<<
>>

Истоки концепции «гражданского общества»

Термин «гражданское общество» был впервые употреблен в Европе. Как считает Д. Кола, это выражение появилось при переводе древнегреческого сочетания слов koinonia politike, в его латинском варианте (societas civilis), в одном из текстов соратника М.
Лютера немецкого мыслителя Меланхтона. В Англии этот термин появляется в 1594 г. Он восходит к идее полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идее естественного права. Как в жизни древних греков, так и у древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, устройство армии и военную стратегию, образование, художественную культуру и т. д. Политическое и гражданское, государство и общество у греков как бы совпадало, что и отразилось в концепции полиса, в частности у Аристотеля. У него «гражданское общество» и «политическое общество» не различаются. Такое общество противопоставляется семье, а также этносу (народу), как более низкой форме организации, характерной для варваров. У Августина Блаженного в его труде «Град Божий» присутствует термин civitas, подчеркивающий разделение на земной град и государство, с одной стороны, и град Божий и церковь – с другой. Церковь как бы курирует гражданское общество. У Гоббса гражданское общество становится выходом из естественного состояния, спасения от войны «всех против всех» и построения сильной политической власти. Для Гегеля гражданское общество – сфера, где люди удовлетворяют свои частные интересы и потребности. Причем это невозможно без государства: без него общество просто бы деградировало. К. Маркс, наоборот, отдает приоритет гражданскому обществу перед государством. В недрах гражданского общества происходит дифференциация, приводящая к возникновению государства, к борьбе классов за это государство, а затем – к постепенному отмиранию государства после победы диктатуры пролетариата. Происхождение и становление гражданского общества При отыскании практических моделей, объясняющих происхождение гражданского общества, следует учитывать следующие моменты: 1) существуют исторические структуры, служащие прообразом гражданского общества; 2) становление гражданского общества соотносится с формированием нового государства XVII–XIX вв.; 3) существует специфика становления гражданского общества в разных странах; 4) гражданское общество с теми чертами, которые политологи и социологи считают существенными, возникло и развивалось в основном как европейское и североамериканское явление, при этом в Европе оно реализовалось не так полно, как в США и Канаде; 5) это не говорит априори о том, что в восточных обществах отсутствует гражданское общество: его развитие замедлено и своеобразно в связи с сильным влиянием традиционных социальных структур и государства. Говоря об исторических прототипах, следует отметить устройство древнегреческого полиса, а затем республики у древних римлян.
М.А. Василик и М.С. Вершинин кроме этого отмечают также традиции эпохи Возрождения и Нового времени. Это – европейскосредиземноморская традиция с опытом гражданского общества в итальянских городахреспубликах эпохи Возрождения. В частности, Макиавелли указывает на ценности гражданского общества: мир и безопасность граждан; наслаждение своим имуществом; право каждого иметь и отстаивать свои убеждения. Следует учесть и континентальноевропейскую традицию вольных городов, особенно северогерманских торговых городов и их союзов, например Ганзейского союза. Города имели свои уставы, суды, самоуправление. Значительным влиянием пользовались гильдии (цехи) – одна из форм городской ассоциации ремесленников и торговцев, защищавшая граждан и оказывавшая влияние на управление городом. Значимы также и исторические структуры в духе либеральной англоамериканской традиции свободы и собственности как естественного права при минимизации роли государства как необходимого зла. Здесь сильна была автономия динамичных гражданских ассоциаций, в чем сыграла важную роль миграция в Северную Америку, в том числе миграция кальвинистов, методистов, мормонов. На наш взгляд, следовало бы добавить и опыт структур Средневековья, выраженный, например, в противостоянии церкви и светской власти, а также в борьбе городов с феодалами, в которую вмешивались монархи. Церковь сначала способствовала автономии верующих от пасторского государства; затем Реформация и протестантизм способствовали развитию автономии верующих от централизованной церкви, в том числе огосударствленной церкви, как в Англии. Но, конечно, решающим было развитие капитализма, с его протестантской этикой и конкуренцией. Оно породило условия как для подлинной материализации гражданского общества, так и для правового государства. Оно ускорило и динамизировало в значительной степени формирование самостоятельных ассоциаций: купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов, политических партий и т. д., которые защищали групповые и индивидуальные интересы, права и свободы граждан.
<< | >>
Источник: А. А. Акмалова, В. М. Капицын, Л. Н. Панкова. Политология. Вопросы и ответы. 2008

Еще по теме Истоки концепции «гражданского общества»:

  1. § 1. Дискуссионные вопросы понятии правоприменительной практики и ее социальные истоки
  2. Лекция 1. Предмет теории государства и права
  3. Имперское наследие как преграда этнополитической интеграции общества
  4. БЫВШИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
  5. 8. ПОСЛЕ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
  6. ПОСТМОДЕРНИЗМ и иллюзия
  7. Книга II. МИРАЖ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  8. § 3. Основные принципы и приоритеты государственной научно обоснованной просемейной политики
  9. § 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей
  10. § 5. Основные характеристики правового государства
  11. Истоки концепции «гражданского общества»
  12. Право на социальное обеспечение в системе прав человека
Яндекс.Метрика