<<

Смерть денег

Социализм и коммунизм - это две стадии одного и того же общественного устройства. Первая стадия - социализм постепенно перерастает во вторую стадию - коммунизм.

Тот факт, что речь в данном случае идет о двух этапах одного и того же общественного строя, подтверждается общими для обоих этапов чертами.

Каковы же эти черты?

Как при социализме, так и при коммунизме средства производства находятся в общественной собственности, а целью производства является как можно более полное удовлетворение потребностей трудящихся, нет эксплуататорских классов, каждый должен отдавать производству все свои способности, а материальные блага на обеих стадиях распределяются между всеми членами общества, в соответствии с интересами трудящихся в целом.

Принцип социализма: «От каждого по способностям, каждому по труду», а принцип коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Для осуществления этого принципа при коммунизме производительные силы должны достичь гораздо более высокого уровня, чем при социализме. Они должны обеспечить такое изобилие материальных благ, другими словами, развитие науки и техники должно достичь столь грандиозного размаха, чтобы можно было непрерывно удовлетворять все потребности всех людей, причем людей очень образованных, сознательных, культурных, всесторонне развитых.

Прежде всего необходимо развитие главнейшей производительной силы - самого человека, выполняющего работу.

При социализме еще имеются существенные различия между городом и деревней, между промышленным и сельскохозяйственным производством, между умственным и физическим трудом. При коммунизме эти различия, в основном, исчезнут. Деревня благодаря полной механизации всех сельскохозяйственных работ, электрификации и культурному совершенствованию поднимется до уровня городов.

В силу развития техники, внедрения автоматизации все виды труда будут постепенно превращаться в умственный труд, требующий высокой квалификации.

Коренным образом изменится теперешнее общественное разделение труда. Разделение производственных отраслей сохранится, зато прекратится принадлежность отдельных трудящихся к определенной специальности. Чрезвычайно сократится продолжительность рабочего времени.

Каждый член общества будет иметь возможность получить всестороннее образование, каждый сможет выбирать себе занятие по душе, полезное в то же время для общества. Это позволит развернуться полно и всесторонне кроющимся в людях способностям.

При социализме труд уже является делом чести, но не является еще жизненной необходимостью. При коммунизме произойдут огромные изменения - изменения в характере производства, характерах людей, характере труда, - в результате которых люди будут относиться к труду, как к повседневной потребности здорового организма. Каждый член общества, следовательно, будет смотреть на свой труд действительно как на жизненную необходимость, не нуждаясь ни в каком матеральном стимулировании, заработной плате, контроле. Исчезнет необходимость в общественном контроле над соответствием между выполненным трудом и выплаченным за него вознаграждением.

В то же время высокий уровень развития производительных сил, творческой силы человеческого труда обеспечит такое изобилие материальных благ, которое позволит удовлетворить нормальные, целесообразные потребности каждого. Исчезнет распределение по труду; его место займет распределение по потребностям. Таким образом, коммунизм освободит человека от угнетавшей его тысячелетиями заботы: как обеспечить материальные блага, необходимые для поддержания его собственной жизни и жизни его семьи.

Так как при коммунизме производство ведется непосредственно для общества и продукция производства подлежит коллективному распределению, исчезнет обмен, производство для продажи, то есть исчезнет товарный характер продуктов. А поскольку нет товарного производства, и товаров нет, нет стоимости, нет цены, нет денег!

На этом кончается исторический путь денег.

Он начался тогда, когда общество разделилось на классы, когда возникла частная собственность, и закончится, когда общество снова станет бесклассовым, когда собственность на средства производства станет коллективной.

Деньги обречены на исчезновение, отмирание. Тот простой факт, что тот или иной товар изготовлен с такими-то и такими-то затратами труда, не нужно будет выражать в такой форме, что он столько-то стоит, что ему такая-то цена в деньгах.

Нынешнее молодое поколение еще доживет до того времени, когда каждый может взять из рога изобилия столько, сколько ему нужно, когда слова «деньги», «капитализм» будут слышать только дети в школе. В эту счастливую эпоху людям трудно будет понять, как могло существовать когда-то безумное общество, в котором благополучие и авторитет людей, их здоровье и хлеб насущный зависели от того, сколько у них было золота или кусочков бумаги . . .

. . . Трудно будет понять, что были когда-то Круппы и Морганы и войны из-за алмазов, эпидемии голодной смерти в Индии, мультимиллионеры и оборванные дети ... И были поэты - много-много поэтов! - которые устами народа кричали: «Денег нет, а есть надо!» 

<< |
Источник: РОБЕРТ ЙОЖЕФ. История денег. 1968

Еще по теме Смерть денег:

  1.  4. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, а также расходов на охрану наследственного имущества и управление им
  2. Выкупная стоимость и предложение денег
  3. Однопартийная система религии денег
  4. ГЛАВА 5. МИРОВОЗЗРЕНИЕ В РЕЛИГИИ ДЕНЕГ.
  5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ И ЕГО СМЕРТЬ
  6. ГЛАВА 7. КРИЗИСЫ РЕЛИГИИ ДЕНЕГ. КРИЗИСЫ И ПОЛИТЭКОНОМИЯ
  7. I. Преимущества религии денег
  8. V. Проблема денег
  9. II. Смерть брэндам религии денег
  10. Стабильность или нестабильность — вот в чем вопрос
  11. КОГДА И КАК ВОЗНИКЛА ТАЙНА ДЕНЕГ
  12. ГЛАВА I. Общее право монголов эпохи Чингиз-хана и его преемников.
  13. Рокфеллер Джон Дейвисон
Яндекс.Метрика