Задать вопрос юристу

Лекция 2. Разложение первобытного строя и закономерности возникновения государства. Пути формирования государства

Необходимо отметить, что радикальные, бесповоротные изменения в состоянии первобытного строя происходят с переходом догосударственного общества от низшей к средней ступени варварства.

Этот переход был связан в восточном полушарии с приручением домашних животных, на Западе и в Америке – с появлением оросительного земледелия.

Вместе со скотоводством развивается огородничество – «предвестник земледелия». Трава и зерно добываются сначала для прокормления скота, а позднее зерно служит пищей человеку.

На средней ступени варварства впервые появляется ткацкий станок и начинается плавка металла. Однако плавят пока лишь олово и медь, железных орудий делать еще не научились. Средняя ступень варварства – это «бронзовый» век в истории первобытного человечества.

В связи с указанными переменами в производительных силах первобытных людей совершаются следующие изменения в состоянии первобытного строя: труд человека с переходом к скотоводству и земледелию стал давать ему больше продуктов, чем нужно было для поддержания его жизни. Возникла частная собственность и открылась возможность эксплуатации человека человеком – появилось рабство. Начинается разложение первобытного общества, появляется патриархальный род. Совершается ниспровержение «материнского права» и материнского рода. Происходит, как показал анализ, «поражение женского пола, имеющее всемирно-историческое значение». Материнский род сменяется отцовским (патриархальным); появляется так называемая патриархальная семья, промежуточная переходная форма от парной семьи к моногамии.

Причиной появления патриархальной семьи и патриархального рода стал переход догосударственного общества к скотоводству. Появляется новая имущественная ценность – стада, находящиеся первоначально во владении племени и рода, а затем переходящие из общего владения племени и рода в собственность глав отдельных семей.

Сосредоточив в своих руках имущественные ценности, мужчина приобретает главенствующее положение в семье как владелец стад, как скотовод и воин. Занятие домашним хозяйством теряет свое прежнее значение, а вместе с тем падает и то значение, которое имела прежде женщина. Семья начинает переживать целую революцию.

Однако общественная собственность и при патриархальном родовом строе остается основой производства. Земля признается собственностью племени и рода, отдельные участки ее передаются в пользование семей. Характерной особенностью патриархальной семьи являлось то, что это была большая семейная община, находившаяся под главенством мужчины, объединявшая в себе главу семьи и все его нисходящие (иногда три и даже четыре) поколения. Взрослые сыновья и внуки, обзаведясь женами и детьми, продолжали жить совместно со своими отцом и дедом. Происходило сожительство как бы нескольких малых семей одного происхождения под одной кровлей или в одном дворе под главенством отца семейства – патриарха.

Патриархальная семейная община возглавляется обычно наиболее старым, а иногда наиболее способным ее членом. Все важнейшие вопросы нередко решаются с общего согласия всех членов общины. Хозяйство ведется сообща, а имущество рассматривается как общее достояние всей семьи.

При низком уровне техники сельского хозяйства обработка земли требует совместного труда нескольких взрослых работников. Этим объясняется образование и сохранение семейной поземельной общины. Так, например, в Древней Руси существовало когда-то «подсечное» земледелие, при котором выкорчевывали и жгли лес, прежде чем начать обработку земли.

Образование патриархальной семьи и возникновение частной собственности отцов семейств на имущество семьи создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, и притом грозной силой, противостоящей роду.

Но с появлением скотоводства происходит первое крупное общественное разделение труда: пастушеские племена выделяются из остальной массы людей. У пастушеских племен появляется не только достаточное количество пищи – молока, молочных продуктов, мяса, но и все возрастающие массы сырья – шкур животных, кожи, шерсти и т.д., и это создает возможность обмена. Первоначально обмен происходит между племенами и родами, а с возникновением индивидуальной собственности глав семей на скот возникает обмен между отдельными лицами.

Общественное разделение труда и рост его производительности обусловливают возможность накопления и делают возможным возникновение имущественного неравенства и «возвышение» одного человека над другим. Зарождается частная собственность, разлагается родовая общность имуществ, возникает товарное производство, развивается обмен. В результате общественного разделения труда, появления частной собственности и имущественного неравенства возникает разделение общества на особые группы людей, классы и т.д. Рабочая сила приобрела особую ценность ввиду возможности ею манипулировать. Война теперь стала источником добывания потребной рабочей силы: военнопленных обращали в рабов. Таким образом, первое крупное общественное разделение труда повлекло за собой возникновение рабства и, следовательно, разделение общества на разные группы людей, касты и др. Общество разделилось на группы господ и рабов, на касту подневольных и управляющих другими, властвующих. Эти процессы разрушили первобытный строй и обусловили возникновение государства.

Далее, высшая ступень варварства является уже в полной мере периодом разложения первобытного общества и перехода к цивилизации. В первобытном обществе создаются противоречия, приводящие к образованию государства.

На высшей ступени варварства начинается добыча и употребление железа, изобретается плавка железной руды, появляются железный меч, железный плуг, железный топор. Благодаря усовершенствованию орудий труда создается возможность обработки земли на крупных участках. Появляются и совершенствуются новые ремесла. Возникает второе крупное общественное разделение труда – ремесло отделяется от земледелия. Возникают города, окруженные каменными стенами, рвами и башнями, города – центры новой племенной жизни.

Начинают возрастать богатства отдельных семей, развивается производство и растет производительность труда, вследствие чего еще больше повышается ценность рабочей силы.

Рабство, которое было явлением случайным на средней ступени варварства, теперь становится существенной составной частью общественной системы. Рабы, трудившиеся ранее, главным образом в домашнем хозяйстве, теперь в значительном количестве работают на полях и в мастерских. Развивается обмен. Растет и крепнет производство для обмена – товарное производство. Торговля ведется не только внутри сообщества людей и на границе, но и с заморскими странами. Появляются металлические деньги, которые пока еще не чеканятся, а обмениваются по весу.

Все это влечет новое разделение общества на особые группы людей, элиты, классы: наряду с делением общества на свободных и рабов среди самих свободных появляется различие между богатыми и бедными.

Земля перестает быть общинной собственностью и переходит постоянно в частную собственность отдельных семей. Переход от первобытного строя к более цивилизованному обществу сопровождается образованием территориальной, или сельской, общины, состав которой определяется уже не родственными отношениями (действительными или предполагаемыми), а расселением в одном месте, соседством. В сельской общине дом и его придаток – двор становятся частным владением земледельца. Пахотная земля периодически распределяется между членами территориальных общин, причем каждый собственными силами обрабатывает отведенный ему надел и присваивает урожай лично себе; общими остаются леса, пастбища, пустоши.

Возрастающая плотность населения вызывает образование союзов родственных племен. Во главе союза становится военачальник рода. Родовой строй приобретает характер военной демократии, так как война становится обычным явлением жизни. Войны усиливают власть верховного военачальника и военной аристократии. Власть военачальника постепенно приобретает наследственный характер. Подготавливается переход к наследственной монархии и к образованию наследственного дворянства. Родовое общественное устройство теряет свою почву, и его органы из средств родового самоуправления превращаются в орудия новой безжалостной власти. Родовой строй становится своей противоположностью: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел оно превращается в организацию властного воздействия на людей.

Цивилизация еще больше усиливает противопоставленность города деревне, укрепляет все ранее возникшие виды разделения труда и, кроме того, создает новое – группу людей, специально занимающихся обменом продуктов, касту купцов, класс, который, не принимая участия в производстве, захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей; становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и часто обирают, эксплуатирует обоих.

Рост торговли вызывает появление металлических денег, чеканной монеты и создает особую власть, связанную с их обладанием, – власть непроизводящей силы, касты, класса и др. над производителями и их производством. Появляется ростовщичество, кредит и проценты, а вместе с тем создается самое беспощадное отношение к должникам, вплоть до права кредитора продать неисправного должника в рабство.

Развивается частная собственность на землю; земля становится предметом купли-продажи, залога. Богатство концентрируется в руках немногочисленной группы людей, наряду с этим все возрастает количество бедняков. Число невольников непомерно увеличивается. Новая имущественная знать, элита окончательно оттесняет на задний план старую родовую верхушку.

Первобытный строй оказывается совершенно бессильным перед лицом этих сдвигов. Торговая деятельность, отчуждение земель и перемена промысла создали подвижность населения. Роды и племена перемешались друг с другом; среди свободных граждан жили невольники, среди местных жителей – чужестранцы, в округе фратрии и племени селились чужаки, члены других фратрий и племен. Новые группы населения, чужеродцы, были бесправны и не могли принимать участия в управлении родовыми организациями. Вместе с тем появились новые потребности и новые интересы, противоречившие древнему догосударственному строю. Все эти изменения в экономике, структуре общества порождали самые острые конфликты. Антагонизм богатых и бедных, конфликты свободных и невольников-рабов, эксцессы и др. влекут за собой разные столкновения в обществе, а порой открытую и непримиримую борьбу между людьми.

В пределах рода обнаружилось столкновение противоположных интересов, перед лицом которого родовая организация оказалась несостоятельной. Она была рассчитана на общество равных, и когда в обществе создалось резкое разделение на богатых и бедных, невольников и свободных, родовая организация оказалась совершенно непригодной для расколовшегося на группы, элиты, классы и пр. общества.

Так, в результате указанных процессов из внутреннего развития первобытного общества возникает государство. Экономически господствующие группы людей при помощи государства становятся и политически господствующими группами людей.

Однако в различных исторических условиях разложение первобытного строя происходит по-разному. Оно может быть ускорено или, напротив, замедлено исторической обстановкой, осложняясь то внешним влиянием, то появлением нового, пришлого населения и т.п.

Надо отметить, что с подобной трактовкой теоретических подходов к проблеме формирования государства и права согласны многие. Однако в то же время среди теоретиков государства и права до сего времени продолжаются споры по вопросу о том, какие же пути (способы) формирования государства и права предпочтительнее в таких исторических условиях. При этом одни ученые говорят о двух путях, а другие – о трех, а третьи, как мы уже констатировали, просто рассуждают о теориях создания государства и права на фундаменте родового строя28.

Надо заметить, что те, кто говорит о двух путях (способах) формирования государства и права, мало в чем расходятся. При этом они прежде всего выделяют и характеризуют восточный и западный путь формирования государства.

В частности, утверждается, что восточный путь отличается тем, что господство власти основывалось на выполнении важной общественной функции. Существенное влияние здесь оказали географические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных людей было выполнение грандиозных общественных работ (например, строительство ирригационных систем). Потребность в сооружении и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу самостоятельной государственной власти.

В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми сферами, фондами, в которых концентрировалась бо?льшая часть избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения выгоды и преимущества, эти администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными.

В той мере, в какой им это удавалось, «чиновничество» постепенно превращалось в важнейший элемент складывающегося аппарата государства.

В результате возникла структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды – общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общины. Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Подобные государства получили название «восточных», или «азиатских», хотя впоследствии государства именно такого типа возникали не только в Азии, но и в Восточной Европе, Африке и Америке.

Восточные государства существенно отличались друг от друга. В одних, например в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, таких как Египет, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение.

В отличие от восточного государства ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было кастовое, классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов.

В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы общественного строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменяя их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

Уже на раннем этапе разложения первобытного общества наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и простым людом, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано.

Следовательно, для развития западного государства характерно то, что оно возникает непосредственно и прежде всего из социальных антагонизмов, развивающихся в недрах первобытного общества. Постепенно формируемая частная собственность становится базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих слоев. В свою очередь, это позволило овладеть институтами государственной власти и использовать их для защиты своих интересов.

Так, в учебнике «Теория государства и права»29 исходя из вышесказанного материала выделяются и рассматриваются не только восточный, западный пути, но и синтезный путь формирования государства.

При этом восточный и западный пути формирования государства трактуются здесь без каких-либо новаций, как они и представлены выше. В частности, констатируется, что восточный путь возник в государствах Древнего Востока в силу необходимости организации населения для осуществления трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам. Западный путь появления государства связывается с возникновением имущественного неравенства, с частной собственностью и расколом общества на классы. Он проявился в Древней Греции и Риме. Что касается синтезного пути, то он, по сути, как говорится в учебнике, объединил в себе два предыдущих подхода. Иначе говоря, обосновывается, что синтезный путь формирования государства был присущ тем обществам, где расслоение людей на слои, группы и др. происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций. Необходимость в объединении значительных масс людей и больших территорий была вызвана угрозой извне. Длительное сохранение общинного строя органов догосударственной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой возможно лишь при объединении усилий общинников. Военные, организаторские и регулятивно-властные функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Однако в результате войн в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу демократизма общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Одновременно формирование имущественного и социального неравенства стало основой создания элементов механизма государства. Разорившиеся общинники попали в кабальную зависимость от богатых людей, которые прибирали к своим рукам землю, орудия труда и др. и становились правящим слоем, классом в обществе. Так формировалось государство у германских племен, Древней Руси, Ирландии и т.д.

Т.В. Кашанина, в свою очередь, считает, что в истории человечества существовали по крайней мере два пути формирования государства, и она условно называет их «государство – собственность» и «государство – власть». «Государство – собственность» – это результат проживания людей в мягких, благоприятных для земледелия климатических условиях, которые позволяют семье успешно заниматься сельским хозяйством и кормиться. В таких условиях и появляется государство. «Государство – власть» – это результат суровых природно-климатических условий, которые консервируют общину в сфере производства и выводят на первый план аппарат и его властные функции. В первом случае государство возникает в условиях Западной Европы, а во втором – в основном в регионах Азии, Африки, России30.

На наш взгляд, по сути, здесь имеются в виду те же западный и восточный пути формирования государства, а синтезный путь как бы опускается за ненадобностью. Но больших противоречий в этих суждениях все же нет.

Однако дело вовсе не в этом, а в том, что и в первом, и во втором случаях предпочтение отдается экономическим факторам, а исторические факторы здесь вроде бы и отсутствуют; а это, на наш взгляд, и ведет к субъективной трактовке того, что накопила наша история и наука по столь важной и актуальной сегодня рассматриваемой проблеме.

Думается, что здесь все же целесообразно придерживаться исторической концепции, т.е. того, что было на самом деле в прошлом. А в прошлом, если отталкиваться от вышеизложенного материала, имели место все три главных исторических формы (или пути), с помощью которых государство возникло на базе развалившегося первобытного общества.

Первое – это афинская форма. Афины тогда представляли собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникло непосредственно и преимущественно из общественных противоречий, развивающихся внутри самого первобытного общества.

Другая форма формирования государства – та, которую можно было наблюдать в Риме. Здесь победа пришлого бесправного населения, стоявшего вне римских родов плебса, выступившего против римской родовой аристократии, ускорила образование государства и появление права.

Третья форма – формирование государства в качестве непосредственного результата завоевания чужих территорий, для господства над которыми родовой строй оказывается бессилен. В этом случае завоевание приводит к образованию государства у завоевателей, у которых органы родового строя должны быстро превратиться в государственные органы. Таково было возникновение государства у германских племен, завоевавших Рим. Здесь также государство возникло вследствие внутреннего развития общества – разложения первобытно-общинного строя. Захват римских территорий германскими племенами лишь ускорил этот процесс и послужил толчком для полного обнаружения ранее действовавших в обществе соперничающий сил.

Родовой строй оказался не пригодным для организации властного господства над побежденным населением Римской империи. Необходимо было создать новые органы управления, новую власть. Этой властью могло быть лишь государство, поэтому органы родового строя должны были превратиться в государственные органы или уступить им свое место. К этому же результату приводило и деление завоеванных земель и последующее превращение отдельных владений в отчуждаемую частную собственность.

Что касается русского государства, то оно, на наш взгляд, возникло в результате разложения первобытно-общинного строя у восточных славян и образования своей властной и богатой верхушки общества из представителей знати, дружинников, торговцев, захватывавших земли общинников и использовавших их труд. В нашей истории были сделаны попытки изобразить возникновение русского государства как результат завоевания славянских племен вооруженными отрядами иноземцев (норманнов), но такая концепция является беспочвенной либо спорной. Она встретила отпор еще в XVIII в. в трудах великого русского ученого М.В. Ломоносова. И позднее наша наука решительно отклонила идею завоевания и установила, что появление варяжских князей в Новгороде и Киеве могло произойти лишь после того, как уже совершился раскол общества на знать и невольную бедноту и сложилась вследствие этого русская государственность.

Во всех случаях государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Оно является результатом внутреннего развития общества, которое нередко ускоряется и осложняется его внешним положением. И в этой связи целесообразно выделять два основных признака, характеризовавших государство в его отличии от родовой организации.

Во-первых, это территориальное деление населения. При родовом строе члены рода или племени совместно проживали на одной и той же территории. С появлением частной собственности и обмена роды и племена перемещались. Поэтому государство в отличие от родовой организации, исходившей из личной кровной связи своих членов, проводит деление своих граждан по месту их жительства.

Второй признак государства – публичная власть. Она уже не совпадает непосредственно с населением, как это было с властью при первобытно-общинном строе, а как бы возвышается над ним. Эта общественная власть существует в каждом государстве; она состоит не только из полиции, армии, вооруженных людей, но и из тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые не были известны родовому обществу. Образование государства как особого аппарата для систематического применения власти сопровождается вырождением органов родового строя или утратой ими прежнего значения и появлением новых органов власти, опирающихся на чиновников, вооруженную силу, на разного рода иные учреждения, рассчитанные на укрепление власти нового строя. При этом права, предоставляемые гражданам, начинают соизмеряться с их имущественным положением.

На примере Древней Руси мы видим, как возникновение государства сопровождалось образованием особой публичной власти. Складывается власть князя, опирающаяся на вооруженную силу дружин и другие военные группы. Помощники князя по управлению государством становятся тысяцкие и сотские. Племенной совет старейшин и племенная сходка-вече теряют свое прежнее значение.

В Египте и Вавилоне образование государства сопровождается созданием неограниченной власти царя, опирающегося на предоставленное в его распоряжение чиновничество и вооруженную силу. В Афинах оно выражается в замене родового совета властным органом старейшин ареопагом, а родоплеменного вождя, базилевса, – архонтами, в разделении всего населения на четыре разряда поимущественному цензу, в появлении армии и полиции. В Риме оно выражается в превращении родоплеменного совета старейшин в орган представительства знати – сенат, а родоплеменного вождя-рекса – в царя, в разделении населения на разряды по имущественному положению граждан, в организации постоянных вооруженных отрядов.

У франков племенной вождь, конунг, превратился в наследственного монарха, короля франков, народные собрания – в военные смотры, «мартовские поля», а наряду с этим появились государственные органы управления в центре и на местах (мажордомы, маршалы, герцоги, графы и др.).

<< | >>
Источник: Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 1 - Теория государства. 2010

Еще по теме Лекция 2. Разложение первобытного строя и закономерности возникновения государства. Пути формирования государства:

  1. Разложение родового строя и возникновение государства
  2. 8. Закономерности возникновения государства
  3. ЛЕКЦИЯ 16. ГОСУДАРСТВО БЛАГОДЕНСТВИЯ И СМЕШАННОЕ ГОСУДАРСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
  4. Лекция 3. Возникновение и развитие теории государства и права в России
  5. 9. Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.
  6. Лекция 1. Понятие механизма государства. Аппарат государства
  7. 10. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества.
  8. § 2. Демократическое государство как основа конституционного строя
  9. Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  10. Глава 15. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  11. § 6. Социальное государство как основа конституционного строя России
  12. § 7. Светский характер государства как основа конституционного строя России
  13. § 5. Федеративный характер государства как основа конституционного строя России
  14. § 1. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
  15. От смешанного государства к государству благоденствия. Причины, проблемы, направления реформирования социальной политики государства. Система социальнойпомощи
  16. Возникновение Древнерусского государства
  17. Типичные и уникальные формы возникновения государства
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Юридическая этика - Юридические лица -