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  17. Приветственное слово Председателя Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан Толкачева К.Б. участникам Всероссийской научно-практической конференции «Исторический опыт межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов России и Башкортостана как фактор и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в республике», 22 сентября 2017 года, г. Уфа
Яндекс.Метрика