<<
>>

Фундаментальная экономическая роль филантропов

Мы рассматриваем в этой главе деятельность филантропов или благотворителей, тех, кто в «рабочее время» зарабатывает деньги, а в «свободное» — направляет часть своих доходов на осуществление благих дел в самых разных сферах: милосердие и помощь нуждающимся, религия, искусство, наука, экология, образование и т.д.
Поскольку большую часть времени филантропы проводят в трудах, приумножая богатство, и живут своей собственной жизнью, они упускают возможность своими глазами увидеть результаты собственной благотворительности и испытать чувство удовлетворения, встретившись с благодарными выгодоприобретателями. С другой стороны, благодаря более высоким доходам филантропы способны умножить количество своих благих дел. В этом и заключается моральный долг индивидов, наделенных управленческими или финансовыми талантами и способностью заглядывать в будущее к выгоде других людей. Люди, которым удалось создать крупные состояния, обязаны планировать свое расставание с ним, независимо от того, перейдет оно к детям, друзьям или родственникам или будет направлено на филантропию. Других разумных исходов историй их собственных жизней не существует. Окончательная передача состояния не должна происходить задним числом. У человека, накопившего богатство, есть одна естественная миссия. Индивид, способный заработать состояние в бизнесе, наверняка способен прекрасно распорядиться и филантропической деятельностью. Об этом говорит в своей статье «Wealth» («Богатство»), опубликованной в 1889 г. в North American Review и впоследствии переименованной в «The Gospel of Wealth» («Евангелие богатства») знаменитый Эндрю Карнеги141. Она сразу же привлекла к себе внимание общественности и вызвала оживленную дискуссию. В последние годы к статье Э. Карнеги вновь проявляется повышенный интерес. Нельзя сказать, что те, кто добивается успехов в бизнесе, обязательно умнее других людей. В действительности они могут быть относительно безразличными к реальным нуждам бедняков и в равной степени, в силу своей сосредоточенности на хозяйственной деятельности, не испытывают интереса к интеллектуальным поискам.
Скорее, они одарены специфической способностью разума—умением находить наилучшие сочетания человеческих талантов и деловых возможностей. Эта их особенность может и должна использоваться во благо людей. Э. Карнеги писал в своей статье, что «в условиях свободно действующих экономических сил люди, обладающие этим особым талантом к ведению дел, с необходимостью должны получать более высокие доходы, чем те, которые они могли бы разумно тратить на свои нужды; и этот закон полезен для прогресса в той же мере, что и другие»142. В статье содержалась теория капитализма как арены конкурентной борьбы, в соответствии с которой деловой мир находится на стадии, когда «выживают наиболее приспособленные»143. Te, кто в наибольшей степени приспособлен к использованию практических управленческих навыков и умений, будут постепенно подниматься к вершине в своем деле, превращаясь в богатых людей. Ho, по Э. Карнеги, это не просто дарвиновская борьба за выживание, ведь над ней возвышается моральный долг. Для победителей в экономических баталиях последний заключается в том, что, достигнув вершин в бизнесе, они выходят в отставку достаточно молодыми для того, чтобы применить свои управленческие навыки для распоряжения богатством во благо общества. Жизнь самого Э. Карнеги — пример воплощения в жизнь идеалов человека. Его филантропическая деятельность началась через семь лет после публикации «Богатства». Первым шагом в этой сфере стало учреждение в 1896 г. Музея естественной истории Карнеги, под эгидой которого было осуществлено огромное количество палеонтологических экспедиций. В ту пору Э. Карнеги исполнился 61 год. В 1900 г. он основал Технологический институт Карнеги (ныне Университет Карнеги-Меллон). В 1901 г. промышленник продал компанию Camegie Steel Дж. П. Моргану и отошел от дел в возрасте 65 лет, посвятив всю свою оставшуюся жизнь благотворительности. В 1902 г., когда Э. Карнеги было 67 лет, он основал Институт Карнеги (специализировавшийся на научных исследованиях), в 1910 г.
в возрасте 75 лет—Фонд Карнеги за международный мир и в 1911 г., когда ему исполнилось 76 лет,—Корпорацию Карнеги в Нью-Йорке (для развития образования). Э. Карнеги умер, когда ему было 83 года. В наше время Билл Гейтс и Уоррен Баффет, два самых богатых американца, согласно рейтингу Forbes 400, возможно вдохновленные примером Э. Карнеги, нача- скольку ему мы обязаны нашим успешным материальным развитием, влекущим за собой улучшение условий жизни. Он — наилучшее для рода человеческого, поскольку обеспечивает выживание сильнейшего в любой сфере деятельности». Camegie (1889): 655. ли кампанию за принесение самыми богатыми людьми мира «клятвы дарения»6. В соответствии с ней владельцы крупнейших состояний обещают при жизни направить на благотворительность половину своих богатств. В 2010 г. инициаторы «клятвы» побывали в Китае, где пригласили 50 богатейших людей страны на встречу, чтобы обсудить вопросы благотворительности. Фонд Билла и Мелинды Гейтс осуществляет благие дела по всему миру. Его цели и методы существенно отличаются от государственной практики (во многих случаях правительство страны обязано обосновывать свои действия национальными интересами). Например, Фонд Гейтс предоставил грант Ливерпульской школе тропической медицины на разработку препаратов для лечения речной слепоты, эта болезнь — настоящий бич для населения беднейших регионов Африки и Азии. В подобных случаях государство оказывает довольно слабую поддержку, так как оказание помощи населению зарубежных стран не позволяет увеличить политический капитал внутри страны. Например, правительство США столкнулось бы с немалыми политическими трудностями, если бы оно предложило выделить денежные средства английскому университету для осуществления проекта, выгодного жителям дальних стран. В отличие от него для частного фонда подобных препятствий не существует.
<< | >>
Источник: Роберт Шиллер. Финансы и хорошее общество. 2014

Еще по теме Фундаментальная экономическая роль филантропов:

  1. 3. Официальная помощь развитию и социально-ответственное поведение компаний США за рубежом
  2. Православная этика и пути российской цивилизации
  3. Бизнес, как обычно
  4. ГЛАВА 9. КОРПОРАТИВНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ФОНДЫ
  5. Гейтс Уильям (Билл)
  6. Предисловие
  7. Фундаментальная экономическая роль филантропов
  8. Эгоизм и филантропия
  9. Предпосылки формирования науки права социального обеспечения: социологический обзор
- Регулирование и развитие инновационной деятельности - Антикризисное управление - Аудит - Банковское дело - Бизнес-курс MBA - Биржевая торговля - Бухгалтерский и финансовый учет - Бухучет в отраслях экономики - Бюджетная система - Государственное регулирование экономики - Государственные и муниципальные финансы - Инновации - Институциональная экономика - Информационные системы в экономике - Исследования в экономике - История экономики - Коммерческая деятельность предприятия - Лизинг - Логистика - Макроэкономика - Международная экономика - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги - Оценка и оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Прогнозирование социально-экономических процессов - Региональная экономика - Сетевая экономика - Статистика - Страхование - Транспортное право - Управление затратами - Управление финасами - Финансовый анализ - Финансовый менеджмент - Финансы и кредит - Экономика в отрасли - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика предприятия - Экономика природопользования - Экономика труда - Экономическая теория - Экономический анализ -
Яндекс.Метрика