<<
>>

Политология как наука, объект и предмет: релятивистский подход.

Вычленить объект и предмет политологии сложно потому, что трудно разграничить в научно-исследовательской литературе работы, посвященные проблемам государства, политики, власти. Особенно нелегко это провести в отношении философских, социологических, юридических и политологических исследований.
При этом каждый ученый той или иной отрасли обществознания, определяя собственный аспект анализа, очень часто незаметно переходит в смежную предметную сферу. Такой подход может быть обусловлен, прежде всего, сложностью самого изучаемого феномена, а также разнообразием методологий научного исследования, идейными позициями самих исследователей. При этом идейные мотивы ученого незаметно оказывают влияние на понимание сути изучаемого феномена, а язык построения концептуальной формы может оказаться субъективным и описывать только личностный способ отношения изучающего к изучаемому, его мировосприятие. Сама система знаков, символов и лингвистических построений может оказаться проявлением субъективного мира ученого и описать его предполагаемую призму видения проблемы, воспроизвести его личный опыт. Самый поверхностный анализ способов понимания сути вопроса может привести к мнению, что область политологии субъективна, релятивна (лат. relativus - относительный). Поэтому выбор объекта политологии может оказаться изменчивым, относительным, если определение его зависит от субъективных намерений, цели, ориентации, от уровня и состояния в развитии общества идей о том, что входит в сферу политической науки, что можно считать политическим или вовсе не входящим в обозначенную сферу, а имеющим отношение к экономике, праву, морали. Но если объект изучения нечетко обозначен, субъективен и зависит от релятивной позиции не только индивида, изучающего нечто, что он относит (чем считает, что онотаковым является) к сфере политики, но и от культур-историзма как метода понимания общества и его аспектов, то возникает и другой не менее сложный вопрос: а возможна ли в таком случае наука о политике? Ведь если наука изучает нечто объективное, константное, в котором можно с помощью метода идеальных объектов выделить общее, устойчивое, закономерное, то в отношении политики, следует ли говорить, что ее возможно изучить? Не случайно, в 30-50-е годы XX века среди западных философов обсуждался вопрос о сущности науки, о статусе гуманитарных, общественных наук, имеющих отличие в определении предмета и объекта от естественных наук.
Абстрагируясь от всех случайных способов использования термина «наука» в обыденном языке, остановимся на определении тех рамок, которые применяются в интеллектуальной среде. «Наука» здесь есть теоретическое рассуждение, основаньое на принципах и законах логики о строго определенном объекте, из которых «исключены» мнимые факты и берутся достоверные, строго обоснованные научными методами. Это знание, которое постоянно развивается, дополняется, пересматривается, носит систематический характер и относительно адекватно той действительности, которую оно описывает, отображает в абстрактных понятиях и принципах. В известной мере, в таком определении термин «наука» релятивен, гак как наши абстрактные рассуждения есть рефлексия над действительностью. В науке, особенно в гуманитарной, общественной, всегда есть такая область идеального описания исследуемой реальности, в которой с позиций последующего исторического субъекта есть нечто, что требует пересмотра некой связи объекта, так как оно никогда строго не может быть обозначено раз и навсегда однозначно (за исключением тех случаев, когда мы говорим о Боге, но в таком случае наука вовсе будет не нужна). И, следовательно, требует своего дальнейшего исследования, объяснения в относительных границах познанного и опровергает принцип авторитета. Теория, согласно методологам науки, Должна быть опровергаема. Если же она все и вся объясняет, или любому возражению может дать более или менее пространный ответ, то такая теория не есть теория, не может быть научной, а может быть теологией, астрологией, у которых всегда найдется абсолютный авторитет, обладающий абсолютным, завершенным, неизменным, абсолютно-устойчивым знанием и истиной в последней инстанции. Политология не является лженаучной, выражением субъективного желания, мнения какого-либо авторитета. Она не обладает абсолютной истиной и таковой сама не является. Это означает, что ее теоретические выкладки о политике еще не есть сама политика, теоретическая совокупность знаний о политической реалии не есть сама реальность.
Но с помощью политических знаний человечество, общество, люди могут определить, распознать сложный феномен политики, ее связь с другими общественными процессами. Максимально приближаясь к истине, объективно описывая динамику политических процессов и разрабатывая методологию изучения политических феноменов, политология сама предстает как субъективное, теоретическое представление о политике в различных политических концепциях как прошлого, так и современности. При всем многообразии идейно-политических концепций о политических процессах, при всех различиях в методологии исследования политических институтов, политической культуры общества, тем не менее, политология дает нам истинное представление о мире политики. Таким образом, политическая наука соответствует характеристикам науки, так как она не просто конструирует в абстрактном, идеальном плане обобщенное знание о реальном объекте, одновременно конструируя альтернативные модели о нем. Эти модели фактической реальности не поддаются визуальному наблюдению, но описываются понятийно и абстрактно, в виде идеальных объектов, рационально логически поддающихся изучению, то есть описываются, изучаются на уровне теоретической рефлексии (что характеризует довольно высокий уровень абстракции политической науки и ее сложность). Естественно, у каждого, кто знакомится с политологией, возникают вопросы: каков объект и предмет политологии, или, иначе говоря, что изучает эта наука? При первом приближении, можно ответить так: политическая наука изучает очень сложную и динамичную сферу человеческих взаимоотношений, которую можно обозначить как мир политики. А что означает политика? С первого подхода может показаться, что нет ничего проще, чем ответить на вопрос о том, что есть политика. При этом самый ближайший ответ на заданный вопрбс предстанет как позиция приближенного употребления слова «политика». В этом случае мы можем заменить его синонимами, а сама обыденная практика его употребления окажется достаточно богатой в этом плане. Причем мы будем встречаться с самыми различными способами применения этого термина.
Каждый будет считать, что он прав поступать тем или иным способом, используя этот термин в различных значениях: «политика подавления масс», «политика управления людьми», «политика обнищания», «политика обогащения», «политика молодежи», «монопольная политика» и т. п. Приведенный ряд лишь малая часть того обширного арсенала использования этого достаточно популярного слова. «Значение» же каждого способа его применения многозначно, относительно и субъективно и зависит от многих моментов. Этот термин может применяться также и для обозначения некой программы действия. Причем степень субъективности и многозначности здесь особенно высока, так как определяема не от объективных процессов, а от субъективной цели, намерения, желания и выбираемых средств. Обобщая опыт употребления термина «политика» в.обыденном сознании, можно его свести к двум позициям: 1. Политика - это последовательная смена политических явлений, которые преследуют достижение определенного результата (социальная политика государства, молодежная политика, экономическая и др.) 2. Политика как деятельность людей, преследующих свои корыстные цели и для этого вырабатывающих определенную программу действия для их достижения. Не менее релятивен и другой аспект употребления этого термина, когда под ним подразумевают способ управления каким- либо процессом или объектом. При этом его смысл подразумевает некую совокупность задач и средств, потенций необходимых для ее реализации. Если объект управления объективен, то относительность и субъективность определения задач и средств очевидна, так как зависит от субъективных возможностей и степени прилежания исполнителей. Действия исполнителей зависят от временных параметров и границ культурной реальности. Это обстоятельство может повлиять и на выносимую оценку совершаемому действию. Причем, подвижность, изменчивость культурной реалии может дать различные оценки, выносимые различными индивидами, группами, стратами, классами, этносами и различными поколениями. В таком случае, под политикой можно понимать: A. Деятельность людей, обладающих политической властью и управляющих делами государства. Б. Искусство государственного управления. B. В определении политики наблюдается достаточное многообразие мнений, оценок, позиций, характеризующихся различием, нежели каким-то общим признаком. Еще большее акцентирование внимания на различия в определении политики можно наблюдать среди тех, кто выступает носителем конкретных мер административных решений, принимающих порой характер административных игр, когда решаются жизненные интересы большей части населения, реально не задействованных в политике, но втянутых в нее, и на жизненных судьбах которых апробируется та или иная конкретная методика политического пути. Управляющие от политики на этом пути используют порой различные средства по манипуляции сознанием одномерных индивидов, за которыми остается право иметь различные субъективные мнения, оценки, предпочтения, питать иллюзию на лучшую жизнь в свободном обществе. Им совершенно очевидным кажется, что название вещи точно соответствует самой природе вещи, а иногда, если они далеки от философии, то название вещи для них и есть сама эта вещь, а то, что есть в сознании, то существует вне нас, как нечто реальное. Но то, что есть в сознании требует своего точного описания и . объяснения. Оно может быть отвергнуто, если вместо него можно придумать, изобрести другой способ, более радикальный и более адекватный действительности и средствам, а потому прежнее решение или действие может быть опровергнуто, объявлено как нечто не соответствующее необходимости. В таком случае в действие начинает приводиться весь арсенал накопленных идеологических средств для пропаганды и защиты новой грани призмы видения острой политической, социально-экономической проблемы, с использованием альтернативных позиций, привлечении мнений экспертов, оценок и перспектив того, во что превратится и какие социальные последствия или затруднения все это за собой повлечет. В процессе таких релятивных игр может происходить смещение акцентов с важного на второстепенное, с необходимого на случайное. В ходе такой интерпретации в идеальном плане может произойти становление противоположных позиций. Спекуляция мнений на возникших противоречиях может провести к камуфляции частных, корпоративных интересов, выдаваемых под маской рациональных идей и решений. Несмотря на то, что сфера политики релятивна, изменчива, субъективна, тем не менее, складываясь как взаимоотношения между людьми, относящихся к различным социальным группам и поколениям, она выступает как нечто объективное, не зависящая от желания отдельных индивидов Практика, деятельность. В ней закреплен многолетний общественный опыт людей, отражен интерес социальных групп по вопросу о политической власти. Именно этот факт служит основанием для определения, что объектом политической науки является достаточно подвижная, изменчивая, многообразная, постоянно движущаяся практика, деятельность конкретных людей и ушедших во времени исторических субъектов по поводу политической власти. Поле политики - это жизнь исторических субъектов, персонажей. Жизнь этих исторических персонажей предстает как очень сложная политическая игра, разворачивающаяся на арене, сцене цивилизации, носящая драматический, порой трагикокомический характер. В этой игре принимают участие личности, социальные общности, политические институты. Вся их игра, все их взаимоотношения предстают как действия персонифицированных институтов, разворачивающихся в борьбе за использование, удержание власти, как деятельность по управлению государством, общественными делами, за сохранение консенсуса между различными персонажами политики. Важным субъектом политики является человек, который становится таковым не по праву рождения, а приобретает эту роль в процессе постижения правил политической игры, действующей в обществе. При этом участие в политике носит конкретный, личностный характер. Другим субъектом политики являются социальная группа, социальные страты и социальные общности. Персонификацией интересов и деятельности субъектов политики являются политические институты. К ним обычно относят - общественные движения, политические партии, правительства, парламент. В большинстве случаев политические институты привязаны к социальным общностям, в определенных исторических случаях они отчуждены от тех групп, олицетворением интересов которых первоначально они являлись. До тех пор пока перечисленные составляющие социальной общности (социальные группы, страты, этносы, нации) и конкретные индивиды осознанно не будут понимать свое место в ооществе, роль и действие, не будут бороться за свои интересы, они будут являться объектами политики. В том случае, когда они осознают их и будут активно принимать участие в политической деятельности, то есть бороться за их осуществление и достигать определенных политических результатов, эти социальные общности и индивиды становятся субъектами политики. Политика есть живой процесс активного, осознанного участия за реализацию своих стратегий и программ общественного переустройства, конфронтации в обществе или стабилизации государства. Политика есть живая, актуальная деятельность субъектов политики, направленных на достижение поставленных задач и цели, с помощью конкретно выбираемых средств для получения социально ожидаемых результатов. Итак, в политике активно принимают участие перечисленные субъекты. Взаимоотношения между субъектами по осуществлению своих интересов за политическое влияние в обществе и власть отражаются в политике. Политика при этом не есть нечто материальное, вещественное, потрогать, визуально воспринять которое невозможно. Дать определение политике очень сложно, ибо ни одно из существующих определений адекватно не охватывает всю ее сложность, многогранность, целостность. Политика - явление идеальное. Идеальность ее означает, во- первых, то, что она есть результат и само состояние мысленного эксперимента, есть абстракция от реальных взаимоотношений предшествующих и последующих во времени исторических поколений, живущих в обществе и защищающих свои интересы, права, борющихся за осуществление планов. Как некое субъективное представление этих живших и ныне здравствующих поколений во времени и в реальном социальном пространстве о своем бытии в нем, политика представляет совокупность идей, социальнопсихологических ожиданий этих поколений, в которых закрепляются их чувства, представления, знания о способах взаимоотношений и деятельности, поведения и традициях данного народа. Во-вторых, политика есть опыт многих поколений, в котором вобраны и обобщены способы и методы их поступков, действий, это и личный опыт индивидов. В-третьих, это накопленная информация о власти, государстве, взаимоотношениях и стратегиях, планах и программах их деятельности, в историческом процессе передаваемая через воспитание и традиции, через полйтическую деятельность. Исторически наследуемая духовная система, отвлеченная от ее исторических носителей, предстает в отношении индивидов и последующих поколений, грядущих во времени, как нечто самостоятельное, объективно-наличное, существующая вне, помимо них, но благодаря им и через них, так как эта духовная система постоянно транслируется, воспроизводится, не только повторяется социально-культурной жизнью но и средствами культуры, созданной народом. В политике предстает стремление людей принимать участие в управлении государством, взаимоотношениями социальных общностей, обладать властью. Это взаимно объединяющая деятельность политических партий, движений и групп, осуществляемая согласно установленным нормам, предстоит как политические отношения. В политологическом исследовании сущности политики, помимо названных, сложился ряд других важных концептуальных подходов, общая характеристика которых особенно необходима для более полного понимания политики. К ним следует отнести: геологические, натуралистические, социальные и рациональнокритические парадигмы (греч. paradeigma - образец, модель). Если теологическая концепция политику, власть определяет как проявление воли абсолюта, натуралистическая акцентирует внимание на роли географических и антропо-биологических факторов, то социальная парадигма объясняет природу политики через ее роль в общественной жизни. Согласно рационально-критической концепции источником развития политики является конфликт. Немецкий ученый Р. Дарендорф (1929 г.), развивая эту идею, считает, что основным содержанием политики и ее причиной является наличие организационных средств регулирования «конфликтных линий», которые ведут к интеграции общества, обеспечению человеческой свободы и установлению консенсуса между социальными группами. Обобщая различные подходы в определении политики, можно выделить ее специфический признак. Таковым является политическая власть. Совокупность политических идей, политических отношений и политических действий субъектов, борющихся за. Большинство политологов придерживаются сохранение, удержание и завоевание власти и достижение поставленной цели с помощью выработанной стратегии и есть политика. Объектом политологии является многообразный мир политики, к которому можно отнести изучение государства, политических институтов, форм власти и их роли в общественной системе, это и анализ сущности и роли политических движений, партий, избирательных систем, исследование различных форм политического поведения избирателей и их мотиваций, роли средств массовой информации и их влияния на формирование общественного мнения. Итак, мир политики - объект политологии всегда предстает как: - сфера отношения социальных субъектов по укреплению, удержанию, использованию политической власти; - сфера политической деятельности политических институтов: государства, политических партий, политических движений, по поводу управления общественными процессами и сохранения консенсуса различных социальных групп с различными интересами и потребностями. Таким образом, объектом политической науки является мир политики, и в этом мнения ученых-политологов едины. Что же касается предмета политологии, то в этом вопросе существует многообразие точек зрения. Так, среди политологов существует мнение, что предметом политической науки является изучение государства. Такое мнение сложилось из специфического понимания политики: когда политика отождествляется с государством, а само государство трактуется как высшая форма организации политической жизни и как единый субъект политики. Ьольшинство политологов придерживаются суждения о том, что предметом данной науки является изучение сущности власти, а само государство есть одна из многих ее персонификаций. Правомерность каждой позиции по вопросу о предмете политической науки в современных условиях особенно не оспаривается. Это обусловлено, с одной стороны, сложившейся традицией в развитии политологического знания, восходящей к древности. За этой традицией стоят не только история развития политических идей, философская рефлексия над сущностью и феноменами политики, политические концепции о власти и государстве, но и конкретные результаты - в виде политических знаний, полученных с помощью методов научного исследования политических процессов, движущих сил и закономерностей удержания и упрочения власти, стабилизации государства. С другой стороны, в каждой позиции закреплены политический опыт и исследование феноменов власти и политики, разработка и апробация конкретных методик и процедур. Поэтому в различных политологических школах по вопросу о предмете этой науки можно встретить плюрализм определений. Но именно такой плюрализм позволяет описать и воспроизвести многоликий облик политики, вскрыть то, что она собой в камуфлированном виде являет, и то, что она собой на самом деле представляет. Поэтому каждая точка зрения, с которой читатель и студент встречаются в различных учебниках, представляет собой проявление той духовно-политической традиции, к которой себя осознанно относит ученый, и тот объективный политический опыт и совокупность знания, которые представлены в конкретной школе. Но эта точка зрения вовсе не является единственно возможной, а она есть отображение определенного уровня теоретического понимания и анализа предметной сферы, есть определенный аспект исследованного, понятого феномена, обусловленного культурно-историческим процессом и отображением теоретико-практической востребованности и значимости данной модели политического процесса. В науке каждая точка зрения лишь определенный уровень знания, приближение к пониманию феномена власти. В науке, согласно методологам, должна быть сохранена толерантность, что более соответствует исследовательскому духу и поиску истины, ибо наука есть интеллектуальный поиск, в процессе которого происходит рациональное постижение политических процессов, опровержение иллюзий и необходимых прогнозов. Политическая наука есть субъективный анализ такой специфической человеческой субъективности, как политика. Предметом политологии является изучение политической власти. Этот феномен универсален, и нет ни одного политического явления, которое бы она «не пронизывала». Люди, осознавшие свои интересы и во имя осуществления их вступающие между собой в политические отношения по поводу политической власти: сохранения, функционирования, защиты, стабилизации системы власти, а также принимающие активное участие в политической деятельности по управлению политическими процессами, по сути создают ту сферу политики, которая становится предметом политико-научных исследований. Эта сфера политической жизни общества представляет собой сложный, динамичный, противоречивый процесс и постоянно подвергается воздействию со стороны других сфер общества. Постоянно взаимодействуя с такими сферами культуры, как экономика, право, мораль, феномен политики, она, в свою очередь, оказывает обратное активное воздействие на них и постоянно вовлекает в свою сферу такие явления, которые ранее не имели политической окраски, но со временем, вовлекаясь в сферу политики, приобретают политический характер и становятся объектом и предметом политической науки. 3.
<< | >>
Источник: Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н.. Политология. 2005

Еще по теме Политология как наука, объект и предмет: релятивистский подход.:

  1. Политология как наука, объект и предмет: релятивистский подход.
  2. Становление политической мысли на Древнем Востоке и ее релятивный характер
Яндекс.Метрика