<<
>>

"Виртуальное" предприятие — как новая форма организации производства

ВК — это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности.

Если бюрократия имеет внутреннюю направленность целей, органичные организации больше говорят о своем предназначении, миссии, и цели направлены вовне, то ВК не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время, в нужном месте для реализации возможностей и потом исчезает. Такая "сверхбыстрота" технологически уже возможна, вопрос за организацией, людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.

ВК создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но зато обладает общей коммуникационно-информационной структурой, которая обеспечивает интеграцию усилий партнеров при выполнении какого-то проекта.

В современном бизнес-строительстве в этой связи наметилась некоторая тенденция, которую одни авторы называют "виртуальная корпорация", другие (среди них немецкий профессор Ханс-Юрген Варнике) "фрактальная фабрика". Для иллюстрации приведем выдержку из статьи Валерия Тарасова "Виртуальное предприятие". В последние годы в странах с развитой экономикой происходят значительные изменения в организационной структуре предприятий, связанные с внедрением новейших компьютерных технологий в целях автоматизации и перестройки традиционных деловых процессов. Эти изменения настолько широки и радикальны, что нередко говорят о настоящей революции 90-х годов в сфере бизнеса, сравнимой по своим масштабам с великой промышленной революцией XVTTT-XTX веков.

Образование и раздел мирового рынка; компьютеризация рыночных отношений; возможность мгновенного доступа и получения исчерпывающей информации о любых товарах; растущая взаимозависимость производителей; насыщение (и пресыщение) общества материальными благами в ведущих странах приводят к постепенному перерастанию экономики массового производства в экономику индивидуальных услуг.

Решающая роль переходит от производителя к клиенту, который "всегда прав". В подобной, ориентированной на клиента, экономической ситуации предприятия сталкиваются со стремительно меняющимся рынком. На этом весьма динамичном рынке все большую важность приобретает поиск разнообразия и предложение инноваций. Здесь все чаще предложение не только предшествует спросу, но и формирует его. Заказчики, получившие невиданную свободу выбора, становятся все более требовательными и избалованными. Общие требования к качеству и надежности продукции становятся просто высочайшими, а срок жизни продукции неуклонно сокращается в силу ее постоянного обновления.

Все это приводит к необходимости заново пересмотреть многие традиционные аксиомы организации предприятий. По отношению к классической теории некоторые понятия переворачиваются с ног на голову (или, скорее, наоборот). Так, обычные представления о хорошем предприятии как о стабильном и полностью (читай, централизованно) управляемой организации с жесткой иерархической структурой ныне уступают место идеям о построении гибкой структуры управления предприятием вокруг деловых процессов и постоянной реорганизации предприятия в условиях динамики рынка. Ранее неоспоримое достоинство процветающих предприятий — устойчивая организационная структура — ныне оборачивается недостатком, поскольку чересчур инерционная организация не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, предложить новые продукты и услуги раньше своих конкурентов становится главным козырем в бескомпромиссной конкурентной борьбе. Более того, в деятельности современных предприятий просматривается определенный сдвиг от собственно производства к сфере услуг. Традиционно, общая цель различных предприятий состояла в том, чтобы произвести как можно больше продукции. Сегодня, в эпоху производства, ориентированного на индивидуального клиента, она заменяется более сложной целью: обеспечить полное удовлетворение заказчика за счет своевременного изготовления и/или поставки требуемых высококачественных товаров.

При этом само понятие качества становится более субъективным, формируется в процессе взаимодействия производителя и потребителя, а уровень качества определяется степенью соответствия характеристик товара тому набору требований, который предъявляет потребитель. Основой такого взаимодействия может служить "виртуальный продукт", являющийся новым понятием, близким к понятию "услуга". "Виртуальный продукт" по определению может быть изготовлен и адаптирован к запросам потребителя в кратчайшее время, в любом месте и в различной форме. Для этого он должен существовать в некой предварительной, идеальной форме (например, в компьютере) еще до его изготовления. Близость виртуального продукта к понятию услуги хорошо иллюстрируется аналогией с заказом обеда в ресторане: виртуальный продукт предлагается подобно гастрономическому меню клиенту ресторана. Хорошим примером служит использование идеи виртуального продукта на японской фирме "Toyota", где в течение 72 часов производится автомобиль по заказу клиента (когда для одной и той же модели автомобиля можно выбрать двигатель с определенной мощностью, ту или иную коробку передач, цвет кузова, отделку салона и пр.).

Закономерно встает вопрос: если мы можем говорить о виртуальном продукте, то почему нельзя говорить о "виртуальном предприятии" как о принципиально новой концепции организационной структуры для интеграции предприятий конца XX — начала XXI века. Действительно, понятие виртуального предприятия является естественным развитием понятия компьютерно-интегрированного производства, а в более общем контексте — характерным примером построения компьютерноинтегрированной организации. При этом следует подчеркнуть, что «виртуальное предприятие» является одной из наиболее интересных стратегий интенсивного развития и оптимизации деятельности предприятий на основе новых информационных и коммуникационных технологий и сетевых структур управления.

Термин "виртуальное предприятие" используется в двояком смысле. В более абстрактном контексте виртуальное предприятие означает наиболее передовую и эффективную форму организации предприятия, которая является наилучшей с точки зрения имеющихся технических и экономических условий.

В более конкретном смысле, виртуальное предприятие подразумевает сетевую, компьютерноопосредованную организационную структуру, состоящую из неоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Тогда прилагательное "виртуальное" может интерпретироваться как "искусственно образованное", или как "мнимое, не существующее в реальном физическом пространстве", или как "расширенное за счет совместных ресурсов".

Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов с различных предприятий и их интеграции с использованием компьютерной сети. Это приводит к формированию гибкой и динамичной организационной системы, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок.

В определенном смысле виртуальной корпорацией является Интернет. Его роль и охват рынка столь стремительно развиваются, что становятся фактором развития не какого-то отдельного государства, а всей планеты. Появление новых типов организаций предполагает пересмотр старых схем управления. Одним из главных изменений системы управления является стирание иерархических рамок в структуре корпорации. Вместо должностной иерархии на первое место выходят интеллектуальное сотрудничество и сетевая кооперация менеджеров. Главным фактором, обусловливающим эти изменения, становится переход от капитала к знаниям, интеллектуальным активам как критическим ресурсам организации.

Для иерархической структуры управления характерно то, что каждая новая ситуация выносится на высший уровень рассмотрения, где и принимаются решения. Такой механизм управления становится неработоспособным в современном быстроменяющемся мире. Именно поэтому возникают ВК с сетевой структурой, где каждый доступен для каждого, а функции руководящих менеджеров ограничиваются организацией совместной работы, подбором персонала, обучением.

В основе дистанционной коммуникации участников ВК лежат сетевые средства NetWare, а для поддержания процессов кооперации и сотрудничества служат средства групповой работы Groupware.

Семейство Groupware можно разделить на несколько классов:

системы обмена сообщениями;

системы обеспечения компьютерных телеконференций;

системы поддержки группового принятия решений и электронных совещаний;

соавторские системы и системы аргументации;

координационные системы.

Безусловно, самые простые и широко используемые средства поддержки групповой работы — это системы обмена сообщениями, такие, как электронная почта и электронные конференции на основе текстов. Более совершенные системы используют средства мультимедиа и коллективный доступ. Соавторские системы и системы аргументации предназначены для поддержки группового решения задач и переговорных процессов.

Следует подчеркнуть метафорический характер понятия "виртуального предприятия". Полностью виртуального, т.е. не имеющего базовых структур в реальном физическом пространстве, предприятия, конечно, быть не может. Здесь речь идет об интенсивном взаимодействии реально существующих специалистов и подразделений различных предприятий в виртуальном пространстве, реализованным на основе новейших информационных и коммуникационных технологий. Такое взаимодействие призвано повысить уровень кооперации и координации предприятий, а в конечном итоге - конкурентоспособность производимой ими продукции и, соответственно, прибыль.

В то же время виртуальное предприятие полностью ориентировано на заказчика, поскольку его основные характеристики — это быстрота выполнения заказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения требований клиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую организационную структуру границы между взаимодействующими предприятиями становятся довольно нечеткими, прозрачными и подвижными. Уровень партнерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает: преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания других. Предприятие имеет больше шансов остаться довольными своими поставщиками, если они будут активно участвовать в начальной разработке новых продуктов, услуг и даже стратегий предприятия. Так, в частности, производственная функция может смещаться на более ранние стадии и выполняться одним из поставщиков. Например, ныне изготовители интегральных схем выполняют ряд функций, ранее присущих разработчикам компьютеров.

С практической точки зрения, виртуальное предприятие есть сеть свободно взаимодействующих (и взаимосодействующих) агентов, находящихся в различных местах. Эти агенты разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Многоагентные системы являются одной из наиболее быстроразвивающихся областей искусственного интеллекта. Разработка виртуального предприятия связана с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов. Построение многоуровневых дружественных интерфейсов между агентами играет первостепенную роль. Поэтому в первую очередь требуется построить модели взаимоотношений производителя с заказчиком, поставщиком, подрядчиком и пр., отработка которых позволяет достигнуть большей гибкости и реактивности предприятия. Здесь важное место должны занимать модели организации партнерских отношений в виртуальных предприятиях на основе многозначных логик взаимодействия отдельных предприятий и их подразделений (например, трехзначная логика — кооперация, конкуренция, безразличие), строящихся в зависимости от таких параметров, как совместимость целей предприятий, взаимное доверие и ответственность партнеров при выполнении их обязательств, необходимость объединения ресурсов и недостаток производственного опыта отдельного предприятия.

Важнейшим условием эффективности ВК служит интеллектуализация производства и менеджмента у предприятий-партнеров. Для ее достижения необходимо систематизировать корпоративные знания и опыт, создавать распределенные и большие базы производственных знаний, разрабатывать интеллектуальные производственные системы, в которых подсистемы способны к автономным оценкам, рассуждениям и действиям. Эффективное решение этих проблем требует разработки моделей и систем управления производственными знаниями. Основная роль управления знаниями в ВК состоит в их разделении между участниками так, чтобы каждый мог воспринимать и использовать корпоративные знания в процессах распределенного решения задач. Важную роль начинают играть системы управления знаниями (СУЗ). Основные требования к ним: гибкость, возможность поиска, чувствительность к контексту, адаптация к пользованию, прогностичность. Уже сегодня на рынке СУЗ представлены как простые системы, обеспечивающие выполнение отдельных функций управления корпоративными знаниями (например, система совместной фильтрации Grape-vine), так и сложные интегрированные системы (например, Fulcrum — система управления знаниями масштаба предприятия).

На наш взгляд, виртуальное предприятие может рассматриваться как метапредприятие (своего рода предприятие над предприятиями), объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных инновационных проектов или при производстве продукции мирового уровня. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий - партнеров вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из них в отдельности. В частности, образование виртуального предприятия из разнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Так, например, можно объединить достоинства больших предприятий (мощных, но обладающих сильной инерционностью и медленно реагирующих на изменения рынка) и малых предприятий (испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро перестраиваться). Виртуальное предприятие не ведает отраслевых или ведомственных границ.

Яркими примерами практической реализации идей виртуального предприятия в компьютерном бизнесе служат объединение усилий фирм "Apple" и "Sony" при работе над проектом "Powerbook", а также партнерство компаний ATamp;T, "Marubeni Matsushita" при проектировании компьютера (notebook) Safari. Другим классическим примером виртуального предприятия является европейский консорциум AIRBUS "Industries", производящий аэробусы А-310 и др.

Ниже приведены главные признаки, раскрывающие содержание понятия "виртуальное предприятие".

Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий в рамках стратегически целесообразных объединений и союзов.

Организация по проектам или вокруг ключевых процессов (сквозных деловых процессов предприятия или жизненного цикла продукта).

Образование автономных рабочих групп, обеспечение сотрудничества и координации лиц и коллективов, пространственно удаленных друг от друга.

Временный характер, гибкость, возможность быстрого образования, развития, переструктурирования и расформирования в нужное время.

Сочетание децентрализации и централизации в управлении при преимущественном развитии децентрализованного (распределенного) управления, приоритет координационных связей.

Максимально широкое распределение и гибкое перераспределение полномочий власти, принятие решений на всех уровнях организационной иерархии, сочетание восходящего и нисходящего проектирования.

Организация группового взаимодействия специалистов с помощью ЭВМ, включая "встречу в сети" (meeting on the network) и согласованные потоки работы (workflow), обеспечение свободного обмена идеями внутри и между уровнями организационной иерархии.

Разработка неоднородных компьютерных сред и сетей, использование архитектуры клиент-сервер, применение программных средств обеспечения коллективной деятельности (groupware) различного класса.

Три года назад Г ари Леник (Gary Lenic) собрал менеджеров из семи основных компаний, поставляющих детали и оказывающих производственные услуги компании "Pair Gain Technologies" из Тастина, штат Калифорния, которая выпускает коммуникационные системы для цифровых абонентских линий (digital subscriber line- DSL).

Руководитель отдела снабжения Леник хотел создать особый вид предприятия, в рамках которого "Pair Gain" и ее партнеры действовали бы в качестве единой производственной единицы, обмениваясь проектными планами, заказами на доводку продукции и нарядами на работу так, как если бы их передавали друг другу люди, живущие в одной комнате. После того, как Леник изложил свои идеи, один менеджер из компании-поставщика покачал в изумлении головой. "Послушайте, это же больше, чем работа в команде, — воскликнул он. — Это суперкоманда". Этот термин так и остался. Сегодня восемь компаний называют свой союз по производству телекоммуникационного оборудования "Суперкомандой" (Super Team). Однако эта команда действует в виртуальном мире, поддерживая связи через экстрасеть (extranet) — структуру, обеспечивающую надежное и безопасное ведение операций в Интернете.

Экстрасеть — это гибкий, быстрый и мощный инструмент, позволяющий одаренным воображением компаниям создавать новые структуры для ведения своего бизнеса. Для "Pair Gain" и других hi-tech компаний новой моделью стало виртуальное производство. Хотя "Pair Gain" проектирует, изготавливает и продает уникальную продукцию под своей собственной торговой маркой, эта компания вовсе не делает все сама. Вместо этого она управляет процессом производства внешних подрядчиков, эффективно координируя сложные процессы, способные запутать даже единую корпорацию.

Другие компании используют экстрасети для распространения новых моделей управления. Недавно созданная компания-франчайзер "Sandella’s" владеет в Соединенных Штатах целой сетью ресторанов. Тем не менее, ее накладные и производственные расходы находятся на таком же уровне, как расходы одного офиса ресторана высшего класса. "Sandella’s" работает как небольшой и "прозрачный" франчайзер. Она использует экстрасеть для контроля за деятельностью виртуальной группы независимых подрядчиков, занимающихся продажей франшиз. После открытия новых отделений "Sandella’s" планирует расширить функции экстрасети, включив в них единый контроль и поддержку всей цепи. Даже имеющие долгую историю компании используют экстрасети для упрощения и ускорения своей производственной деятельности. В области архитектуры и строительства Web-сайты, поддерживающие коллективные работы, помогают компаниям завершать в установленные сроки и бюджетные ограничения самые масштабные проекты. "Интернет, наконец, позволил нам делать с нашими клиентами все то, о чем мы всегда мечтали", — провозглашает Кен Смит (Ken Smith), менеджер по технологии подразделения "Advanced Technology" строительной компании "Black amp; Veatch" из Канзас-Сити, штат Миссури, имеющей оборот 2 млрд долл.

Большое значение имеет подготовка технических условий. Практически все операции вида бизнес-бизнес в Интернете ведутся через ту или иную форму безопасных частных сетей, утверждает Лори Орлов (Lauri Orlov), старший аналитик "Forrester Research", консультационной фирмы из Кембриджа, штат Массачусетс. Орлов прогнозирует, что объем операций в экстрасетях в Соединенных Штатах к 2003 году составит 1,3 трлн долл. по сравнению с 43,1 млрд долл. в прошлом году и 109,3 млрд в 1999 году (оценка). По словам Орлова, основными пользователями станут компании компьютерной и электронной отраслей, мотостроительные и нефтехимические компании.

В заключение отметим, что в современных условиях конкурентоспособность предприятий на мировом рынке (и особенно на рынке компьютерных средств) зависит от возможностей преобразования ключевых процессов предприятия в стратегические инициативы, нацеленные на как можно более полное удовлетворение требований заказчика, и вообще, на гибкое отслеживание и прогнозирование изменений в конъюнктуре рынка. Новейшими примерами таких инициатив служат перестройка или реинжиниринг (business process reengineering) и инновация (process innovation) процессов деятельности предприятия. Указанные примеры связаны с широким развитием и использованием новых информационных и коммуникационных технологий (НИТ/НКТ) для управления человеческими ресурсами и планирования будущей деятельности предприятия, моделирования и оптимизации процессов взаимодействия (кооперации и координации) между различными агентами (специалистами и подразделениями) предприятия. А это и означает актуальность и реальность создания "виртуальных предприятий".

<< | >>
Источник: Пелих С.А.. Организация производства в условиях переходной экономики. 2009

Еще по теме "Виртуальное" предприятие — как новая форма организации производства:

  1. 1.2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
  2. 3.1. Рынок как внешняя среда организации
  3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  4. 8.4.8 Карьера – форма организационно-экономического поведения*
  5. 2.3. Организационные формы интеграции и существенной консолидации в промышленности
  6. ТЕМА 4.5. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
  7. Технологии для виртуального предприятия
  8. 2.3 Современные интернет-технологии: функции и возможности для организации работы коммерческой фирмы
  9. Виртуальные предприятия: основные положения концепции
  10. Тенденции развития методологии виртуальных предприятий
  11. § 1. Особенности производства основных следственных действий по делам данной категории преступлений
- Cвязи с общественностью - PR - Бренд-маркетинг - Деловая коммуникация - Деловое общение и этикет - Делопроизводство - Интернет - маркетинг - Информационные технологии - Консалтинг - Контроллинг - Корпоративное управление - Культура организации - Лидерство - Литература по маркетингу - Логистика - Маркетинг в бизнесе - Маркетинг в отраслях - Маркетинг на предприятии - Маркетинговые коммуникации - Международный маркетинг и менеджмент - Менеджмент - Менеджмент организации - Менеджмент руководителей - Моделирование бизнес-процессов - Мотивация - Организационное поведение - Основы маркетинга - Производственный менеджмент - Реклама - Сбалансированная система показателей - Сетевой маркетинг - Стратегический менеджмент - Тайм-менеджмент - Телекоммуникации - Теория организации - Товароведение и экспертиза товаров - Управление бизнес-процессами - Управление знаниями - Управление инновационными проектами - Управление качеством товара - Управление персоналом - Управление продажами - Управление проектами - Управленческие решения -
Яндекс.Метрика