<<
>>

Лекция 1. Правосознание: понятие и структура

Многие ученые сегодня констатируют, что после распада СССР и в последующие годы в российском обществе наблюдается кризис правосознания, который обусловлен в первую очередь переоценкой прежних идей, взглядов и представлений.

И это в известной мере действительно так. «С одной стороны, падает вера в возможность быстрого построения правового социального государства, создания действенной правовой системы, способной защищать человека как от произвола и беззакония чиновничьего аппарата, так и от криминальных структур. С другой, в сегодняшнем правосознании велико влияние идеологии неразвитого, во многом «дикого» рынка… Между тем для цивилизованного рыночного общества необходимо развитое индивидуальное правосознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к самостоятельным действиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре»211. Иными словами, сегодня, как видно, наряду с новым осмыслением правосознания и правовой культуры в нашем обществе во весь рост встает задача комплексного теоретического исследования проблемы индивидуального правосознания в демократическом обществе. Поэтому вначале мы рассмотрим исходные аспекты современного правосознания и правовой культуры, а затем попробуем остановиться на проблеме индивидуального правосознания.

По проблемам правосознания и правовой культуры вообще написано очень много трудов. А вот по современным аспектам этих проблем применительно к постсоциалистическому праву и государству написано работ совсем немного, поэтому и нелегко сегодня рассуждать на эту тему.

В частности, некоторые теоретики права по-разному определяют само правосознание применительно к новым общественным реалиям212.

Мы, отталкиваясь от имеющихся публикаций на эту тему, исходим из того, что правовое сознание есть специфика форм отражения современного общественного бытия, форма общественного сознания, представляющая собой систему правовых целей, понятий, взглядов, представлений, чувств, настроений и т.п.; что правовое сознание отражает, с одной стороны, объективную сегодняшнюю действительность, общественное бытие, общественные отношения и с другой – специфическое правовое воздействие на эту действительность, правовые связи и отношения.

Иначе говоря, правосознание – сложное структурное образование, обусловленное сложностью отражаемого им объекта. И мы здесь особо подчеркиваем активную сторону правосознания, ибо сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

Следовательно, правосознание имеет своим объектом общественные отношения. При этом, отражая объективные условия современного общественного развития, правовое сознание является источником правотворческой инициативы; оно оказывает влияние на процесс социального действия норм права и их эффективность. Направляя и регулируя социальную деятельность людей в сфере функционирования права, правосознание само преобразуется в ходе этой деятельности, наполняясь новым содержанием. Проблема правосознания – одна из ключевых проблем правовой науки, раскрывающая правовую деятельность людей, групп, индивидов, истоки и механизмы их правомерного и противоправного поведения, определяющая пути и формы целенаправленного правового воспитания членов демократического общества, формирования правовой культуры.

Будучи связанным с правом, правосознание сегодня не может быть соответственно только с ним одним. В основе правосознания как формы общественного сознания лежит общественное бытие в целом, которое является одновременно основой права, политических и правовых институтов. Поэтому мы выделяем и рассматриваем в этой связи два аспекта отражения в правосознании: отражение существующих общественных отношений; указание на способ воздействия на эти отношения, т.е. отражение правовых требований, позитивного права.

Таким образом, становится ясно, что специфика правосознания в отличие от других форм сознания состоит в настоящее время в том, что, с одной стороны, предметом его отражения являются общественные отношения, требующие нормативно-правового регулирования, а с другой стороны, действующее право функционирует в виде закона и других нормативных предписаний. Ранее в определениях правосознания эти два аспекта не всегда учитывались.

И тогда получалось, что правосознание в государстве представляет собой совокупность идей, понятий, представлений всех людей о праве и законности, а также эмоций и привычек этих людей, связанных с правовыми явлениями. И личность как бы забывалась.

На современном историческом этапе общественное бытие как предмет отражения и объект воздействия общественного и индивидуального правосознания представляет собой взаимодействие различных общественных отношений (и государственных, и частных, и др.), совокупность которых в целом находит свое отражение в общественном правосознании, которое отражает лишь наиболее общее, что соответствует интересам всех граждан, а не отдельных их представителей. В индивидуальном же правосознании отражаются отдельные стороны общественного бытия, те общественные отношения, которые входят в сферу личной жизни человека.

Характер осознания действительности, степень адекватности ее отражения индивидуальным сознанием определяются также индивидуальными особенностями личности, ее мировоззрением, жизненным опытом, нравственными и другими установками, т.е. по содержанию отражение остается объективным на любом уровне, а по форме оно субъективно, так как связано с познающим субъектом.

В этой связи можно с комплексных позиций говорить и об особенностях правосознания в современном обществе. К числу этих особенностей с учетом сказанного можно отнести:

1) функцию в правосознании только правовых явлений и процессов, т.е. тех, которые образуют правовую сферу государственной и общественной жизни. Это право, законодательство в целом, его части, их связи, правореализация, юридическая практика и т.д.;

2) специфический характер методов и средств фиксации правовой действительности (посредством правовых понятий, категорий, принципов, механизмов, правовых источников и т.д.);

3) способность к опережающей фиксации правовой действительности, т.е. в правосознании может отражаться не только данное состояние правовых явлений и процессов, но и направления их развития;

4) тесную связь и взаимодействие правосознания с другими формами.

Например, известно, что нравственные принципы, в том числе принципы справедливости, гуманизма, равенства людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;

5) правосознание может не только активно воздействовать на общественные процессы, но и затормозить их развитие. Например, некоторые прогрессивные аспекты правовой реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания его правосознания;

6) оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, как нужно относиться к правомерному и неправомерному поведению граждан, как должно осуществляться правосудие, исполнение наказания и т.д.

В настоящее, как и в советское время, структура правоотношения представляется в основном в виде правовой идеологии и правовой психологии, при этом мало говорится о других компонентах и характеристиках данной структуры, вызванных новым временем.

Наиболее интересной и предпочтительной в этой связи выглядит позиция А.В. Полякова213.

В частности, применительно к постсоциалистическим реалиям автор обосновывает, что основными видами отношений сознания в обществе является познание, ценностные отношения и практика. Соответственно, в правовом сознании можно выделять познавательные, ценностные и волевые элементы, из которых и складывается как индивидуальное, так и общественное правосознание. Совокупность этих элементов в их взаимосвязи образует и структуру правосознания. Эти элементы в ракурсе правосознания можно определить как правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию.

Правовая онтология – это сознание (т.е. познание и знание) того, что есть право вообще и что есть право в отдельном обществе. Наиболее общие знания о праве как таковом называются теоретической правовой онтологией (теоретико-рациональный уровень правосознания).

А сознание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо себя вести в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией. Это наиболее «выпуклая» часть правосознания, которая представляет собой результат нормативной интерпретации различных правовых текстов, облеченных в формы законов, подзаконных актов, обычаев договоров и т.д. и одновременно индивидуальная сфера правосознания, субъекты которой сознают себя носителями определенных прав и обязанностей, определяющих их поведение по отношению к другим субъектам.

Показано, что правосознание включает не только рациональное знание о правовой действительности, но и эмоциональное, ценностное отношение к праву, которое складывается в том или другом обществе и которое лишь частично тематизируется и рационализируется сознанием индивида. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие права и составляет содержание правовой аксиологии.

При этом правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. В своей активной составляющей правовая идеология выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация правовых текстов, придающая им нормативно-правовой смысл и значение. Такая легитимация осуществляется на уровне правовой психологии.

Все многообразие правовых идеологий может сводиться к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации. Так, теории, сводящие право к правам и свободам человека, независимо от того, как конкретно понимаются эти права и обязанности, относятся к индивидуалистическому типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признается Бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, общества в целом, то такие взгляды относятся к коллективистскому типу правовой идеологии.

Много говорится о либеральной правовой идеологии. Либерализм же исходит из основополагающей ценности индивидуальной свободы, понимая ее как свободу от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.

Несистематизированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. На иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая в последствии может получить идеологическое оправдание и обоснование.

Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии.

Конечно, изложенную точку зрения на структуру правосознания можно сегодня признать за исходную: она больше «преломляется» и учитывает сегодняшние условия бытия, характер рыночных отношений. Однако определение правовой идеологии и правовой психологии как важнейших частей правосознания все же нуждается, наш взгляд, в уточнениях. И здесь вовсе не помешает и традиционный подход. Суть его состоит в том, что правосознание состоит только из двух элементов, частей: правовой идеологии и правовой психологии.

Учитывая, что на этот счет имеются научные разработки, можно утверждать, что правовая идеология, помимо сказанного, охватывает сегодня весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового воздействия в демократическом обществе.

Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой системы: является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государства и права; формулирует предложения о путях совершенствования правового регулирования.

Правовая психология выражает психологическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы: общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, богатых, бедных, мужчин, женщин, вытекающие из их места в структуре общества; психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные указанным социальным группам; представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам; способы формирования представлений, настроений, чувств, эмоций (влияние, взаимовлияние, подражание, внушение).

Правовая психология включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и неправомерного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.

В связи с этим будет правомерна также постановка вопроса о дальнейшем исследовании вопросов так называемой правовой праксиологии214.

Правовая праксиология в нашем случае тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельностную, коммуникативную сторону. Она касается совокупности представлений о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации, и состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика – это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика в этом смысле может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной. Она может быть либеральной и авторитарной, национально ориентированной и космополитической, творческой и т.д. В конечном счете правовая политика напрямую связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется. Основное требование, предъявляемое к правовой политике, – требование ее органичности. Она должна определяться не поверхностными, частными интересами и модными лозунгами, а интуицией творческого совершенствования социальной жизни. Способствовать созиданию человеческого духа – вот высшее предназначение одухотворенной правовой политики. Поэтому она не может быть групповой, классовой, грубой, но обязана быть научной политикой.

Понятие правовой установки здесь опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка здесь означает состояние готовности к действию субъекта в определенной ситуации; она, аккумулируя прошлый опыт человека, опосредует стимулирующее воздействие внешних условий и уравновешивает отношения субъектов со средой.

В целом правосознание, как и другие формы общественного сознания, отражает общественное бытие и обусловлено им. Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями изменяются также и их представления, взгляды и понятия, т.е. их сознание. Вместе с тем правосознание самостоятельно и оказывает обратное воздействие на различные сферы общественной жизни. При этом важно учитывать особую эффективность обратного воздействия правосознания на общественные отношения. Это объясняется во многом его тесной, неразрывной связью с практикой, функционированием правовой системы и механизма государства.

Признание обусловленности правосознания вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает изучение всех факторов, объективно влияющих на его функционирование и развитие. Как показывает история, те или иные события в жизни общества могут вызываться самыми различными внеэкономическими факторами и лишь в конечном счете – общественным бытием. Такими факторами может быть огромное число социальных, политических, духовных и иных явлений. Более того, по мере продвижения общества вперед все большее значение приобретает само правосознание как фактор развития.

<< | >>
Источник: Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

Еще по теме Лекция 1. Правосознание: понятие и структура:

  1. § 1. Дискуссионные вопросы понятии правоприменительной практики и ее социальные истоки
  2. Прецедент толкования
  3. ПРЕДИСЛОВИЕ
  4. 5. Правовое обеспечение и правовое регулирование государственного управления.
  5. 4. Высокая правовая культура аппарата - основа эффективной государственно-управленческой деятельности
  6. Лекция 1. Предмет теории государства и права
  7. Лекция 2. Методология теории государства и права
  8. Лекция 4. Философия права и социология права
  9. Лекция 2. Виды правонарушений, причины их совершения. Злоупотребление правом
  10. Лекция 1. Правосознание: понятие и структура
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика