<<
>>

3. Диалог правовых культур: региональный контекст

Развитие права в современном мире тесно связано с понятием гуманизма. Пожалуй, сократовский афоризм о том, что человек, знающий что такое добро никогда не будет вести себя дурно, как нельзя лучше характеризует современное отношение к праву на Западе.

Однако понятия о добре и зле, хорошем и плохом, несмотря на ряд различий, являются общими для всех современных цивилизаций. При обсуждении различных аспектов гуманитарно-правового диалога невозможно обойти вниманием такой важный его элемент как правовой плюрализм. Наиболее удачным определением правового плюрализма является следующее. Правовой плюрализм это ситуация, при которой две или более правовые системы сосуществуют в одном социальном поле. Сосуществуют, то есть мирно взаимодействуют, дополняя и развивая друг друга. Основной целью исследования сущности правового плюрализма является сопоставление различных правовых культур, поиск и анализ путей взаимодействия между ними в стремительно меняющемся мире в условиях глобализации.

Для России проблема ведения грамотного гуманитарно-правого диалога является более чем актуальной. Несмотря на проводимую в советское время политику унификации права на территории всей страны, в настоящее время в целом ряде регионов проживают группы населения с отличными от принятых на Западе взглядами на право. Например, понятия о праве народов Крайнего Севера, мусульманская правовая культура. Игнорировать это означает намеренно создавать конфликтные ситуации там, где существуют противоречия между различными правовыми культурами, - противоречия, которые вполне можно решить путем конструктивного диалога. Тем более, что для этого существуют все предпосылки. Уникальным в этом смысле является опыт правого диалога на территории Северного Кавказа и Средней Азии во второй половине XIX - начале XX века, когда три правовые системы: мусульманское, обычное и имперское право вполне удачно сосуществовали и даже обогащали друг друга.

Правовой плюрализм помогал найти взаимоприемлемые компромиссные решения. Суть их, как правило, сводилась к следующему. Местному населению предоставлялась возможность продолжать следовать целому ряду правовых предписаний, иногда не во всем соответствовавших общегосударственному законодательству. Вместе с тем, отменялись те нормы, которые напрямую противоречили общегосударственному законодательству. Например, на Северном Кавказе, как правило, отменялись нормы мусульманского права, посвященные уголовным наказаниям, и применялись либо более мягкие нормы обычного права либо имперское законодательство. В итоге выигрывало и местное население, и государство.

Если мы взглянем на правовую ситуацию на Северном Кавказе, мы увидим что концепция правого плюрализма не утратила своей актуальности и по сей день. Стремление администрации местных республик подавить любые проявления самобытности в праве, зачастую нисколько не противоречащих федеральному и республиканскому законодательству, жестоко пресекаются с использованием правоохранительных органов, что не может не привести к усилению конфронтации. Не менее актуальна подобная проблема и для стран Западной Европы, где с каждым годом возрастает число людей, принадлежащих не только по рождению, но и по своему воспитанию к иным правовым культурам. Речь, прежде всего, о мусульманской правовой культуре. В целом ряде стран (Нидерланды, Франция, и др.) созданы многочисленные институты, которые занимаются изучением проблемы диалога правовых культур. Можно без всякого преувеличения сказать, что от успешного разрешения конфликта между европейской и мусульманской правовой культурой во многом зависит будущий облик Европы.

Таким образом, контакты с носителями иной правовой культуры оказывают серьезное воздействие на правовую культуру общества в целом. Масштабы этого воздействия определяются следующими обстоятельствами: а) культурно-правовая близость контактирующих обществ; б) отношение носителей культуры-реципиента к культуре-донору; в) степень связи с другими элементами культуры общества (чем сильнее интегрированы компоненты культуры, тем сложнее изменить облик каждого из них в отдельности).

Активное участие правовой культуры в диалоге с соседними правовыми культурами обеспечивает ее наиболее динамичное и успешное развитие и адаптацию к постоянно изменяющимся экономическим, социальным, политическим и культурным реалиям, следовательно, обеспечивает большую стабильность существования.

Кавказ по отношению к России и во взаимоотношениях с ней всегда занимал особое положение. Северо-Кавказский регион имеет сложный социальный и культурный состав. На его территории проживают представители более сорока этнических общностей российского народа, которые имеют давние исторические связи между собой и со всей Россией, причем сохраняющие свою культурную индивидуальность. На территории Северного Кавказа основную массу населения составляют мусульмане. В связи с этим, Северный Кавказ стал зоной повышенного внимания и экспансии различных радикальных исламских течений. Лидеры различных организаций и движений крайне радикального толка предпринимали, да и сейчас предпринимают путем разжигания межнациональной и религиозной розни попытки реализовать проекты нового территориального устройства региона, отделения республик Северного Кавказа от России. Это реальная угроза федеративному устройству страны, ее безопасности и целостности.

Преобладание русской культуры на протяжении десятилетий обеспечивало в регионе в основном бесконфликтное развитие ситуации. Очень важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий – исламом и православием. Учитывая, что религия особенно ислам, обретает все большее значение в общественно-политической жизни, следует делать акцент на мирном сосуществовании разных конфессий, на поиск диалога, в том числе в сфере правовых взаимоотношений. Народы России не надо уговаривать жить вместе, надо только создавать условия, нормальный морально-политический климат для их совместного достойного проживания в составе единого государства.

Существуют несколько правил, следование которым помогает избежать недопонимания и напряженности:

1) знать символику и культуру своего этноса;

2) знать коммуникативную символику другого народа;

3) понять, что все культуры равноценны;

4) вести себя естественно, информировать партнера о своих интересах, ценностях, обычаях;

5) искренне интересоваться культурой, ценностями, стереотипами других народов;

6) постараться увидеть мир чужими глазами при сохранении своей этнической идентичности [123].

Как было отмечено выше, составляющим звеном правовой культуры является правосознание, включающее в себя не только правовые знания, но и правовые эмоции и чувства, которые, возникнув под воздействием существующих нравственных и религиозных стереотипов, впоследствии превращаются в правовые представления. Это, прежде всего, относится к нравственным категориям добра, ненасилия, справедливости и т.д., представления о которых складывались веками и зафиксированы в памятниках культуры. Диалог между правовыми культурами должен осуществляться в рамках общего понимания и принятия субъектами права, в данном случае народом страны, в качестве основы (с учетом национальных особенностей) основополагающих нравственно-правовых категорий. В контексте российского общества, такой диалог будет продуктивен, если мы каждую правовую культуру будем воспринимать не как «чужую», а как «другую», имеющую наряду со всеми единый духовный источник. Например, абсолютизация любой религии в многоконфессиональной России, ее приоритет перед другими может вызвать не сближение, а противопоставление, не диалог, а конфликт народов и культурных традиций. Поэтому в рассуждениях о естественно-правовых принципах отдельного народа, формирующих правовую культуру, необходимо опираться на общечеловеческие ценности, тем более что они имеют общую аутентичность. Например, Библия гласит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (Библия, Первое Послание к Коринфянам. Гл. 13, стих 4-6).

Коран наставляет: «Ведь, истинно, дела благие приносят избавление от дурных; сие - напо­минание для помнящих (о Боге)» ( Коран. Сура 11, аят 114. Москва-Дамаск: «Аль-Фуркан», 1995. С. 253).

В Хадисах говорится, что Посланник Аллаха сказал: «...есть два качества, которые Великий Аллах любит и ценит: одно из них - мягкость, а другое - терпимость (толерантность)» (Хадисы Пророка. (Пер. и ком. И.В. Пороховой / гл. ред. М.С. Аль Рошд). Москва-Дамаск: «Аль-Фуркан», 1419 по Хиджра. С. 132).

В иудейском источнике читаем: «Господь сказал: «Походи на меня: если Я плачу добром за зло, ты тоже плати добром за зло» (Исход Раббах. 26.2). Подобная мысль характерна и для буддизма: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она» (Дхаммапада. 5. (Пер. и ком. В.Н. То­порова). М.: Изд-во вост. лит., 1960. С.59).

Разумное использование традиций ислама (для Северного Кавказа это имеет первостепенное значение), равно как и других религий и конфессий, необходимо рассматривать как важный путь к благополучию правления и власти в государстве. В силу истори­ческих причин ислам предстает не только как религия. Для мусульман он является еще и фунда­ментальным образом жизни, мышления, государственного строя, права, цивилизации десятков на­родов, формой коммуникации.

Ведущий специалист в области изучения исламского права Л. Р. Сюкияйнен отмечает, что, исходя из сугубо научного объективного анализа взаимодействия мусульманского права и российского законодательства, необходим последовательно правовой подход к отбору и использованию исламского наследия. Для России в целом, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, а государство имеет светский характер, единственно приемлемым является освоение не шариата вообще, а мусульманского права. Светская правовая система может воспринять лишь те элементы мусульманского образа жизни, которые в нее вписываются, а значит - напрямую не связаны с религией. При таком условии обращение к наследию ислама дает возможность использовать опыт оригинальной правовой системы, не нарушая светский характер государства. Вторым условием освоения достижений мусульманской правовой культуры является их совместимость с общими началами российской правовой системы, прежде всего -конституционными. При этом речь идет не только о соответствии положений мусульманского права указанным началам, но и о том, чтобы воспринимаемые принципы и нормы гармонично вписывались в правовую систему России по своим технико-юридическим, структурным характеристикам»[124] [32,129-130].

Данный вывод чрезвычайно важен с методологической точки зрения: роль правоведа должна состоять не в навязывании правовой системе любых норм обычного или традиционного права только потому, что они окрашены в этнографические тона, а в содействии встраиванию в правовую систему только тех норм, которые реально обеспечат упрочение институтов личного статуса представителей коренных народов без ущерба статуса остальных граждан. Применительно к мусульманам это могут быть брачный договор, вопросы наследования, опеки, попечительства. Интересен институт вакфа — имущества, изъятого из оборота и предназначенного для использования в благотворительных целях. Таким образом, опираясь на право как часть правовой культуры и в целом на культурные традиции, в России можно преодолеть правовые нигилистические тенденции в обществе, что позволит, наконец, выйти из социокультурного кризиса и сформировать институты гражданского общества.

Важную роль в достижении правового диалога играет толерантность, то есть установка на согласие, терпимость, готовность к компромиссам, уступкам во имя общего благополучия и безопасности. Связь между толерантностью и безопасностью, роль толерантности в обеспечении социаль­ной безопасности рассмотрел Н.П. Медведев. Он считает, что толерантность может выступать в качестве основы социальной безопасности, поскольку безопасность как гарантированность от разного рода угроз не может реализоваться без определенной готовности к согласию со стороны субъектов общественных отношений. Таким образом, толерантность не только является качест­вом, показателем нравственности, но и может выступать нормой руководства, требованием к дея­тельности субъектов социальных, этнических, конфессиональных отношений.

Зародившаяся еще в глубокой древности вместе с возникновением человеческой цивилизации идея толерантности открывает для человека возможности не только гармоничной жизни в рамках семьи, родовой общины и племени, но и выживать в условиях социального, экономического и духовного неравенства людей в рамках государства или групп государств. Все это получает отражение в представлениях о взаимной тер­пимости, справедливости людей, соблюдении ими «золотого правила» нравственности, непричи­нении вреда всему живому и др.

Толерантность является необходимым принципом взаимоотношений внутри любого государства или региона, не имеющих этнической, религиозной, социальной и культурной однородности. Понимая важность этой проблемы, правительство РФ постановлением от 25 августа 2001 г. № 629 утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая воплотила в себе стратегию содейст­вия становлению гражданского общества в России, обеспечения его безопасности, основанной на принципах мира, ненасилия и толерантности. Степень воплощения идей толерантности в жизнь региона зависит от характера доминирующей в нем формы общественного сознания, сложившихся традиций, обеспеченности социальных, гражданских прав и свобод.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.

Правовая культура предстает интегрирующим механизмом функционирования и взаимодействия общества и личности на этапе становления демократического, правового государства и институциализации гражданского общества. В ней выражается качественный уровень развития культуры правосознания и правоприменительной деятельности. Она реализует важнейший ценностный потенциал, накопленный в результате социальной эволюции и выражающийся в приоритетности закона как важнейшего механизма регуляции социального взаимодействия. Основными компонентами правовой культуры выступают развитое правовое сознание общества и личности, гармоничные правовые отношения в социуме и эффективная правовая деятельность.

Современный период развития правовой культуры в России оценивается как переходный в силу незавершенности и недостаточной эффективности правового регулирования социальной жизни. Прогрессивная эволюция правовой культуры зависит от степени закрепления в обществе важнейших социокультурных, гражданских и гуманитарных детерминант. Последнее достигается на пути утверждения в социальном функционировании оптимумов права, закона, конституционности, свобод личности, а также реализации таких целей развития, как экономическое процветание, политическая стабильность, межнациональное согласие, высокий уровень жизни народа, эффективная интеграция в мировое пространство.

Необходимыми признаками правового государства являются: развитое гражданское общество; зрелая правовая культура; ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, создание благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; умеренный индивидуализм; правовое равенство граждан; всеобщность права; суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современная Россия переживает сложный этап модернизации. Процессы модернизации охватили все сферы российского общества и отличаются сложностью и неоднозначностью, поскольку на пути построения гражданского общества нередко используются методы и средства, носящие скорее имитационный, камуфляжный, нежели сущностный характер.

Термин «модернизация» в широком (этимологическом) смысле означает обновление, переход к модерну, осовременивание чего-либо. В философии, социологии и политологии модернизация рассматривается как процесс общественного развития традиционных (доиндустриальных) стран, направленный на преодоление ими своей отсталости и несовременности на путях движения к индустриальному и постиндустриальному социуму.

Российское общество на протяжении последних лет находится в процессе социальных изменений. Их особенность состоит в том, что они связаны с системным переходом от одного общественно-экономического устройства к другому. Это нечто иное, нежели урбанизация или демографические перемены. Здесь налицо комплекс всех видов и типов социальных изменений, взаимодействие всех факторов социального порядка. Произошли также фундаментальные изменения в идеологии, во взаимоотношениях людей, ценностных ориентациях. Развиваются индивидуальность, гражданственность. Страна становится открытой. Формируются понятия и черты свободного, гражданского общества, меняется образ мира в представлении россиян, изменяются отношения с другими народами и культурами.

<< | >>
Источник: А.М. Ерохин, В.Е. Черникова, С.М. Воробьев, В.Е. Коротков, И.Ю. Филиппова, Ю.А. Ерохина, А.М. Поморцева, Н.А. Черникова. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЮГА РОССИИ. 2008

Еще по теме 3. Диалог правовых культур: региональный контекст:

  1. «РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  2. 12.3. Основы теории угроз. Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере и их источниках
  3. Россия и Франция
  4. Россия и Германия
  5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
  6. 1. Проблема сохранения роли Франции как мировой державы
  7. 4.3. Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах (на примере новосибирского Академгородк
  8. МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА (вместо заключения)
  9. Отношения между СССР и ЕС
  10. Развитие практического сотрудничества
  11. Международно-правовые акты о социальном обеспечении
  12. § 2. Основания и формы взаимодействия Европейского суда по правам человека и органов конституционного правосудия
  13. § 1. Понятие и содержание механизма реализации решений Европейского суда по правам человека органами конституционного правосудия
  14. Реклама
  15. ВВЕДЕНИЕ
  16. А.М. Поморцева ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗЛОМА НА ЮГЕ РОССИИ
Яндекс.Метрика