<<
>>

«Цены богом устанавливаются»[‡]

Познакомившись с рождением денег, мы сделали лишь первый шаг на пути к раскрытию секрета денег. То, что мы узнали о них до сих пор, очень просто: деньги представляют собой товар, играющий роль всеобщего эквивалента; мы узнали также, что такое товар, чем определяется его стоимость, почему золото в конце концов распространилось повсюду в качестве денег и как его можно заменить бумагой.

Во всем этом нет ничего загадочного. И все-таки судьба миллионов людей была связана с деньгами, тысячи людей противостояли из-за них друг другу, ибо так велика власть денег. Ho что это за власть, откуда она происходит? Давайте продолжим расследование тайны.

Выше мы говорили о стоимости товара, о том, что эту стоимость можно выразить путем сравнения с другим товаром. Мы приводили пример: костюм = 2 парам ботинок, или I костюм = 600 форинтам. Или I центнер пшеницы = 200 форинтам. За вышеуказанные суммы эти товары можно купить, следовательно, такова цена товаров. Ho почему цена не всегда одинакова?

Приведем пример из прошлого.

Бедный крестьянин Янош едет на базар, чтобы продать плоды своего утомительного годового труда: много мешков кукурузы. Ho кукуруза никому не нужна. Все спрашивают пшеницу, предлагают за нее даже двойную цену, но пшеницы на рынке мало. Проходит год. Янош снова едет на базар, но на этот раз привозит на продажу пшеницу. В этом году он весь свой участок засеял пшеницей и собрал богатый урожай тяжелых золотистых зерен. Он рассчитывает, что денег, которые он получит за пшеницу, хватит не только на уплату налога и долгов, но и на сапожки для маленького Янчи - он сидит тут же, на облучке, и пощелкивает бичом.

Однако, прибыв на место, Янош видит, что на базаре полно пшеницы. Все, кто в прошлом году привозил кукурузу и при продаже не получил даже ее себестоимости, теперь продают пшеницу. Ну, а покупатели? Поскольку пшеницы много, а кукурузы мало, все хотят купить кукурузу, так что вырученных за пшеницу денег Яношу не хватает не только на сапожки, но

Даже и на уплату налога.

Почва начинает ускользать из-под ног крестьянина. Он хотел заработать больше денег, поэтому и посеял пшеницу вместо кукурузы, но цена пшеницы изменилась, и Янош разорился. Деньги погубили его. Разве удивительно после этого, что Янош и остальные мелкие производители Средневековья приписывали деньгам волшебную силу, божественное могущество? Нет, вовсе не удивительно. Над людьми властвовало их собственное творение - деньги, и они горестно недоумевали над мучительным вопросом: отчего зависит цена товара? Если цены на их товары были высокими, они благодарили бога за милость, если же низкими - сокрушались по поводу божьего гнева.

А что же происходило в действительности? Почему крестьянин Янош должен был неминуемо разориться?

Если покупателей на какой-либо определенный товар много, а товара этого мало, цена на него устанавливается высокая; если же предлагаемого на продажу товара много, а желающих купить его мало, цена будет низкой. Вот и весь секрет, все обстоит очень просто. Ho это еще не ответ на вопрос: что определяет цену товара, по сравнению с чем будет, например цена пшеницы высокой или низкой.

Понятие спроса-предложения бросает некоторый свет на то, почему цена ниже или выше обычной, но не объясняет саму величину цены.

Ведь когда спрос и предложение находятся в равновесии, то есть когда размер спроса точно соответствует размеру предложения, явление спроса - предложения уже не имеет никакого отношения к цене. Почему же за товары все-таки платят? Да потому, что они представляют собой продукты труда и как таковые имеют стоимость. Сколько за них платят? Столько, сколько труда в них воплощено. То есть в соответствии с их стоимостью. Действительно, цена товаров - это не что иное, как их ценность по величине вложенного в них труда, выраженная в деньгах.

От чего же, следовательно, зависит цена товара?

Если цена является выражением ценности в деньгах, она зависит от двух факторов: I. от ценности товара; 2. от стоимости денег, то есть золота.

Если, например, на производство пары ботинок затрачивается 20 часов и на производство 2 граммов золота также 20 часов, цена ботинок будет равна 2 граммам золота.

Посмотрим теперь, что произойдет, если ценность ботинок сократится вдвое, так как на производство их уходит теперь в два раза меньше времени, чем раньше. В этом случае цела их также уменьшится вдвое и будет равняться I грамму золота.

Разумеется, цена меняется и в том случае, если меняется стоимость денег, то есть золота. Если стоимость золота уменьшается вдвое вследствие такого же сокращения рабочего времени, необходимого для его производства (например, после обнаружения новых богатых залея^ей золота), цена ботинок повышается вдвое, то есть становится равной 4 граммам золота. И, наконец, если стоимость золота и стоимость товаров изменяются в одинаковой мере, цены на товары остаются неизменными. Обмен товаров, следовательно, происходит в конечном счете на основе их стоимости.

А если это так, почему же все-таки тысячи и тысячи прилежных, усердно трудящихся производителей товаров в течение целых веков разорялись, в то время как другие богатели?

Сделаем небольшой экскурс в историю.

Рабовладельческое общество было обречено на гибель, так как оно не было больше способно развивать производство. Рабы не были заинтересованы в производстве. Сколько бы ценностей они ни производили, они получали за свой труд ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Неминуемо долн^но было возникнуть такое общество, в котором непосредственно сам производитель, если больше производит, то больше и получает. Таким общественным устройством явился феодализм.

Для феодального способа производства характерно, что и здесь имеются два основных класса: класс феодалов, крупных землевладельцев; класс крепостных крестьян. Крепостной уже не был безраздельной собственностью помещика, как раб; помещик не мог его, например, убить. Хотя крепостной вместе со своей землей принадлежал феодалу, он уже имел право часть продуктов своего труда оставить себе.

Если он производил больше, он должен был больше отдать своему хозяину и эксплуататору, но и ему самому оставалось больше. Таким образом, он был заинтересован в развитии производства.

В эпоху феодализма все сильнее и сильнее распространяется простое товарное производство. Что это означает? Ремесленники осуществляют производство друг для друга. Портной шьет одежду сапожнику и гончару, гончар делает горшки портному и т. д. А ткач вырабатывает ткань, из которой портной шьет одежду, и эту одежду потом покупает и ткач. Следовательно, каждый производитель производит товары для общества, на продажу. Труд отдельных производителей сливается воедино и образует такую часть труда всего общества, которая зависит от целого и от которой зависит целое. Было бы, следовательно, естественно, если бы существовало центральное руководство трудом ремесленников: из чего, где, при каких затратах труда, какими инструментами, сколько они должны производить. Это, однако, было невозможно, такого центрального руководящего органа не было и не могло быть в феодальном обществе. Почему? Да потому, что хотя результаты труда и объединяют ремесленников, частная собственность разъединяет их. Именно в этом, то есть в специфических отношениях товарного производства, и кроется тайна образования цен.

Каждый отдельный производитель трудится изолированно в своей мастерской или на участке земли; он встречается с другими производителями лишь на рынке. Поэтому производители не могут знать, сколько необходимо обществу того или иного продукта и сколько привозят на рынок этого продукта другие производители. Вследствие этого часто одного товара производится слишком много, другого - слишком мало.

В таких условиях производство не регулируется ничем иным, как только ценой. Если какого-либо продукта произведено мало, цены на него повышаются. Так как этот товар принес выгоду его производителям, все больше и больше производителей начинают его вырабатывать. Ho когда предложение превышает спрос, цены начинают падать, что предупреждает производителей об избытке этого товара. Производство сокращается, причем процесс сокращения продолжается до тех пор, пока цены снова не начнут расти. Такая регулировка носит, следовательно, случайный, бесплановый, стихийный характер и происходит задним числом. Время от времени она сопровождается крупными потрясениями. Одни товары залеживаются, за другие покупатели предлагают большие деньги. А что же происходит с людьми, с производителями товаров?

Отдельные производители товаров работают не в одинаковых условиях. Ремесленник, у которого хуже, более примитивны инструменты, производит свои товары с большими затратами труда и времени, чем другие ремесленники. Ho стоимость и, следовательно, цену товара определяют не индивидуальные, а общественные, средние затраты труда. Покупатель платит за товар не в соответствии с трудом, затраченным данным производителем на его производство - зачем ему платить больше, если он моячет купить этот товар дешевле? - а в соответствии со сложившейся на рынке единой ценой.

Следовательно, производитель, который работает в худших условиях труда, затрачивает на производство своего товара больше труда, чем это в среднем необходимо, или выносит на рынок такой товар, который имеется там в избытке, терпит от товарообмена убыток, беднеет и разоряется. В то же время тот производитель, который работает в условиях лучше средних или производит пользующиеся наибольшим спросом

товары, богатеет. Все это происходит в условиях жестокой конкуренции между производителями. Экономическое, имущественное неравенство все усиливается.

Разбогатевшие производители в конкурентной борьбе находятся в выгодном положении; кто не выдерживает конкуренции, разоряется и становится работником у богатого ремесленника.

Власть денег, капитализм - это чудовище нового времени - встречается, ощущается в эпоху феодализма пока еще лишь в небольшой мере, но черная тень ее начинает застилать небо. />

<< | >>
Источник: РОБЕРТ ЙОЖЕФ. История денег. 1968

Еще по теме «Цены богом устанавливаются»[‡]:

  1. 5. Советская модель экономики и советская экономическая наука
  2. ТОВАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ. БЫСТРЕЙШИЙ СПОСОБ ПОТЕРЯТЬ МИЛЛИОН
  3. 3.4. Реструктуризация ЖДТ России
  4. Управление обращением
  5. VIII. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений
  6. ПОНЯТИЕ “СТРАТЕГИЯ”. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНЦЕПЦИЙ СТРАТЕГИИ
  7. «Цены богом устанавливаются»[‡]
  8. Роль неопределенных ожиданий
Яндекс.Метрика