<<
>>

Место политологии в системе общественных наук

Будучи феноменом культуры, политика тесно взаимосвязана и постоянно взаимодействует с экономикой, правом, моралью. Тесная взаимосвязь политики с экономикой была предметом пристального внимания ученых-марксистов, которые определяли экономику как детерминанту (лат.
determinare -определять) политики, а саму политику рассматривали как концентрированное выражение экономики. Подчеркивая их диалектическую связь, марксисты не только считали, что экономический интерес определяет политические явления, но и признавали относительную самостоятельность политики и активное управление экономикой государством. Во многом теоретические посылки марксистов носят достоверный характер, и нельзя признать того факта, что на протяжении развития истории человеческого общества можно проследить связь и обусловленность политики экономикой. Любой экономический кризис отражался и на политической дестабилизации или конфронтации интересов социальных групп. Активное вмешательство политики в экономические процессы дает различные социальные последствия. Так, например, в тех общественных системах, где государство поставлено над индивидами, имеет собственные цели, отличные от индивидуальных. В таком обществе власть становится самоцелью, с помощью которой организовывается общество и управляется по плану. Здесь власть становится свер$ властью, так как многократно усиливаясь, она концентрируется в руках государства (или группы) и становится беспредельной, не несущей никакой ответственности за свои решения. Примером беспрецедентной концентрации власти являлась власть ЦК КПСС, которая руководствуясь идеей плановой экономики, создала вертикальную систему управления из центра, хозяйственноуправленческую субординацию и тип планово-регулируемого хозяйства. Созданный централизованный принцип управления экономикой повлек за собой полное подчинение экономических целей и действий целям государства. В СССР была создана основа для объединения (слияния в одно целое) государственной и экономической власти, давшая такие социальные последствия как декларация целей и их не реализация, концентрация власти и ее бесконтрольность, коррупция в промышленных масштабах, подрыв и лишение политической и экономической свободы индивидов, порождение тоталитаризма.
Тоталитаризм неизбежно ведет к трансформации человека в соответствии с идеологическими принципами, порождает жесткий контроль над сознанием индивида. Тоталитаризм, по меткой характеристике Оруэлла, порождает абсолютный контроль над сознанием индивида, преследуя «запретительные» и конструктивные цели: «Не просто возбраняется выразить - даже допускать определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать, создается идеология, которая должна быть принята личностью, норовят управлять ее эмоциями, навязывать ей образ мысли и поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть ее в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений».1 Когда роль государства в экономике минимизируется за счет представления экономической конкуренции в сочетании с политической демократией, считается, что она должна создать основу для общественного прогресса, так как экономическая свобода, являясь целью, одновременно является средством для осуществления политической свободы. В таком случае роль государства должна заключаться в обеспечении законодательных условий для развития рынка и частного предпринимательства и невмешательство государства в дела экономики. Соотношение экономики и политики всегда предполагает и решение правовых проблем. Активность проникновения политики во многие сферы общественной жизни в современных условиях очевидна. Если активность политики будет носить бесконтрольный характер, то последствия могут привести к нежелательным процессам. Поэтому в обществе всегда имеется нормативный орган, который обеспечивает способы взаимодействия индивида и общества, социальных групп и политических институтов и т.д. В каждом государстве существует и функционирует своя Конституция, закрепляющая в нормативном аспекте права и обязанности ее граждан, разумный баланс между индивидуализмом и коллективизмом. Иначе бы без такого баланса начала бы действовать дезорганизующая сила, которую Т. Гоббс назвал «войной всех против всех». Поэтому одним из главных завоеваний общественного прогресса является осознание прав народов, этносов на социальнополитическое развитие, право на самоопределение, право на жизнь в условиях экологически чистой среды и закрепление в правовой форме прав индивида - право на охрану здоровья человека, право на образование, право на участие в политической жизни и т.д.
Такое закрепление в правовой форме индивидуализма и коллективизма - одно из условий для нормального социального и политического развития государств, как имеющих достаточно богатую историю, так и для новых, начинающих свой путь на политической сцене. Так, суверенное государство Республика Казахстан, определяя свой путь политико-экономического развития, закрепило известный баланс индивидуализма и коллективизма. Исходя из дефицита индивидуализма, в Конституции 1995 года была закреплена идея разумного индивидуализма. Но, несмотря на то, что система прав и свобод человека, отраженных в Конституции, соответствует международно-правовым стандартам, все же слабо развиты юридические механизмы ее защиты, и которые требуют своего дальнейшего теоретического изучения и практических форм их вхождения в жизнь. Сложность взаимоотношения политики и права еще раз подчеркивает не только их важность для развития общества и социальных субъектов, востребованностью практикой, но и становится предметом изучения политической и юридической наук. Очень сложным вопросом политической науки и этики является проблема соотношения политики и морали. Мораль и право выступают регулятором человеческого поведения. Если право придает нормативный принудительный характер регуляции поведением человека, то мораль исходит из добровольности, из ориентации поступать, не как хочется индивиду, а из «должного». Политика также выступает в роли регулятора общественных отношений между социальными группами и государством, создавая такие условия, в которых могут изменяться представления людей о моральных и правовых нормах. Но изменение таких представлений о нравственном и должном происходит в процессе изменения взаимоотношений и шкалы ценностей в жизни людей, а не под влиянием правительственных указов. Посредством моральных и правовых норм регулируются в политике взаимоотношения между государствами, между лидерами оппозиций и партий, отношения между социальными группами. Многие политические программы и политические действия оцениваются с позиций моральных ценностей: войны «справедливые» и «несправедливые», «честный» и «нечестный» политический лидер и его действия, его моральные качества и др.
Во взаимоотношениях между людьми и в истории человеческих отношений закрепился так называемый этический релятивизм. Допущение относительности этических норм и стандартов поведения и отношения, а также их реализация в человеческом поведении издавна существуют в реальности человеческих взаимоотношений и всегда привлекали внимание ученых-этиков. А как соотносятся между собой либерализация отдельных моральных норм и законодательства, с одной стороны, и, с другой стороны, может ли эта либерализация, стать объектом и предметом политики, приобрести политический характер - вопрос достаточно сложный. Особенно актуальным в плане соотношения морали и политики является •! чцчч о выборе^ когда приходится выбирать между долгов R средствам и для достижения поставленной цели. 13м^1|>еш«нмй№Тед01 вопроса, доводящий этот выбор до ficfro - (Цинизм а, ныне не оправдан, так как атындагы гылыми ! I 7 осознанный уровень культурного и цивилизационного развития человечества показывает, что аморальность средств делает безнравственным и саму цель! Опыт исторического и культурного развития человечества все более убеждает, что принцип соблюдения прав человека может стать критерием определения моральности политической стратегии и тактики. Абрис взаимоотношения политики и экономики, политики и права, политики и морали характеризует не только сложность и противоречивость их диалектических связей и отношений, но и раскрывает еще один аспект - взаимосвязь и взаимоотношение политологии с другими общественными и гуманитарными науками. Политическая наука тесно взаимосвязана с социологией. Это взаимосвязь двух наук проявляется прежде всего в том, что политика рассматривается как общественный феномен. В изучении этого объекта обе науки используют одни и те же методы исследования, но различия предметов, задач и в методологических подходах обуславливают и различие в изучении политики. Так, политология в изучении политики акцентирует внимание на политической власти, на способе осуществления политической жизни, в то время как социология акцентирует внимание на общественных процессах и их влиянии на политику. Тесная взаимосвязь существует между политологией и юридической наукой. Эта взаимосвязь, прежде всего, обусловлена тем, что у права и политики одни и те же субъекты: парламентарии издают законы и определяют политику страны; тот же судья, который применяет право, одновременно стремится наделить приговоры превентивным успехом и тем самым проводит определенную уголовную политику. Политика и право-это два способа деятельности власти. В праве власть выражает себя, устанавливая нормы длительного действия, за соблюдением которых она постоянно следит. В политике же власть выражает себя периодическими решениями, которые она принимает на основе выработанной ею программы действий. Это различие можно проиллюстрировать следующим весьма банальным сравнением: право - строительство корабля, его оснастка и спуск на воду; политика - это курс корабля. Следовательно, юридическая наука ставит акцент на нормативности установленных правил, совокупность которых (с точки зрения их образования и внедрения в практику человеческих взаимоотношений) носит субъективный характер, но проявляясь через институты, по рождая ценности и поступки, приобретает в общественной практике реальный и ооъективный характер. Однако, несмотря на этот аспект, юридическая наука придает им законодательный, нормативный характер. Политическая наука в анализе политики и ее феноменов акцентирует внимание на ее политико-властную сущность, но в то же время не может абстрагироваться при их анализе от воздействия юридических организаций. Таким образом, имея достаточно четкие предметные границы исследования, обе эти науки дополняют друг друга в анализе конкретных взаимодействий политики и права, политических институтов и юридических организаций. Что же касается экономической теории и политологии, то объекты и предметы их четко разграничены, но поскольку и экономика, и политика являются подсистемами общества, то как общественные явления они постоянно соприкасаются, взаимодействуют, взаимовлияюти взаимообуславливают друг друга. Поле пересечения этих интересов ста-новится основой их взаимодействия. Очень сложной является связь между философией и политологией. На протяжении более двух тысячелетий политические идеи и учения развивались в рамках историко-философских, как прикладные сферы применения теоретических рассуждений о политико-государственном устройстве. На сегодняшний день, определившись как самостоятельная система знания, политология не игнорирует своей близости к философии. Это объясняется тем, что без философской рефлексии невозможно более или менее выстраивать футурологию политики, так как она составляет неотъемлемую часть культуры политологического мышления. Но вместе с этим политология имеет свой строго определенный объект и предмет исследования, свою логическую структуру и методологию политологического анализа. 1.
<< | >>
Источник: Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н.. Политология. 2005

Еще по теме Место политологии в системе общественных наук:

  1. 5. Советская модель экономики и советская экономическая наука
  2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
  3. Ecть ли у политологии собственный инструментарий?
  4. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
  5. Лекция 1. Предмет теории государства и права
  6. ПРОГРАММА КУРСА «ПОЛИТОЛОГИЯ»
  7. Предмет, объект и структура политологии
  8. Национальные школы геоэкономнкн. Геоэкономика в системе научного знания
  9. 1. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
  10. § 1. Понятие и система науки финансового права
  11. § 2. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук
  12. § 2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук
  13. § 5. Две тенденции в развитии политической науки
  14. Место политологии в системе общественных наук
  15. Методы политологического исследования. Предназначение политологии
  16. Политическая система общества: понятие, структура.
  17. Значение бихевиористского метода в политологии
  18. §1. Проблема соотношенияполитики и управленияв современной политическойи административной науке
Яндекс.Метрика