<<
>>

Теолого-рационалистская трактовка власти как общественного явления

Первыми, пожалуй, кто предпринял попытку дать объяснение власти, были мыслители Древнего мира, в основном сторонники сверхъестественного происхождения власти, то есть теологической концепции.
Судя по сохранившимся источникам II—I тысячелетий до н. э., у древних египтян, китайцев, индусов, вавилонян, персов, греков и римлян господствовало представление о власти и порядке как явлениях небесного, надчеловеческого происхождения. Свои первые правовые и законодательные нормы жизни египтяне, греки, евреи приписывали творчеству богов или же их ставленникам — правителям. Схожие представления о божественном происхождении царской власти и законов отражены и в Библии. В послании Апостола Павла к римлянам прямо звучит требование безусловно повиноваться государственной власти, совершать молитвы за царей и всех начальствующих. Апостолы определяли и границы власти правителей: «Бога надобно слушать более нежели человека». В I тысячелетии до н. э. начался, однако, отход от мифологического, религиозного представления о власти к более или менее рациональному взгляду на окружающий людей мир вообще, на власть и право в частности. В V—IV вв. до н. э. греческие мыслители (Платон, Аристотель) развивают в антитеологическом духе светскую, «естественно-человеческую» линию учения о власти и политике, о частной собственности и общности имущества (платоновский «коммунизм»). Они же сформулировали понятийный аппарат, относящийся к сфере власти и политического устройства28: деспотия — неограниченная власть одного человека; тирания — власть, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении (разновидность деспотизма); монархия — наследственная власть одного человека; олигархия — власть немногих (группы лиц); плутократия — власть богатой верхушки общества; аристократия — власть лучших; тимократия — власть военных; охлократия — власть толпы; анархия — отсутствие власти, безвластие; демократия — народовластие, правление имущих граждан-горожан.
Политическая мысль представителей Древнего мира имеет сегодня не только исторический интерес, но и легла в основу современного политического мышления и менталитета. Аристотелевская классификация форм правления, поиск политического идеала и смешанности форм оказали огромное влияние на все последующие типологизации политических систем вплоть до наших дней. Духовное господство богословия в раннем и зрелом средневековье ограничивало прогрессивные традиции древних народов относительно свободы выбора верховной власти. В России же вообще не было, как в государствах Европы, того положения, что государь подчиняется закону. При поддержке церкви и с помощью идеологии самодержавного правления московские правители возвышались как над народом, так и над арис- тократами-дворянами. Глубокий разрыв между государственной властью и народными массами существовал в России не одно столетие. Русские князья использовали татарских правителей для подавления народных вече и других общественных институтов власти. Споры папства и королей о первенстве религиозной или светской власти переходили нередко в войны, несли простолюдинам новые невзгоды. В доктрине папы римского (например, в трактате Фомы Аквинского «О правлении государей», XIII в.) нашли свое выражение призывы к гражданам не повиноваться светским властям, если они не получили благословения церкви. Мы знаем, что все эти споры о первенстве одновременно играли и положительную роль. Через противопоставление двух властей постепенно распространялось признание ценности власти светской, разделение сфер государственной и церковной власти. Новое видение проблемы власти дали в XVI в. классики политической мысли: государственный деятель Италии Н. Макиавелли и французский юрист Ж. Боден. Заслуга Макиавелли состояла в возрождении классического метода обобщений древних на основе сопоставления различных форм политической жизни и в том, что он ввел в центр власти Человека, первым предложил рассматривать власть и политику как автономные сферы человеческой деятельности, а не «божий промысел», разработал «полезные правила», которыми должны были руководствоваться политические деятели.
В главах XV—XVIII книги «Государь» Макиавелли призывает правителя Г. Борджиа быть добродетельным, милостивым, честным, заботливым, щедрым, а не жестоким, скупым, вероломным и злобным. Но государь, по мнению Макиавелли, не должен в то же время отказываться от применения грубой дипломатии и военной силы, если торгово-промышленной буржуазии угрожает партия простого народа (чомпи) или же козни феодальной аристократии угрожают единству республики. Политика, основанная на культе грубой силы и нормах двойной морали, получила название «макиавеллизма», хотя лично Макиавелли не игнорировал нравственные вопросы и не проповедовал аморализм как политический принцип. Нелестную репутацию проповедника бесчестной и вероломной политики Макиавелли «заработал» скорее всего из-за публичного признания его своим учителем со стороны Фридриха II Прусского и других признанных мастеров политического вероломства (Талейрана, Дизраэли, Бисмарка и т. п.). В XIX в. постулаты Макиавелли входили в обязательный курс обучения любого дипломата и государственного деятеля. Начиная с Макиавелли, политика понималась как практическое искусство, в котором нравственная оценка не всегда принималась в расчет. С вопросом о первенстве и сущности власти тесно связана идея о принадлежности всей власти демократическому государству, идея суверенитета. В изложении французского политолога Ж. Бодена суверенитет идентифицировался с единством власти в руках его носителя-государя. Суверен, по Бодену, не связан с законами, которые он издает. История показала, что значение идеи суверенитета далеко не ограничилось прошлым временем. В условиях Российской Федерации последней четверти XX в. она приобрела новое содержание. Теолого-рационалистское определение власти, таким образом, в условиях Нового времени дополнилось социологическими подходами. Об этом и пойдет далее речь.
<< | >>
Источник: Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф.. Политика и право. 10—11 кл.. 1995

Еще по теме Теолого-рационалистская трактовка власти как общественного явления:

  1. Теолого-рационалистская трактовка власти как общественного явления
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика