<<
>>

ГЛАВА 20 Категоризация людей: финансисты против художников и других идеалистов

К ОГДА мы слышим об экономическом неравенстве, у нас нередко возникает ощущение, что наше общество часто вознаграждает не идеализм и гуманность, а эгоизм и узколобость. Человек естественным образом подразделяет других людей на различные категории.
Одним из следствий этого распределения по специфическим группам становится то, что они приобретают в нашем воображении преувеличенное значение. Как правило, мы исходим из того, что индивиды, занятые не в нашей, а в других сферах деятельности, принадлежат к принципиально иным типам людей. Безусловно, различные профессии в какой-то степени ассоциируются с личностными и другими (характер, темперамент) различиями между людьми. Однако эта чрезмерно сильная тенденция к категоризации связана с тем, что психологи называют «фундаментальной ошибкой атрибуции»1. Общеизвестно, что мы объясняем поведение других людей личностными различиями гораздо чаще, чем они действительно имеют место. Как правило, люди воспринимают философа, художника или поэта как полную противоположность руководителю компании, банкиру или деловому человеку. Однако это не так. Идея, согласно которой деловые люди характеризуются личностными качествами, принципиально отличными от тех, которые присущи людям, занятым в других сферах деятельности, опровергается уже тем фактом, что многие из нас сочетают различные занятия или переключаются с одной профессии на другую. Рассмотрим несколько примеров. Уолт Уитмен —один из наших самых известных поэтов. Его произведения отличают возвышенность, одухотворенность. Как он добился этого успеха? У. Уитмен — автор замечательных стихотворений. Ho сначала он должен был встать на ноги в финансовом смысле, чтобы избавиться от экономической необходимости писать такие книги, как его первое прозаическое произведение Franklin Evans, or The Inebriate: A Tale of the Times («Франклин Эванс, или Горький пьяница: обыкновенная история нашего времени»).
Предназначенный массовому рынку роман позволил У. Уитмену заработать, но его написание стало слишком обременительным для автора. Первое издание классического сборника «Листья травы» вышло в свет без участия издательств. Это означает, что У. Уитмен должен был каким-то образом убедить владельца типографии поддержать идеалистическое начинание. Частью сделки стало участие поэта в наборе книги. Он договорился с книготорговцами, чтобы те предоставили шанс его сборнику стихов. Признание поэзии У. Уитмена ширилось, но публикация каждого следующего издания «Листьев травы» требовала преодоления все новых и новых преград, заключения все новых и новых деловых договоренностей. Донесение своих произведений до читателя стало страстью всей жизни великого поэта. Третье издание «Листьев травы» долго откладывалось, а после банкротства издателя типографский набор был выставлен на аукцион, так что У. Уитмен лишился прибыли, которая была ему необходима для продолжения творческой деятельности. Таковы были финансовые мучения поэта, добившегося несомненного успеха. Однако, когда речь заходит об Уолте Уитмене, о них упоминается разве что вскользь. Жизненный путь Чарльза Айвза, которого некоторые считают величайшим американским композитором- симфонистом, начался с успехов в сфере страхования. В 1898 г. он окончил Йельский университет и в 1907 г. вместе с партнером учредил агентство по страхованию жизни Ives & Myrick. Ч. Айвз даже написал книгу, посвященную финансам,— Life Insurance with Relation to Inher- itance Tax («Страхование жизни с точки зрения налога на наследство»). К 1929 г. Ives & Myrick стало крупнейшим в США агентством по страхованию жизни, а личное состояние Ч. Айвза превысило 20 миллионов долларов149. Будучи богатым человеком, он имел возможность сочинять своеобразную музыку и субсидировать ее исполнение. Произведения Ч. Айвза приобрели популярность далеко не сразу. Мы не знаем точно, какую часть состояния ему пришлось истратить на то, чтобы всю оставшуюся жизнь сочинять действительно важные, но остававшиеся малоизвестными музыкальные произведения.
Кое-что нам позволяет понять рассказ об одном из обсуждений записи произведения композитора на граммофонную пластинку, который приводится его биографом: «И вновь со вздохом или проклятием Айвз доставал чековую книжку и пытался осчастливить всех присутствующих. Он был готов заплатить за другого дирижера для Раглса, но в отношении своих произведений настаивал на Слонимском, и тогда он заплатит Николасу так, как будто это сделали обе стороны»150. Конечно, благодаря своему состоянию Ч. Айвз имел возможность сочинять только такую музыку, в которую он искренне верил. В том, чтобы писать произведения на заказ ради хлеба насущного, не было никакой необходимости. Как сказал композитор Арнольд Шенберг, «в этой стране живет великий человек, который знает, что такое верность самому себе. Его зовут Чарльз Айвз». Иногда работы двух наиболее известных (и наиболее высоко оцениваемых) современных художников, Джеффа Кунса и Дэмьена Херста, «уходят» с торгов по ценам более ю миллионов долларов. Дж. Кунсу принадлежит и мировой рекорд аукционной цены для ныне живущих художников: в 2008 г. на торгах, проводившихся аукционным домом «Кристис», его скульптура «Воздушный шар в форме цветка (красно-лиловый)» была продана за 25 миллионов 752 тысячи 059 долларов. Дж. Кунс и Д. Херст —не просто художники-одиноч- ки; и тот и другой являются искушенными в финансах людьми. Оба они руководят деловыми предприятиями с многочисленными сотрудниками, и оба агрессивно продвигают на рынке свои собственные произведения. Дж.Кунс вообще начинал биржевым трейдером в компании Smith Barney и использовал полученные прибыли для занятий искусством. На веб-страничке аукционного дома «Кристис», посвященной «Воздушному шару в форме цветка (крас- но-лиловому)», содержится специальная оговорка, иллюстрирующая теснейшую связь между искусством и финансами в наши дни: Особое уведомление: в отдельных случаях «Кристис» имеет непосредственный финансовый интерес в том, чтобы выставляемые на торги лоты имели гарантии минимальной цены или в предоставлении консигнатором аванса, гарантированного выставляемой на торги собственностью.
Таковы условия этого лота. Они устанавливаются в тех случаях, когда «Кристис» имеет собственный финансовый интерес в торгах или когда «Кристис» получил полное или частичное финансирование от третьей стороны. Как правило, третьи стороны получают финансовую выгоду только в случаях успешной продажи гарантированного лота, иначе они могут понести убытки151. He вызывает сомнений, что в написании этого уведомления участвовали юристы, предвидевшие возможность предъявления судебных исков к аукционному дому со стороны других сторон, преследующих собственные финансовые интересы. В общественном представлении живет образ художника, живущего только искусством и ради искусства, вынужденного преодолевать множество жизненных трудностей в ожидании благосклонного внимания со стороны влиятельных арт-критиков и, таким образом, достигающего успеха. Ho на этом «групповом портрете» мы никогда не увидим ни Дж. Кунса, ни многих других его собратьев по цеху. Даже те, кто посвятил себя в высшей степени духовным профессиям (например, религии, искусству или филантропии), обнаруживают, что им никуда не деться от повседневного управления финансовыми ресурсами и исполнения финансовых контрактов, тем самым с головой погружаясь в расчеты и заключение сделок. В финансовой деятельности обязаны участвовать даже революционеры. В книге «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвид Торо описывает, как он провел 1845-1847 гг. в полной изоляции в лесах, окружающих Уолденский пруд, созерцая природу и расширяя свое духовное сознание. На самом деле он не призывал никого к бегству из общества, о чем свидетельствует вся жизнь поэта и мыслителя. Большую ее часть Г. Торо управлял семейной компанией по производству карандашей и даже изобрел новый способ изготовления грифелей. И поэтому мы с полным правом причисляем его к деловым людям; просто он никогда не воспринимал получение прибыли как главную цель своей жизни. «Что бы вы ни делали ради заработка самого по себе, вы не работали, а просто-напросто бездельничали или того хуже». Ключевые слова в этом предложении просто-напросто*. Вот что писал в 1874 г. о Г. Торо английский журнал British Quarterly Review: «Глубочайшей ошибкой была бы идея о том, что Торо —отшельник, что он стал затворником Уолденского леса, целиком и полностью посвятившим себя изучению деревьев, зверья и рыб и составлению карт окружавших озеро земель. Тем не менее у нас в Англии слишком многие видят его жизнь в этом обманчивом свете»152. На самом же деле Г. Торо имел возможность надолго остаться в Уолдене только потому, что доходы от семейного предприятия позволяли ему избрать такую форму досуга. Почему бы не провести честно заработанный отпуск на природе? Сегодня он, скорее всего, выкладывал бы отпускные фотографии в Интернете. Более того, полученное благодаря семье образование в Гарвардском университете позволило Г. Торо задуматься над написанием книги и действительно создать прекрасное, дошедшее до наших дней литературное произведение, посвященное своим каникулам. Составленный нами список завершают революционеры, призывавшие к политическим преобразованиям. Политический радикал, противник правящих кругов США Джерри Рубин был приговорен к четырем годам тюрьмы за подстрекательство к бунту во время уличных протестов в Чикаго во время проходившего в 1968 г. съезда Демократической партии. Его перу принадлежит книга «Действуй! Сценарии Революции». Ho через некоторое время после чикагских событий, после отмены приговора апелляционным судом, Дж. Рубин перешел на сторону Уолл-стрит, устроившись на работу аналитиком рынка в брокерскую фирму John Muir & Co. Американская пресса усмотрела в совмещении этих двух стезей, в переходе «от иппи к яппи» (from yippie to yappie), фундаментальное противоречие, но сам Дж. Рубин настаивал, что его поступки логичны и последовательны. В 1980 г. он заявил: «Деньги всегда были тождественны власти. Ho в 1960-х гг. кордоны пикетчиков провели различие между ними. В 1980-е гг. воцарилась куда более жесткая иерархия. Линии пикетов уже не привлекают столько внимания. Власть перешла к бухгалтерам. В наши дни главной социальной проблемой стали деньги»153. Вопрос не в том, придерживается ли Дж. Рубин последовательной моральной философии или нет. Скорее, речь идет о том, что один и тот же человек, в зависимости от своих личных склонностей или исторических обстоятельств, может оказаться и на Уолл-стрит, и в рядах пикетчиков. Вероятно, не таков мир в фантазиях молодых художников, философов и поэтов, но это реальность —реальность, которую мы должны научиться принимать. Самореклама и приобретение богатства, полученного в финансовой сфере или в другой, не являются преступлением. Скажем прямо: такого рода поведение было источником некоторых величайших достижений человечества.
<< | >>
Источник: Роберт Шиллер. Финансы и хорошее общество. 2014

Еще по теме ГЛАВА 20 Категоризация людей: финансисты против художников и других идеалистов:

  1. ГЛАВА 20 Категоризация людей: финансисты против художников и других идеалистов
- Регулирование и развитие инновационной деятельности - Антикризисное управление - Аудит - Банковское дело - Бизнес-курс MBA - Биржевая торговля - Бухгалтерский и финансовый учет - Бухучет в отраслях экономики - Бюджетная система - Государственное регулирование экономики - Государственные и муниципальные финансы - Инновации - Институциональная экономика - Информационные системы в экономике - Исследования в экономике - История экономики - Коммерческая деятельность предприятия - Лизинг - Логистика - Макроэкономика - Международная экономика - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги - Оценка и оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Прогнозирование социально-экономических процессов - Региональная экономика - Сетевая экономика - Статистика - Страхование - Транспортное право - Управление затратами - Управление финасами - Финансовый анализ - Финансовый менеджмент - Финансы и кредит - Экономика в отрасли - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая теория - Экономический анализ -
Яндекс.Метрика