<<
>>

Политическая культура как понятие

В научном обиходе это понятие употребляется как в широком, так и узком смысле слова. В первом случае в «политическую культуру» включают: 1) политические отношения индивидуума, гражданского общества и государства; 2) политические институты общества; 3) представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе и регионе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования.
При узком подходе к политической культуре берется только последнее, то есть содержание третьего пункта. Содержание и формы политической культуры складывались постепенно. Как духовный компонент политической системы, политическая культура вошла в научный оборот сравнительно недавно, в середине XX в. Хотя сам термин стал употребляться политическими мыслителями эпохи Просвещения (например, немецким философом И. Гердером, французским писателем и философом Вольтером) еще в XVHI в.89 В российской политической литературе данное понятие встречается у В. И. Герье (70-е годы XIX в.). В дальнейшем эта категория активно использовалась в политико-социологических и культурологических исследованиях различными западными (М. Вебер, О. Шпенглер и др.) и отечественными (Н. Я. Данилевский, В. О. Ключевский, Н. М. Карамзин, М. М. Сперанский, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев и др.) научными школами. Широко использовалась политико-культурная концепция и марксистами. Известны в этом отношении наработки В. И. Ленина. Им впервые в известном выступлении на Всероссийском совещании работников политпросветов в ноябре 1920 г. были сформулированы структурные компоненты политической культуры. В политической культуре он видел средство воспитания настоящих гуманистов, патриотов советской власти, «способных победить старый порядок и вести дело строительства государства без капиталистов и эксплуататоров... Это возможно, только овладев всей суммой знаний»90. Формирование политической культуры Лениным связывалось с повышением общей и профессиональной культуры работников советского государственного аппарата.
Последователи его, А. В. Луначарский, Н. И. Бухарин и др., разрабатывали в 20-е годы концепцию создания человека новой, политической и гражданской культуры91. Но реализовать эти задачи им не удалось. По известным причинам политико-культурные изыскания в Союзе были прекращены. Понятие «политическая культура», возрожденное американским политологом Г. Алмондом и его единомышленником С. Вербой, стало систематически употребляться в 50—60-е годы XX в. Политологи проинтервьюировали в США, Канаде, Великобритании, ФРГ и Мексике около 5 тыс. человек в 1959 и 1960 гг. В их опросах фигурировали ответы на три важных вопроса: 1) какое воздействие на жизнь опрашиваемых оказывало правительство той или иной страны; 2) какие обязательства, с их точки зрения, они испытывали перед правительством; 3) что они ожидали от правительства. Полученные результаты были проанализированы и обобщены в их совместном труде «Культура гражданина. Политические отношения и демократия в пяти странах» (Нью-Йорк, 1963). В политическом процессе названных стран они выделили три вида политической культуры: участника, субъекта и прихода-общины. 1. В политической культуре участника люди осознают себя гражданами и участвуют регулярно в политическом процессе. Они гордятся политической системой своей страны и обычно согласны обсуждать политические вопросы. Участники уверены, что до некоторой степени сами могут оказывать влияние на политику и готовы организовываться в группы для протеста против несправедливости. В анкете участники констатировали, что они гордятся участием в голосовании и считают, что все люди обязаны участвовать в работе политических организаций, что они сами активны в своих общинах, часто являются членами одной или более добровольных организаций. 2. Политическая культура субъекта стоит на более низком уровне по сравнению с политической культурой участника. Субъекты понимают, что они граждане своей страны, следят за политическими новостями, но не гордятся ее политической системой и не чувствуют большой ответственности перед своим государством.
Они также полагают, что могут оказывать влияние на политику только на уровне разговора с местными властями. Обычно им не приходит в голову организовываться в группы влияния на власть. В голосовании участвуют, но без энтузиазма. 3. На еще более низком уровне находится политическая культура прихода-общины, где люди не чувствуют себя гражданами большой страны и находятся на уровне этноса. Они идентифицируют себя с небольшой территорией проживания. Поэтому не гордятся тем, что происходит за границами их прихода-общины, ничего не ждут от федерального правительства. Сами члены прихода мало читают и еще меньше знают о событиях в стране и мире, редко с кем обсуждают политические вопросы. У них нет чувства политической компетентности и ответственности. Отсутствие у жителей прихода чувств гражданина затрудняет формирование в общине демократии. Полученные сведения позволили Алмонду и Вербе сделать заключение о том, что ни в одной из пяти стран нет чистой политической культуры участника, субъекта или прихода-общины. Во всех этих странах наблюдалось их смешение в разных пропорциях. В США, например, была в основном политическая культура участника с добавлением культуры субъекта. Англичане были ближе к балансу первых двух типов политической культуры: достаточно участников для демократии и субъектов, чтобы подчиняться властям. В Германии доминировала политическая культура субъекта: люди, как и при Гитлере, покорно подчинялись распоряжениям правительства и не желали вмешиваться в политику. Все это позволило Алмонду и Вербе сделать вывод о наличии в пяти странах разных уровней политической культуры. При этом с одной политической культурой общины, без культуры участника и субъекта ни одна из стран существовать не могла и не может. Такие государства либо распадаются, либо завоевываются другими. Именно это и произошло в прошлом с народами большей части Азии, Африки и Латинской Америки. Возобладание культуры эгоцентризма и национализма в 1917—1920 гг. обусловило распад России, а затем Советского Союза в конце 80-х — начале 90-х годов.
Но, с другой стороны, нежелательно и преобладание в обществе чистой культуры участника. Это чревато опасностью политического хаоса, поскольку многие стали бы отстаивать личные или групповые цели. Если подобное происходит (как во время политических революций и радикальных реформ), то интенсивная политическая культура участника после некоторого бурного периода идет на убыль. Об этом свидетельствуют опросы населения на территории Российской Федерации в 1989 г. и 1994 г. Сопоставим два ряда данных о сдвигах политической культуры российских граждан по вопросам перестройки и реформ. НЕСЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК МОРАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ92 (в % к числу опрошенных) Безусловно В какой-то Безусловно Затрудняюсь несет мере несет не несет ответить 1. За действие своего правительства 1989 14 29 37 28 1994 8 31 42 19 2. За события в стране 1989 22 42 17 19 1994 9 35 33 24 Из приведенной таблицы следует, что более 40% доверяли своему правительству, но готовы разделить с ним ответственность за проводимую им политику реформ лишь 8%. В то же самое время более 60% в 1994 г. отказали в своей прямой поддержке властям. Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какую бы среду деятельности он для себя ни избрал. Одним политическая культура нужна в большей степени, другим в меньшей, но нужна всем. Однако рабочие, крестьяне и служащие пытаются совсем уйти из политики. За последние пять лет процент не участвующих в референдумах или в избирательных кампаниях в России увеличился в два с половиной раза. В Великобритании и США основам политологии обучают уже в школе. К 12 годам две трети детей здесь имеют собственные симпатии и антипатии, которые в целом совпадают с позициями их родителей. Конечно, политические знания детей поверхностны, поскольку они еще не располагают достаточной информацией и способностью давать самостоятельную оценку политическим событиям, партиям, движениям, лидерам, а также участвовать в практической деятельности, иметь и отстаивать свою политическую позицию. Политическая культура, следовательно, явление сложное и многогранное, видимо, не случайно существует несколько десятков его определений. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба рассматривают политическую культуру как духовнопсихологическое явление, ориентированное на политическое действие. Свое определение политической культуры Алмонд сопроводил двумя существенными оговорками. С одной стороны, он не отождествляет ее с общей культурой, хотя и считает ее частью этой культуры, но обладающей известной автономией. С другой стороны, Алмонд отмечает, что политическая культура, как правило, не полностью совпадает с политической системой, так как типы политических ориентаций распространяются за пределы политических систем. На этом основании Алмондом было сформулировано понятие субкультуры, отражавшей неоднородность политической культуры в рамках не только однотипного региона, но и для государственно организованной национальной общности. Г. Алмонд подразделяет политические культуры на доиндустриальные, тоталитарные, континентально-европейские и англо-американскую. Другие политологи понимали политическую культуру более расширенно, включая в нее и политическое поведение. Э. Я. Баталов не ограничивает ее сферой сознания, а включает в ее основу еще и культуру политического поведения, культуру функционирования системы на институциональном уровне, культуру принятия политических решений, культуру восприятия и регулирования конфликтов93. Приведенные и многие другие определения политической культуры отражают те или иные ее стороны, следовательно, имеют и право на существование. Политическая культура, на наш взгляд, это часть духовной культуры общества, система исторически сложившихся у его сограждан политических взглядов, убеждений, традиций, нравственных норм и поведенческих установок, регулирующих поведение людей в институтах политической системы и гражданского общества. Политическая культура представляет собой многоуровневое явление и в структуре ее ценностных ориентаций политологи выделяют три уровня94. Во-первых, общекультурные ориентации на нормы западной или восточной цивилизации; на общегражданские или религиозные идеологии, на мировые или национальные нормы права и этики. Этот пласт социальных ориентаций — общеродовой источник культурной активности человека — наиболее инерционен по сравнению с другими уровнями и элементами политической культуры. Во-вторых, отношения людей к власти как публичному центру управления и принуждения. Новые поколения, вступая в политическую жизнь, первым делом определяют свою позицию к политической системе общества и на этой основе — отношение к своим гражданским правам и обязанностям. В этом смысле культура власти (культура гражданственности) составляет ядро политической культуры. Третий уровень политической культуры раскрывает содежание ценностных ориентаций гражданина к различным политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до отношения к самому себе как субъекту политической власти. Приведенные уровни позволяют получить более четкое представление о функционировании политической культуры. На разных уровнях она способна одновременно содержать в себе передовые и архаично-патриархальные элементы. В 1917 г. политическая культура определенной части населения России сумела радикализировать протекавшие в стране политические процессы и заменить буржуазно-демократическую власть на советскую. В то же время сложившиеся (материальные и объективные) условия революционной ситуации в западноевропейских странах, в частности в Германии, не получили подобного завершения в силу приверженности немалой части граждан принципам либерального парламентаризма и демократии. Все сказанное свидетельствует о высокой степени самостоятельности политической культуры, способной «достраивать» позиции класса до состояния, отвечающего его политическому уровню и месту в рамках той или иной политической системы.
<< | >>
Источник: Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф.. Политика и право. 10—11 кл.. 1995

Еще по теме Политическая культура как понятие:

  1. 5.1. Политический партнер как представитель цивилизации
  2. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ РАБОТНИКА
  3. 34.Правовая культура: понятие, структура, виды.
  4. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  5. Политическая культура: понятие и структура
  6. 4. Правовая культура: понятие, элементы, формы действия
  7. § 1. Формирование политической культуры
  8. Политическая система общества: понятие, структура.
  9. 1. Формирование политического “Я”. Политическая социализация личности: понятие, этапы, агенты.
  10. Понятие политической культуры, ее структура, уровни и функции.
  11. Методы исследования политической культуры общества.
  12. Политическая культура
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика