<<
>>

Власть как социальный феномен

Первовласть уходит в глубину веков и берет свои начала во взаимоотношениях в семье, в роде и племени. Даже в первобытном обществе инстинкт самосохранения побуждал людей выделять мудрого «вождя» на время охоты, перемещения племени на новые территории и в других отношениях.
Переход от инстинктивного объединения к сознательному был вызван условиями оседлого образа жизни, развития производства, разделения труда. Совместное проживание, совместная деятельность людей создали предпосылки для формирования у них социального сознания и коллективности целей (например, защита своей семьи, рода, племени от врагов, передача опыта и знаний новым поколениям, память о пережитых трудностях, понимание непохожести друг на друга объединений людей, подчинение частных расчетов общим интересам и т. п.). Этот своеобразный всеобщий интерес материализовался в виде различных норм поведения, традиций, специальных механизмов защиты и управления ранними сообществами людей. Весь этот своеобразный порядок в сожительстве больших групп людей мыслители античного мира представляли не иначе как зачаток власти, обеспечивавшей реализацию объективного интереса и договорного «права» между людьми. Семейно-родовая форма власти наблюдалась в первые века новой эры и у кочевых народов Руси. С развитием оседлости постепенно утвердилась племенная власть. Из равенства соплеменников выделяются наиболее сильные, умные, хитрые и способные влиять на других авторитеты. Вам известно, что с разделением общественного производства и появлением частной собственности стала формироваться территориальная власть, политические государства-княжества. Здесь уже родовые и родоплеменные связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти (новгородское вече). Последняя со временем отделилась от общества, провозгласив свое право управления основной массой земледельцев и скотоводов.
Подобная эволюция власти явилась выражением перехода обществ без государств к обществам с государством, при которых власть стала политической. Разговор о ее содержании пойдет в других темах. Здесь же отметим, что для государственности свойственны отношения господства и подчинения, причем обладающие властью составляют меньшинство, называемое часто «политической элитой». Почему же человек отказывается от первобытной свободы и независимости естественного состояния и устанавливает для себя целый ряд ограничений? Основоположник английской политической системы конца XVIII в. Д. Локк главную причину того, что люди отказывались от естественного состояния и создавали гражданское общество и государство, видит в стремлении избежать междоусобной войны и сохранить свою собственность. При наличии власти, к которой можно обратиться за судом и помощью, спор между отдельными людьми или группой граждан не перерастает в войну, так как может быть беспристрастно разрешен этой властью. Власть как общественная сила формируется, следовательно, не по воле индивида. Она возникает как результат объективного естественно-исторического развития. История не дает нам примеров человеческого общежития, которое бы обходилось без власти и принуждения. Отсюда естественно, что сфера политики определяется властью и всем тем, что с ней связано. Любое классовое общество держится на двух столпах: власти и подчинении. Без них существование любой человеческой кооперации было бы попросту невозможно, социальное сообщество упразднилось бы, а вместе с ним упразднилась бы и политика. Поэтому практически началом общественной власти и гражданского общества является согласие достаточного большинства свободных людей на их создание. Именно гражданское согласие людей, и только оно, является единственной силой, которая вправе учредить ту или иную форму общественной власти и создать государство. Д. Локк в этой связи считал, и с этим нельзя не согласиться, что первоначальный акт передачи гражданами части своих прав общественной власти не должен автоматически распространяться на все последующие поколения людей.
Новые поколения вправе избирать то сообщество, к которому они захотят присоединиться, то государство, подданными которого захотят стать. Наряду с гражданской властью человечество знает также и регилиозную власть, которая осуществляется служащим Богу чиновничеством. Независимо от религий всем священнослужителям приписывается сверхъестественное влияние на людей. Во всех священных трактатах проводится красной строкой идея — всякая власть от Бога. Не случайно и Президент Б. Н. Ельцин, желая получить поддержку российской православной церкви, принял благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия П. Власть, следовательно, является необходимым элементом жизнедеятельности любой социальной системы и одним из условий самой этой жизнедеятельности. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, разного рода общественных организациях и учреждениях, во всем государстве. В последнем случае она выполняет функции политической власти. К феномену власти обращался не один десяток поколений обществоведов (от философов, историков до политологов), чтобы найти ее истоки, раскрыть свойства, разобраться в причинах покорности людей тиранам, бездарным правителям, авантюристам и коварным честолюбцам. Вместе с тем само явление общественной власти остается недостаточно раскрытым. Видимо, поэтому существует множество определений и концепций власти.
<< | >>
Источник: Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф.. Политика и право. 10—11 кл.. 1995

Еще по теме Власть как социальный феномен:

  1. § 1. Дискуссионные вопросы понятии правоприменительной практики и ее социальные истоки
  2. Многомерная структура власти
  3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
  4. 14.8. Менеджмент социальной работы
  5. § 1. Социальные аспекты юридической ответственности
  6. Критерии и типы социальных группировок
  7. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения
  8. § 1. Гарантии социально-экономических прав как императив обеспечения потребностей и интересов отдельной личности и демографической безопасности социума в целом
  9. § 1. Социальные нормы и их классификация
  10. § 2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук
  11. § 2. Государство и власть как основополагающие категории политического
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика