<<
>>

Власть как общественное явление. Сущность политической власти

Целью всякой политической деятельности является овладение и использование людьми власти для защиты своих интересов. Существование любого общества невозможно без поддержания его определенного равновесия.
Это достигается через власть. Власть занимает в политике место, сходное с тем, которое занимают деньги в экономике (Т. Ларсоне). Для постижения сути понятия «власть» интересно, на наш взгляд, определение еще одного западного ученого, который утверждает, что «власть, как и любовь, -это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемой и редко определяемое».Но именно та огромная роль, которая принадлежит власти в обществе, в политической жизни общества, обусловила появление такой науки, как кратология. Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы размышляют о сущности власти над объективными законами общества, социологи говорят о власти социальной, экономисты - о власти хозяйственной, юристы - о государственной власти, политологи - о политической власти, естествоиспытатели - о власти над природой, психологи - о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти, богословы - о власти Бога и т.д. Власть появилась с возникновением человеческого общества и всегда будет сопутствовать его развитию. До возникновения классов и государства власть носила общественный характер: не было аппарата, стоящего над обществом, особых принудительных учреждений. В первобытном обществе власть осуществлялась всеми членами рода, которые избирали старейшину. С появлением классов и государства кровные родовые связи были разрушены, вместо морального авторитета старейшины рода возник авторитет публичной власти, которая отделилась от общества и стала над ним.13 13 14 Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща. При этом в ее структуру всегда вписывается такое понятие как господство - как право одних властвовать над другими.
Вопрос, на чем основано это право, не получает однозначного ответа у исследователей разных эпох. Например, античные философы были склонны рассматривать господство как инструмент, организующий разделение труда (в этом полезность господства), в средневековье господство рассматривают как расплату за грехи человеческие, так внушался дух покорности, терпения и безропотного послушания даже в случаях совершенно произвольных действий властей как исполнителей какой-то непонятной никому божьей справедливости (правда, вполне земными руками). Двойственный характер господства: оно понимается, с одной стороны, как долг по отношению к правлению, устанавливающему порядок, с другой стороны, как покорность подчиненных. Власти предержащие стремятся внушить это подчиненным, что такая покорность и есть образец добродетельного поведения. Представители господствующих сословий, формулируя такие цели, рассматривали их как продукт и воплощение своего высокого интеллекта и на этом основании считали, что они могут представлять интересы и стремления всех. Господство как принцип подчинения становится объектом систематической критики лишь с того времени, когда человеку начали объяснять и внушать, что он по своей разумной сущности, а также в правовом отношении, свободен, что он по самому своему определению не должен никого признавать «господином» над собой, если даже этот властитель легитимизирован, узаконен теологией или обличен какими-то правами. Наконец, понятие господство отождествляется с государством, понимаемым в качестве некой нейтральной функции; государство же, в свою очередь, уравнивается с агентами (действующими лицами) политической и социальной системы. Макс Вебер (1864-1920 гг.) сделал наиболее радикальные выводы из того обстоятельства, что с самого начала Нового времени, в ходе деперсонификации и растущей анонимности когда-то весьма конкретных отношений господства, само понятие господство стало просто научной абстракцией. Определяя соотношение между господством и властью в том смысле, что с помощью господства как авторитарной командной системы можно умерить всякое сопротивление ему, Макс Вебер не только допускает возможность в своей теории «цезаристских» решений.
Более того, он строит теорию влияния и воздействия господства исключительно бихевиористского типа. Таким образом, под господством понимается система в обществе, где приказывают и выполняют приказы. Господство означает определение поведения других, а власть - это только влияние на поведение людей и социальных групп. Отсюда.сама политика рассматривается как всеобщее регулирование и формирование общественной жизни, основанное на господстве. Для более четкого уяснения феномена власти можно обратиться к различным теориям кратологии, например, к теории интеграции, в которой подчеркивается, что во все времена власть рассматривалась амбивалентно (двояко, двузначно): с одной стороны, власть - это проявление воли одного над другим, это способность А заставить Б сделать то, что Б в ином случае не стал бы. Это негативное понимание власти. Но понимать и видеть власть только в этом смысле и в одном только черном цвете, значит, считать, что власть - это враг всего живого. Это очень узкий и односторонний подход к пониманию власти. Назначение власти и в том. чтобы обеспечить общественный порядок. Именно достижение интеграции, объединения общественных сил, элементов для порядка в обществе - это под силу только власти, ее структурам. Основные элементы общественного порядка: нации, классовые, сословные группы, общности по интересам, конфессиональные (религиозные), территориальные общности. Высшая цель власти - интеграция этих элементов общественного порядка. Основные средства интеграции: - разработка правил и процедур (право) человеческого общежития; - организация коллективных служб и совместное управление обществом; - использование таких методов власти, как воспитание граждан (общая и политическая культура); - пропаганда. Таким образом, власть имеет как позитивную валентность (именно этот вид валентности поддерживает общественный порядок), гак и негативную валентность (этот вид валентности наказывает за нарушение установленного порядка). Чтобы власть могла успешно осуществлять свои функции, она должна обязательно учитывать интересы многих слоев общества, иначе она вскоре подведет общество к социальному взрыву.
В обществе власть поддерживается на всех уровнях: макроуровне (масштабы всего общества), мезоуровне (масштабы определенной общности) и микроуровне (в рамках организации, коллектива, малой группы, семьи). По мнению современного французского социолога Мориса Дюверже (1917 г.): «изображение Двуликого Януса есть правдивое представление о власти. С одной стороны, это инструмент господства одних групп над другими, используемый первыми к их выгоде и в ущерб вторым и, с другой стороны, - способ сохранять некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию всех в коллектив для всеобщего блага. Пропорция одной и другой сторон очень разнообразна, исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны власти существуют всегда».15 Польский ученый Ежи Вятр различает несколько подходов в классификации власти. В соответствии с ними, власть над живыми существами различается в зависимости от: 1. Средств, используемых для осуществления власти: а) непосредственная физическая власть; б) внушение (с помощью «кнута и пряника», т.е. наказывая и поощряя; в) влияя на мнение, т.е. с помощью пропаганды в широком смысле этого слова или в результате многочисленных повторов и упражнений (например, в армии). У каждого из этих видов власти можно обнаружить и своего субъекта власти. По пункту: а) - здесь армия и полиция являются субъектами, которые реализуют насильственную власть. По пункту: б) - приемами наказания и поощрения пользуются, например, экономические институты; в) - влиять на мнение с помощью многочисленных повторов стараются школы, церкви и политические партии. При этом надо иметь в виду, что такой подход условный, так как каждый из этих субъектов власти пользуются и другими средствами. 2. От субъекта власти: а) власть организаций; б) власть индивида над природой и над другими людьми, достижение которой обусловлено как естественными стремлениями человека к власти и славе, так и психологическими его особенностями. Именно стремление человека к власти является основой деятельности в общественных отношениях. Только осознав этот факт, считает Бертран Рассел, можно понять и объяснить историю человечества. Сущность власти как таковой проявляется на совпадении этих (а) и (б) форм власти. Политологи, занимаясь выяснением сущности власти, учитывают разнообразие в ее толковании: 1. Источник и содержание власти - есть определенная система норм, например, правовых (закон или Бог отдает власть в руки определенных людей). 2. Власть реализует всеобщие функции, она служит всем, в ней равно заинтересованы все (функционалистский, солидаристский подходы). 3. Основа и суть власти - врожденная склонность людей к агрессии, инстинкт к главенству или накоплению благ, форма самореализации особого типа индивидов (субъективистскопсихологический подход). 4. Власть - результат договора, игры единичных интересов, противоречий между свободой одних и ограничением других (индивидуалистическо-социологический подход). 5. Власть имеет классовый характер в классовом обществе, выполняет как функцию обеспечения классового господства, так и функцию реализации всеобщих интересов (марксистский подход). Суммируя вышеизложенное, можно дать определение власти в общем смысле слова: власть это есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как воля, авторитет, право, насилие. Политическая власть - сложная форма власти, которая всегда подразумевает другие формы власти и никогда не существует в «чистом» виде. Политическая власть реализуется через конкретные формы власти и, прежде всего, через государственную, а также: идеологическую, экономическую, социальную. Суть политической власти видна в ее функциях: 1. Организация конкретной политической системы общества. 2. Управление делами всего общества на различных уровнях. 3. Руководство органами власти, политическими (неполитическими) процессами в обществе. 4. Контроль политических (неполитических) отношений в обществе. Таким образом, политическая власть - есть реальная возможность руководить органами власти в обществе, политическим (неполитическими) процессами и осуществлять контроль над жизнью общества.
<< | >>
Источник: Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н.. Политология. 2005

Еще по теме Власть как общественное явление. Сущность политической власти:

  1. 1. Сущность и основные черты государства как субъекта управления
  2. 2. Административно-политическая элита в кадровой структуре государственного управления
  3. Лекция 2. Определение, сущность и содержание государства
  4. О ХАРАКТЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК ГОСПОДСТВУЮЩИХ КЛАССОВ РУМЫНИИ 60-х гг. XIX в,- 1918 г. (История и теория вопроса)
  5. Государственная власть и ее обоснование
  6. § 1. Общая характеристика мира политического
  7. Становление политической мысли на Древнем Востоке и ее релятивный характер
  8. Власть как общественное явление. Сущность политической власти
  9. 1. Понятие политического режима. Типология политических режимов
  10. Генезис и сущность политических партий
  11. Типы политической культуры
  12. Местное самоуправление: сущность и проблемы стековления
  13. §9. Зарубежный опыторганизации общественно-политического контроляза деятельностью органовисполнительной власти
  14. §8. Лоббизм в органах исполнительной властисовременной России
  15. Теолого-рационалистская трактовка власти как общественного явления
  16. Структура и принципы реализации общественной власти
  17. Определение и сущность государства
  18. Формы организации и средства исполнения государственной власти
Яндекс.Метрика