Задать вопрос юристу

Нравственная цель

Может показаться, что постоянно демонстрируемое регуляторами лицемерие порочит финансы как профессиональную область. Нет, финансовая практика далеко не всегда и не везде склоняет финансистов к такого рода поведению.
Напротив, она вознаграждает людей моральной целью специфического типа, такой, которая лишь время от времени становится видимой для посторонних. Даже самые благородные профессионалы- финансисты могут показаться внешнему наблюдателю лицемерами хотя бы потому, что таковыми воспринимаются их коллеги или люди, чьи распоряжения они должны исполнять. Ежедневная рутина затрудняет восприятие внутренне присущей финансисту нравственной цели, заключающейся в оказании помощи клиентам. Отсюда можно легко прийти к выводу, что в финансах такой цели вообще не существует. В действительности человеческий дух, присущий большинству людей, естественным образом проецирует ее на будничную рутину. По-видимо- му, большинство из нас, для того чтобы выполнять все виды деятельности, подразумеваемые должностными обязанностями, нуждаются в нравственной цели, в духовном направлении. Большинство из нас инстинктивно стремятся быть полезными (в определенных пределах) окружающим, приносить благо людям. Для большинства людей моральные исчисления накапливаемых на протяжении всей жизни крупных денежных сумм, и их траты ближе к концу земного существования покрыты мраком, поскольку никто не имеет возможности оценить цели такого накопления, пока оно не закончено. Большую часть жизни мы не способны оценить даже свои собственные моральные цели, не говоря уже о нравственных намерениях других людей, поскольку подобными расчетами никто не занимается; мало кто из людей ранжирует других после их смерти в соответствии с нравственными целями, которыми они руководствовались на своем жизненном пути. Человек принимает нравственное решение, осознавая, что практически никто не способен оценить, насколько оно правильно, поскольку если этому выбору и уделяется внимание, то поверхностное. Новостные средства массовой информации любят посудачить о жизни богатых. Ho они стремятся найти и находят истории о нравственных падениях. Публика мало интересуется добрыми делами богатеев. Нам присуще внутреннее стремление думать о себе как о хороших людях и жить в соответствии с этим собственным воображаемым образом. Ho если мы попытаемся подойти к нему с точки зрения логики, это внутреннее стремление, похоже, загоняет нас в пожизненный цикл, когда нам очень часто приходится заниматься тем, что нам не интересно, что не имеет ни четкого нравственного оправдания и ясно сформулированной цели, что не поддается окончательной оценке. В деловой жизни Джон Рокфеллер-ст. (сын мелкого барышника и двоеженца) был безжалостным неистовым агрессором, действовавшим под девизом «пленных не брать». Посвященная описанию его деяний книга Иды Тарбел «История компании Standard Oil», вызвала настоящий скандал7.
Ho впоследствии Джон Рокфеллер-ст. стал филантропом, наподобие Эндрю Карнеги. Возможно, его деловая практика была жестокой и полной лицемерия, но его жизнь получила благородное завершение: основание фонда Рокфеллера, Чикагского университета и Рокфеллеровского университета. Большую часть своего состояния он завещал своему сыну Джону Рокфеллеру-мл., продолжившему семейную благотворительную деятельность и оказавшему огромное влияние на то, что все шесть его детей (пять сыновей и дочь) посвятили себя служению обществу. Всем им довелось сыграть важную роль в общественной жизни и в благотворительной деятельности. Один из них, Нельсон Рокфеллер, был вице-президентом США. Представитель четвертого поколения семьи — Джон Рокфеллер IV, известный тем, что он в течение 25 лет избирался в сенат конгресса США от штата Западная Виргиния. Что в конечном счете мотивировало представителей семьи Рокфеллеров? Стремились ли они только к удовлетворению эго, а также к созданию и продолжению семейной династии? Или их благотворительна я деятельность имела более глубокие нравственные цели? Скорее всего, свою роль сыграли и первый и второй мотивы. Кто-то из Рокфеллеров вдохновлялся более чем столетней традицией благотворительности. Эти добрые дела творились семьей, некоторые члены которой пользовались противоречивой деловой репутацией. Ho со временем они превратились в положительную общественную силу, и каждое новое поколение подхватывало факел из рук предыдущего. Безусловно, эта история предлагает определенную модель жизни. К сожалению, такие примеры, как семья Рокфеллеров, встречаются довольно редко и в наши дни передача целей и ценностей от поколения к поколению далека от совершенства. Иногда, встречаясь с богатыми людьми, участвовавшими в деятельности семейных фондов, я был просто поражен тем, насколько важную роль играет благотворительность с точки зрения их самооценки. Обсуждая ее, мои собеседники не скрывали своих эмоций. Благотворительная деятельность наделяет их чувством морального превосходства. Нечто подобное испытывает, например, человек, пожертвовавший свои деньги колледжу, когда руководство учебного заведения называет его именем один из учебных корпусов. В данном случае индивид ведет себя и эгоистично, и альтруистично. В его сознании сосуществуют обе эти мотивации. Остальному миру в большинстве случаев мало дела до семейных фондов или наименований зданий в университетских городках. Если бы об этом зашла речь, мы все, вероятно, согласились бы, что те, в честь кого названы фонды или здания, были хорошими людьми, раз уж они сделали обществу такие подарки. Ho мы сами не были знакомы с ними лично (в подавляющем большинстве случаев) и никогда не задумывались об их жизни. И поэтому они заслужили признательность со стороны общества и достигли своих собственных нравственных целей, не вызывая прямой зависти или враждебности.
<< | >>
Источник: Роберт Шиллер. Финансы и хорошее общество. 2014

Еще по теме Нравственная цель:

  1. § I. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания
  2. Нравственное сознание и нравственные ценности
  3. Найдите свою цель в жизни и цель, которой Вы хотели бы достигнуть через год
  4. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЮРИСТА
  5. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ
  6. Глава 4 НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ
  8. НРАВСТВЕННЫЙ КОМПАС
  9. Упадок нравственности?
  10. Нравственные отношения в системе управления персоналом
  11. Глава IV НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОСУДИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  12. Экономическое образование и нравственность
  13. § I. Нравственное значение судебных прений
  14. Глава 25. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
  15. Глава 11. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
  16. 14.2. Взаимоотношения руководителя и подчиненного: нравственный аспект
- Регулирование и развитие инновационной деятельности - Антикризисное управление - Аудит - Банковское дело - Бизнес-курс MBA - Биржевая торговля - Бухгалтерский и финансовый учет - Бухучет в отраслях экономики - Бюджетная система - Государственное регулирование экономики - Государственные и муниципальные финансы - Инновации - Институциональная экономика - Информационные системы в экономике - Исследования в экономике - История экономики - Коммерческая деятельность предприятия - Лизинг - Логистика - Макроэкономика - Международная экономика - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги - Оценка и оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Прогнозирование социально-экономических процессов - Региональная экономика - Сетевая экономика - Статистика - Страхование - Транспортное право - Управление затратами - Управление финасами - Финансовый анализ - Финансовый менеджмент - Финансы и кредит - Экономика в отрасли - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая теория - Экономический анализ -