<<
>>

Лекция 1. Понятие прав и свобод человека, гражданина и личности. Классификация прав и свобод

При рассмотрении проблемы прав и личности теоретики государства и права, как правило, сначала останавливаются на понятии личности, проживающей в том или ином обществе.

Известно, что в юридической литературе понятие личности трактуется с двух позиций: как лицо в широком смысле слова, как индивид или субъект общественных отношений; и как просто член общества, обладающий обычными социальными и иными качествами.

Положение личности в государстве определяется совокупностью самых разных факторов, среди которых немаловажное значение имеют: уровень развитости гражданского общества; зависимость личности от непосредственных характеристик самого государства (его типа, формы правления в стране, государственного устройства, государственного режима); зависимость личности от состояния и действенности работы правовых институтов и учреждений государства и др.

Государство с помощью права «ведет» человека по всей его жизни начиная от регистрации государственными органами факта рождения и заканчивая улаживанием наследственных и иных дел после смерти. Государство устанавливает гражданское состояние лица, определяет степень его юридической принадлежности к стране постоянного проживания или временного пребывания, государство определяет правовое положение личности, предоставляет личности возможности для труда, обучения, отдыха и иной деятельности. При этом личность выступает объектом правового воздействия со стороны государства в качестве: человека как понятия, раскрывающего его внегосударственные права, свободы, положение, исходя из признания человека неотъемлемой частью природы, не зависящей от национальных и государственных границ; гражданина как юридически обобщенного понятия, выражающего правовые отношения государства и человека, в силу чего последний подпадает под действие законов в пределах данной страны; индивида как понятия, которым раскрывается отдельное взятое лицо (субъект права) в совокупности его собственных биологических, социальных, правовых и иных характеристик.

В связи с этим в теории сложился ряд направлений, характеризующих положение личности в государстве. Наиболее признанными из них являются этатизм, либерализм и демократизм64.

Этатизм оправдывает жесткое засилье государства во всех сферах общественной жизни, включая публичную и частную жизнь людей. Личность в этом случае используется как инертное средство достижения этатистских устремлений, ей отказывают в естественном праве на самостоятельное волеизъявление, самоутверждение, деятельность и т.д. Главное здесь – это так называемые высшие цели государства, достижение которых якобы направлено на благо всего общества и граждан.

Подобные характеристики свойственны для государств с тоталитарными или авторитарными режимами.

Либерализм требует от государства признать: первичность личности в сравнении с обществом и его властными институтами; равенство всех людей от рождения; первичность таких неотчуждаемых прав человека, как право на жизнь, свободу и собственность; договорный характер взаимоотношений между государством и личностью; ограничение сфер деятельности государства в целях недопущения его вмешательства в частную жизнь человека и др.

Демократизм соизмерим с либерализмом; в то же время ему свойственна меньшая степень «возвышения» личности, большее внимание взаимным правам и обязанностям личности и государства, рационализм в установлении и реализации прав личности и др.

В результате анализа положения личности в государстве, понятно, на первый план выдвигается сама личность и ее права. Права личности при этом трактуются как права человека и гражданина в конкретных экономических, политических и иных условиях. Права личности отражают индивидуальные особенности человека, характеризуют его общественную деятельность, способность пользоваться правами, исполнять обязанности.

Права личности при этом содержат в себе как бы два начала, т.е. представляются и раскрываются права человека и права гражданина.

Права человека имеют естественную природу и присущи всем людям от рождения независимо от национальности и территории государства, в котором они проживают.

Они выступают общими основными правомочиями, обеспечивающими человеку нормальную жизнь. Права человека регламентируются и охраняются нормами международного права.

Права гражданина – это права человека, закрепленные в конституции и иных нормативных правовых актах государства, гражданином которого он является.

Однако такая характеристика понятий личности, человека, гражданина, их положения в государстве и др. носит в известной мере теоретический, познавательный характер, поскольку применение указанных понятий в документах и литературе порой обусловлено логическими или статистическими правилами, нежели необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав личности, человека, гражданина. При этом ученные и практики чаще всего говорят, да и сталкиваются по жизни с правами и свободами человека, хотя и подразумевают здесь права и свободы человека и гражданина (а значит, и личности).

Надо отметить, что в современной правовой литературе и законодательствах встречаются различные классификации прав и свобод человека. Наиболее общей классификацией прав и свобод человека является деление их на основные (конституционные) и неосновные. При этом одни ученые считают, что основными являются гражданские (личные) и политические права, обеспечивающие участие человека в политической жизни общества. Именно эти права способствуют осознанию индивидом смысла своего существования и ощущению собственного достоинства. Без этих качеств человек не может эффективно действовать и реализовывать свои социально-экономические права.

Другие ученые считают, что самыми важными в системе прав человека выступают экономические и социальные права, ибо социально-экономические права в первую очередь гарантируют материальное благосостояние людей, их активную политическую и интеллектуальную жизнедеятельность в обществе. Эти права нацелены на удовлетворение естественных материальных потребностей людей (в пище, труде, отдыхе и т.д.).

При этом некоторые теоретики государства и права обвиняют своих коллег в недооценке экономических и социальных прав.

Однако такое обвинение не имеет серьезных доказательств. Известно, что ООН исходит из принципа неделимости и взаимозависимости двух групп прав человека: гражданских и политических, с одной стороны, и экономических и социальных – с другой. Все эти права равны по своему статусу. Доказательством этому служит тот неоспоримый факт, что как гражданские и политические, так и экономические, социальные и культурные права человека нашли свое закрепление в важнейших международных документах – во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах, а позднее были подробно разработаны в рамках системы международных конвенций и рекомендаций о труде, принятых МОТ и другими международными, региональными и национальными организациями.

В правовой литературе существует классификация прав и свобод человека, в соответствии с которой их разделяют на негативные и позитивные. Под негативными правами подразумеваются права, существующие независимо от государства, а под позитивными – права, требующие для своего существования действия со стороны государства. Эту классификацию можно назвать американской, ибо именно в США впервые она была закреплена в правовых актах. К негативным правам человека относят гражданские и политические, которые не требуют вмешательства государства для своего осуществления. Негативные права обязывают государство воздерживаться от тех или иных действий, ограничивающих свободы человека. Они считаются основополагающими, саморегулирующими и абсолютными. Осуществление негативных прав на практике не зависит от природных и финансовых ресурсов государства, от уровня его социально-экономического развития.

Позитивные, или социально-экономические, права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия по их реализации. Это, например, право на социальную защиту, образование, охрану здоровья, на достойный жизненный уровень и т.п. Реализовать эти права гораздо сложнее, чем негативные. Для этого нужны соответствующие материальные ресурсы и организационные государственные структуры, свидетельствующие о демократичности политической системы общества.

Заметим, в последнее время некоторые ученые-юристы подвергают сомнению правомерность разделения прав человека на негативные и позитивные. Эту классификацию они считают произвольной, ибо по признаку «вмешательства – невмешательства государства» невозможно провести четкого различия между гражданскими и политическими правами, с одной стороны, и экономическими, социальными и культурными – с другой. Все эти права (одни в меньшей степени, другие – в большей) требуют все же для своего осуществления вмешательства государства.

Сегодня самой распространенной среди теоретиков государства и права классификацией прав человека является разделение их по сферам общественной жизни. На этом основании выделяются гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права.

К гражданским правам относятся: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на уважение достоинства, присущего человеческой личности; право на свободное передвижение и свободные выбор места жительства; право на справедливое и публичное судебное разбирательство, предполагающее защиту обвиняемого; право на признание правосубъектности; право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.

Политические права: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право принимать участие в управлении государственными и общественными делами непосредственно или через свободно избранных представителей; право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Экономические права: право на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение; право на частную собственность; право на предпринимательство; право на свободное распоряжение рабочей силой.

Социальные права: право человека на достойный уровень жизни; право на социальную защиту; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на отдых; право на благоприятную окружающую среду; право на охрану здоровья.

Культурные права: право человека на образование; право на национальное достоинство; право на свободное участие в культурной жизни общества; право на свободный доступ к ценностям отечественной и мировой культуры; право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания; право на интеллектуальную собственность; право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, и др.

Приведенную выше классификацию прав и свобод человека можно считать главной: она закреплена в международных актах и документах по правам человека, которые признают все государства. Однако в некоторых странах в законодательстве используются другие классификации прав и свобод человека. Например, во французском законодательстве разграничение прав и свобод человека осуществляется на гражданские, политические и социально-профессиональные.

Более разветвленную классификацию прав и свобод человека предложил известный французский правовед Ф. Люшер. Он выделил следующие группы прав человека: личные, или индивидуальные, свободы (право передвижения, выбора места жительства, неприкосновенности жилища и уважения интимной жизни, право на защиту гражданства, имущества); публичные свободы (свобода совести, вероисповедания, объединений, собраний, свобода получения образования и занятия предпринимательством или профессиональной деятельностью, свобода выражения мнений, прессы и использования аудиовизуальных средств информации); местные и территориальные свободы, связанные с участием граждан в управлении первичными коллективами, объединениями и т.д.; право человека на равенство (включает конституционный принцип равенства всех перед законом, равенство при найме на работу, при занятии общественных должностей, равенство перед налогообложением и выполнением гражданских обязанностей); право на собственность (охватывает право владения, распоряжения, пользования и преумножения собственности, право участия гражданина в управлении и в контроле за государственной собственностью); право на свободное занятие трудовой и профессиональной деятельностью; право на творческое проявление и развитие индивидуальности; право на безопасность (право на защиту со стороны правосудия, на материальную поддержку социально незащищенных и малоимущих граждан, право на защиту граждан от произвола государственной администрации); право на демократию (предполагает соблюдение базовых принципов правового государства, к числу которых относятся: национальный суверенитет, разделение властей, всеобщие прямые и тайные выборы, возможность сопротивления граждан любым формам тирании и угнетения)65.

Традиционно права и свободы человека многие исследователи еще подразделяют на «поколения» – первое, второе и третье. В основе этой классификации – время провозглашения и юридического закрепления тех или иных прав и свобод человека. Впервые классификацию «трех поколений» прав человека выдвинул французский ученый К. Васак. К первому поколению относятся гражданские и политические права, провозглашенные в ходе буржуазно-демократических революций XVII–XVIII вв. В первых декларациях прав человека (английский Билль о правах 1689 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., американский Билль о правах 1791 г.) появившихся в это время, действительно, речь шла только о гражданских и политических правах.

К первому поколению прав человека относят: право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на свободу мысли, совести и вероисповедания; право каждого гражданина на участие в ведении государственных дел; право на равенство перед законом; право на свободу от произвольного ареста и задержания; право на гласное, с соблюдением требований справедливости рассмотрение дела независимым судом и др. Гражданские и политические права, которые не требуют, а точнее, обязывают государство воздержаться от вмешательства в сферы их реализации, получили еще название негативных.

Права и свободы человека второго поколения получают свое признание и юридическое закрепление в соответствующих документах в конце XIX – начале XX вв. Одни ученые считают, что второе поколение прав человека было сформулировано неолибералами, другие – что марксистами. В это время в капиталистических государствах обозначился острый социально-экономический кризис, произошла поляризация на богатых и бедных. Новые либералы выдвинули идею усиления роли государства в регулировании рынка и социальной защите населения. В центр внимания выдвинулись право человека на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на социальное обеспечение, право работающих на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и для его семьи, на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов и др. Эти права, для реализации которых требуется эффективная организационная и управленческая деятельность государства, называют позитивными.

Третье поколение прав и свобод человека, которые часто называют коллективными, или солидаристскими, начинает юридически оформляться после второй мировой войны, хотя международный статус они стали приобретать еще в середине XVI в. (например, Аугсбургский мирный договор 1555 г.). Это было связано как с массовым уничтожением евреев в ходе войны, так и с решением некоторых стран (Польши, Венгрии) о выселении со своих территорий немецкого населения. Права третьего поколения чаще всего подразделяются на права народов и права меньшинств. К ним относятся: право народов на самоопределение, на развитие собственной культуры, право на сохранение и развитие языка, традиций, право на мир, нормальную окружающую среду, право на развитие и др.

Права третьего поколения одновременно являются правами человека, общественных групп и народов. Их осуществление зависит не только от усилий отдельного индивида, но и от общностей, в которые он включен (коллектив, объединение, общество, мировое общество). Права третьего поколения получили свое закрепление в международных пактах, Декларации о праве народов на мир (1874 г.), Декларации о праве на развитие (1986 г.), Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.) и других документах.

<< | >>
Источник: Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

Еще по теме Лекция 1. Понятие прав и свобод человека, гражданина и личности. Классификация прав и свобод:

  1. Лекция 1. Предмет теории государства и права
  2. Лекция 4. Государственный режим
  3. Лекция 3. Социальное государство
  4. Лекция 1. Понятие прав и свобод человека, гражданина и личности. Классификация прав и свобод
  5. Лекция 1. Понятие правового регулирования
  6. Лекция 3. Правомерное поведение
  7. II. Монографии, учебники, лекции, учебные и иные пособия
  8. ЛИТЕРАТУРА К ВВЕДЕНИЮ
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика