>>

Немой обмен

В один из ясных солнечных дней весной 1947 года хорошо оснащенная экспедиция отправилась в дикие джунгли Центральной Бразилии, на землю индейского племени шавантов.

Об этом необычайно воинственном племени просвещенный мир даже в середине XX века знал очень немного.

Дело в том, что предводители племен шавантов хранили и распространяли древнее поверье

о              том, что если на их землю ступит нога белого человека, народ погибнет. Поэтому шаванты на протяжении веков при помощи своего примитивного оружия сопротивлялись, мешали тому, чтобы их «открыли». Таким образом, несмотря на попытки цивилизации, им удалось сохранить старые обычаи, племенной образ жизни; у них почти в неприкосновенности сохранились отношения первобытного человеческого общества.

Именно это обстоятельство возбудило инте- pec итальяского ученого Метароццо, руководителя экспедиции. Он надеялся, что его экспедиции удастся подружиться с шавантами, познакомиться с их обычаями и образом жизни и обогатить исследования по древней истории человечества новыми научными фактами.

Экспедиция Метароццо приступила к выполнению своей цели, вооружившись прекрасным оснащением и чрезвычайно остроумным планом. Огромный океанский пароход экспедиции бросил якорь на значительном расстоянии от берега, затем с него была спущена шлюпка, в которую сели безоружные члены экипажа, захватив с собой лишь несколько простых предметов обихода, которые, по их понятиям, могут быть нужны обитателям джунглей Центральной Бразилии: домашнюю утварь, пестрые ситцы, цветные бусы и прочее. Шлюпка направилась к пустынной части берега. Подплыв достаточно близко к берегу, сидящие в шлюпке начали оживленно и громко разговаривать, показывали друг другу ситцы и бусы, шутили, всячески подчеркивая свои мирные намерения. Затем они выгрузили привезенные вещи на скалу и беспрепятственно возвратились на корабль.

Через два дня, наблюдая за берегом в подзорные трубы, матросы заметили, что выгруженные из шлюпки вещи исчезли. На третий день вместо них па скале лежало что-то другое.


Шлюпка немедленно отправилась в путь. Оказалось, что оставленные три дня назад на скале вещи индейцы забрали и на их место положили обычные в обиходе индейцев Центральной Бразилии предметы: редкие фрукты, оружие и т. д. в таком количестве, которое они считали равноценным оставленным экспедицией товарам.

На другой день шлюпка доставила на скалу новые товары, вместо которых на следующее утро нашли вещи, оставленные в уплату индейцами. Между экспедицией и племенем - в середине XX века - сложился так называемый немой обмен, одна из древнейших форм мирных контактов между различными ордами и группами людей в первобытном человеческом обществе. В данном случае, однако, лишь на одной стороне стояли люди, живущие в первобытнообщинном строе, индейцы племени шавантов: их партнерами были представители современного общества товарного производства. Успешный «немой обмен» привел сначала к сближению между членами экспедиции и шавантами, а затем и к полному успеху экспедиции.

Мысль об организации такой экспедиции Me- тароццо почерпнул из следующих строк «отца истории» Геродота (около 484-425 до н. э.): «Карфагенцы утверждают, будто в Ливии, где-то за Геркулесовыми столпами*, есть место, где живут люди с таким обычаем: если к ним привозят товары, товары эти нужно сложить в порядке на берегу моря, вернуться на корабль и пускать оттуда дым. Заметив дым, туземцы выходят на берег, кладут рядом с товарами предназначенное в уплату за них золото и уходят. Тут карфагенцы сходят на берег, смотрят выложенное золото и, если считают его достаточным в уплату за их товары, погружают его на корабль и отплывают. Если же золота мало, они возвращаются на корабль и ждут дальше. Тогда туземцы возвращаются и добавляют к прежнему количеству новое золото, пока карфагенские торговцы не будут удовлетворены. Ни одна сторона не совершает несправедливости по отношению к другой, ибо карфагенцы не Гибралтар.

прикасаются к золоту, пока не сочтут его количество приемлемым за свои товары, а туземцы не трогают товары, пока карфагенцы не увезут золото».

| >>
Источник: РОБЕРТ ЙОЖЕФ. История денег. 1968

Еще по теме Немой обмен:

  1. Необходимость управления товарообменом, а значит, и рынком
  2. ТМ-глоссарий
  3. Исходные понятия маркетинга. Сущность и содержание маркетинга
  4. ФИКСИРОВАННЫЙ № ПЛАВАЮЩИЙ ОБМЕННЫЕ КУРСЫ
  5. 4.1. Непрерывность производства и обмена товаров
  6. 3.3. Внешнеэкономический аспект проблем компенсирования за участие в международном трудовом обмене
  7. БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
  8. § 6. Международный обмен оперативно-розыскной информацией по линии Интерпола
  9. Архитектура обмена знаниями
  10. § 11. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛА. ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБМЕНА
  11. Немой обмен
Яндекс.Метрика