<<
>>

Лекция 2. Структура, функции и типы политических систем

Когда говорят в рамках теории государства и права о структуре политической системы, то обычно выделяют и рассматривают четыре основных подсистемы (блока, стороны), а именно: институциональную (или организационную), нормативно-регулятивную, деятельностную и идеологическую.

Иногда сюда добавляют еще коммуникативную подсистему115.

Институциональная (организационная) подсистема – исходный элемент политической системы общества. Характеризуя эту подсистему, еще раз убеждаешься в теснейшей связи политики с главнейшими институтами общества (т.е. с государством, политическими партиями, объединениями и др.), ибо все многообразие политической деятельности происходит в обществе в конкретно организационных формах, а их распад крайне негативно сказывается на политике и жизни людей.

Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

? политические институты общества: государство, политические партии, общественные объединения политического характера и т.д. Все они непосредственно связаны с политикой, участвуют в реализации ее внутренних и внешних задач, оказывают политическое воздействие на отдельные группы и слои населения;

? не собственно политические организации, имеющие не политические, а иные цели в других сферах жизни общества: экономической, социальной, духовной и т.д. Это профсоюзы, кооперативные организации; союзы писателей, художников, театральных деятелей и т.д. В то же время они оказывают определенное влияние на политические процессы в обществе;

? религиозные организации и институт церкви. Однако надо сказать, что в светских государствах, например в России, религиозные организации и церковь не включаются в политическую систему, так как они отделены от государства и политики, хотя и влияют на духовно-нравственное воспитание и поведение верующих людей и даже нередко на политическое поведение граждан в ходе выборов, референдумов, акций протеста, митингов и т.д.

Кроме того, верующие граждане и священники сами участвуют в избирательных кампаниях и референдумах. Да и государство регулирует своими законами деятельность церковных организаций. Другое дело – клерикальные и теократические общества. Известно, что в этих обществах государственные религиозные организации играют большую и часто определяющую роль (особенно в теократических обществах) в политике, в политической жизни государства и граждан. И там они являются неотъемлемыми частями политической системы;

? средства массовой информации, оказывающие огромное влияние на развитие политических процессов в обществе, на формирование политических убеждений, взглядов, позиций людей, на обеспечение политических связей в государстве, на осуществление общественного контроля за протекающими политическими событиями и т.д., что позволяет называть СМИ четвертой властью наряду с законодательной, исполнительной и судебной;

? органы местного самоуправления, которые не включаются в механизм государства, но активно участвуют в управлении делами местного характера, например в управлении муниципальной собственностью, местными финансами, жильем, транспортом, торговлей, земельными угодьями, водоснабжением и др.;

? органы социального партнерства (выделяемые в качестве компонента политической системы), которые могут создаваться с участием общественности, представителей власти, бизнеса и других структур для регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями, в том числе трудовых правоотношений, ведения коллективных переговоров, для устранения социальных разногласий и конфликтов, участия работников в управлении организацией. При этом представители работников вправе получать от работодателя информацию по всем интересующим их вопросам;

? человек, рассматриваемый отдельными учеными в качестве субъекта политической системы, ибо без него не будет ни самой политики, ни политической системы, ни ее функционирования и т.д. (С.А. Комаров).

Нормативно-регулятивная подсистема включает в себя всю совокупность норм, действующих в политической сфере, т.е.

сложившиеся либо установленные правила поведения, способы регулирования политических отношений в обществе, существующие в виде соответствующих нормативных правовых актов, корпоративных норм, политических обычаев, традиций, правил политической этики и т.д.

Нормативные правовые акты здесь имеют политическое содержание, политическую направленность и могут касаться норм самых разных отраслей права – государственного, административного, муниципального, гражданского, международного, уголовного и др. (скажем, закрепления в конституции статуса самой политической системы, структуры государства, роли в обществе политических партий, политических прав и свобод граждан и т.д.). В ряде стран, например в России, существуют специальные законы о политических партиях, общественных объединениях, референдуме и др.

Корпоративные нормы – это нормы, содержащиеся в тех же законах о политических партиях и общественных объединениях и организациях. Скажем, они регулируют внутриорганизационные отношения в данных партиях и объединениях, отношения внутри корпораций, например программные положения, взаимоотношения с другими партиями, государством, с гражданами. Чаще всего корпоративные нормы обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный характер.

Политические обычаи и политические традиции – это разновидность тех обычаев и традиций, которые сложились в обществе в рамках политических отношений. Среди них существование политической оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей, сменяемость лидера и др. Политические обычаи и политические традиции устойчивы, обладают преемственностью и связаны с государством. В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные политические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично.

Правила политической этики – это определенные требования к участникам политических отношений в обществе. Они служат серьезным дополнением к другим частям регулятивной подсистемы и связаны с общими нормами морали, нравственности, порядочности, чести и других нравственных качеств политиков.

Деятельностная подсистема связана с политической деятельностью, осуществляемой в обществе.

При этом политическая деятельность в этом случае является специфическим теоретико-практическим способом освоения человеком политических процессов и явлений в обществе. Это – масштаб политической активности (свободы выбора и свободы самовыражения), детерминированной волей и сознанием субъекта, причем в ней должно быть признание свободы воли других субъектов и наличие предела, за которым кончается право и начинается произвол. Исходя из этих и других обстоятельств всякая политическая деятельность неоднородна и в ее структуре можно выделить несколько состояний: политическое отчуждение (когда, например, человек занят сам с собой, своими личными проблемами и они не противоречат политической жизни общества); политическая активность (когда человек, группа людей и т.д. активно участвует в политике, реализуя свои интересы); и политическая пассивность (когда человек, группа людей не проявляет интереса к политической жизни, отстраняется от нее под чьим-то воздействием и т.д.).

В ходе своей деятельности политическая система реализует ряд собственных функций. Среди них одними учеными выделяются функции: определения целей развития общества (исходных, глобальных, по сферам жизни, экономики и т.д.); политической интеграции общества (в ходе политического руководства, политико-идеологической работы государства, партий и т.д.); регулирования режима общественно-политической деятельности (разных субъектов); мобилизации ресурсов и др. (В.В. Лазарев). Другие ученые исследуют свой набор функций политической системы, а именно: политическое управление делами общества (оно характеризует общее назначение политической системы); интеграция (ее назначение – объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое); регулятивную (предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе на основе политических норм и принципов); информационную (возложенную в первую очередь на СМИ); мобилизационную (включает использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития); дистрибутивную (предполагает распределение нагрузки между различными компонентами политической системы); поддержания нормальной жизнедеятельности политической системы и др. (Л.А. Морозова).

Идеологическую подсистему характеризуют прежде всего политическое сознание и политическая культура.

Политическое сознание – это специфическая форма проявлений духовности, отражающей деятельность субъектов политической системы и направляющей поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании людей часто выделяют два уровня: концептуально-научный (политические теории, идейные учения, доктрины, программы); обыденный (несистематизированные, бытовые представления о политике, ее нормах поведения, обычаях, традициях).

Политическая культура – это совокупность ценностей, политических идей, убеждений, знаковых явлений, принятых субъектами политической системы и используемых для регулирования их деятельности и отношений.

Ценности характеризуют отражение значимости явлений окружающего мира для человека, его субъективного отношения к ним. Это, прежде всего, «желаемые события» или «события-желания».

Например среди ценностей, которые создавали историческое представление о европейских политических системах нередко называют: до XV в. – справедливость, честность, верность, любовь; в XV в. – власть, выгоду; в XIX в. – стабильность; в XIX–XX вв. – развитие, успех; в XXI в. преобладать стали соревновательность, богатство, стяжательство, желание брать чужое, ничего не отдавая взамен, и др.

В настоящее время существуют различные классификации ценностей. Все они зависят от критериев, положенных в их основу.

Наиболее общая классификация ценностей – их разделение на положительные и отрицательные. Возможность выделения отрицательных ценностей основывается на том, что ценностью признается все, что имеет значение для человека. Но это значение может быть как положительным (любовь, верность, достаток), так и отрицательным (ненависть, измена, нужда).

Ценности можно классифицировать также на духовные (честь, вера) и материальные (деньги, жилье, одежда). При этом необходимо подчеркнуть, что материальными и духовными являются не сами ценности, а их носители, свойства которых и получают ценностное значение.

Существует и деление ценностей на личные и сверхличные. Данная классификация зависит от того, кто является субъектом ценностного восприятия – отдельный человек или же группа людей, народ, класс и т.д. Сверхличностные ценности являются информационными ценностями, поскольку имеют регулятивное значение и являются важным средством социального управления.

Особое место среди сверхличностных ценностей занимают базовые ценности общества, т.е. ценности, имеющие общесоциальное значение. Наличие таких ценностей делает возможным само существование общества, государства, политической системы. В концепции американского ученого Э. Шилза эти ценности представляют «центральную зону» культуры116.

Коммуникативная подсистема связана здесь как с познанием в политической сфере, так и с отношением к познанному, а также и с поведением субъектов в соответствии с познанным. Отсюда политическая коммуникация включает в себя информационный, эмоционально-ценностный (иррациональный) и праксиологический (деятельный) уровни.

Очевидно, в политической системе может протекать и мыслекоммуникация, где происходит движение разнообразной информации в социальном времени и пространстве, т.е. в определенном обществе. Социальное пространство – это интуитивно ощущаемая людьми система общественных отношений между ними. Разнообразие этих отношений определяет многоплановость социального пространства. Распространение информации в политической системе означает восприятие ее людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с тем или иным элементом этой системы (скажем, с государством). Социальное время – это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое людьми. Это ощущение зависит от интенсивности общественно-политических изменений. Если, скажем, в политической системе общества изменений мало, социальное время течет медленно, если изменений много, время ускоряет свой ход. Коммуникация может возникать на индивидуальном, групповом и массовом (общественном) уровнях.

Для теории государства и права важно то, что коммуникация здесь может быть юридически императивной (с приоритетностью закона и прямой связи), а следовательно, и с приоритетом обратной связи, т.е. диалогической, основанной тоже на нормах права.

Субъект политических отношений, человек, в этом случае изначально «коммуникативен» и «настроен» на обмен информацией. Само сознание (самосознание, «Я») человека возникает в результате политико-правового и иного обобщения-взаимодействия; коммуникативную направленность имеет и поведение человека. С другой стороны, совершенная коммуникация и составляет смысл поведения любого человека.

Коммуникация – это составная «компонента» любого общества, его внутренний смысл. Коммуникация является не только условием и формой существования общественно-политического вообще, но и государства и права в частности117.

С учетом изложенных социальных, структурных, функциональных, ценностных и иных оснований в теории государства и права формируются самые разные типы политических систем. В частности, исходя из моделей политической культуры (видов ценностей) и распределения ролей в ходе осуществления функций в политической системе выделяют:

? англоамериканский тип политической системы (США, Великобритания, где высокая степень разделения политических ролей и функций между структурами политической системы, свои политические ценности и др.);

? европейско-континентальный тип политической системы (страны Западной Европы, где наблюдается раскол политической культуры, наличие разных идеалов, ценностей и т.д.);

? доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы (где мы наблюдаем смешанные политические культуры и имеют место ценности кланов, общин, родов и т.д.);

? тоталитарные политические системы (власть жестко держит в руках одна политическая партия, отстаиваются интересы одного-двух классов, отсутствует разделение властей и др.);

? командные политические системы как разновидности тоталитарных (типология Г. Алмонда).

С точки зрения содержания и форм управления политические системы делятся:

? на либеральные (политическая жизнь ориентирована на частную собственность, свободу и индивидуализм);

? на коммунистические (построены на классовом коллективизме, классовом равенстве и справедливости);

? на соревновательные (построены на соревновании, противостоянии разных политических сил);

? на традиционные (опираются на олигархические формы правления, на неравенство в распределении благ, статусов и пр.);

? на авторитарно-консервативные (преследуют цели сохранения экономического и социального неравенства, ограничения участия людей в управлении государством);

? на примирительные, нацеленные на поддержание согласия, консенсуса в обществе (типология Ж. Блонделя).

Исходя из характера взаимоотношений политических систем с внешним миром их часто классифицируют на устойчивые (быстро приспосабливаются к неблагоприятным обстоятельствам – кризисам, беспорядкам, войнам и др.); неустойчивые (с незрелыми политическими институтами, не способными противостоять неприятностям); развитые (с развитой политической структурой); неразвитые (где политическая жизнь вовсе отсутствует либо только зарождается); закрытые (имеют ограниченные связи с внешним миром); открытые (активно обмениваются с внешним миром); популистские (присущи развивающимся странам, где используются авторитарные методы руководства, процветает популизм в политике и т.д.).

<< | >>
Источник: Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 1 - Теория государства. 2010

Еще по теме Лекция 2. Структура, функции и типы политических систем:

  1. 4.3. Информационные системы как объект права
  2. Центральные банки, их функции и денежно-кредитное регулирование. Функции Центрального банка.
  3. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
  4. 4. Становление новой российской государственности: первые шаги на пути построения эффективно функционирующей системы государственного управления
  5. Лекция 1. Предмет теории государства и права
  6. Лекция 2. Методология теории государства и права
  7. Лекция 2. Определение, сущность и содержание государства
  8. Лекция 2. Структура, функции и типы политических систем
  9. Лекция 3. Государство, политические партии и другие институты политической системы
  10. Лекция 2. Право и другие социальные нормы: соотношение, взаимосвязи и различия
  11. Лекция 5. Правовые системы и их типологии
  12. Информационное обеспечение системы управления персоналом
  13. Способы усовершенствования экономической эффективности развития систем управления человеческими ресурсами
  14. 2.2. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2.2.1. Конспекты лекций/>ЛЕКЦИЯ 1: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика