<<
>>

КОГДА И КАК ВОЗНИКЛА ТАЙНА ДЕНЕГ

Нынешний американский представитель в МВФ предложил следующее определение: «Деньги волшебны. Банкиры — фокусники. Подобно всем фокусникам, они не любят показывать свои уловки».

Имелось ли в виду настоящее волшебство или простые любительские трюки? Ответ: и то и другое. Волшебство и тайна окружали существование денег в течение всей эволюции. Таинственность денег связана с двумя обстоятельствами: их историей, необходимостью поддерживать «игру в секретность».

История денег

Вот мнение Кейнса: «Деньги, подобно некоторым другим элементам цивилизации, гораздо более древнее учреждение, чем нам предписывали верить. Происхождение их потеряно в туманах тех времен, когда таял лед, и может простираться в межледниковые периоды человеческой истории, когда погода была восхитительна и разум был волен создавать новые идеи — на островах Гесперид, или в Атлантиде, или в раю Центральной Азии».

' Keynes J. М. A Treatise on Money. London, 1930. Ch. 1. P. 13.

Шумеры назвали свою первую монету «шекель», и в слове этом «ше» означало пшеницу, а «кель» - единицу измерения, подобную бушелю[3]. Следовательно, эта монета была символом стоимости одного бушеля пшеницы. (Слово «шекель» до сих пор живет в названии денежной единицы Израиля.)

Первоначально шекель предназначался для оплаты за священное сексуальное общение в храме Иштар, богини жизни, смерти и изобилия. Этот храм, являвшийся ритуальным центром, был также местом хранения запасов пшеницы, которая поддерживала жриц, а также всю общину в те скудные времена. Так что фермеры выполняли свои религиозные обязательства перед общиной и Богиней, принося свой вклад пшеницы к храму и получая в обмен за это монету шекель, допускающую их к посещению жриц во время фестиваля.

Через две тысячи лет после того, как патриархальная система изменила значение и характер этих ритуалов, Библия опишет этих жриц как «храмовых проституток».

Однако все это следует понимать в культурном контексте того времени. «Священные проститутки» были представительницами Богини, и общение с ними было общением с Богиней изобилия непосредственно, что не давалось легко. В то время изобилие было действительно вопросом жизни и смерти. В случае неурожая зерновых не было никакой альтернативы и каждый голодал до следующего года. И конечно, совершение магического ритуала должно было гарантировать изобилие зерна, животных и детей, которые тоже были необходимы для будущего процветания.

Точное время и обстоятельства происхождения денег неизвестны, но считается доказанным, что все их ранние формы были глубоко связаны со священными тайнами. Первой ролью денег была роль символа, а символ — это «что-то, представляющее что-то еще, являющееся несущественным или абстрактным», как записано в Оксфордском английском словаре, и в нем же читаем, что все ранние символы были связаны с религиозными концепциями, т. е. опять же со священными тайнами.

Одна из самых старых монет — шумерский кусок бронзы, относящийся приблизительно к 3200 году до Рождества Христова. На одной стороне монеты — изображение

Бушель — мера объема сыпучих и жидких тел в Англии и других странах с английской системой мер. — Примеч. науч. ред.

снопа пшеницы, а на другой — изображение богини Инан- ны (Иштар Вавилонской), богини жизни, смерти и изобилия. Шумеры назвали монету шекелем, и это был священный символ, воплощающий тайны изобилия жизни (см. текст в рамке). Шекель достаточно типичен. На протяжении всей истории фактически каждое общество присваивало валюте некоторые таинственные священные качества.

Более чем через 2000 лет после шумерского шекеля первые греческие монеты были фактически символами, выдававшимися гражданам как доказательство оплаты ими налогов. Эти символы могли быть выплачены для участия в ежегодных «гекатомбах», или священном приеме пищи, разделяемом с божеством.

Английское слово «money» происходит от имени богини Юно Монеты, а первый римский монетный двор находился в основании ее храма .

Долго, и даже без вмешательства религиозных учреждений, золото и серебро были символически связаны с Солнцем и Луной. В течение столетий их стоимость, загадочно устойчивая в соотношении 1 к 13,5, астрологически отражала небесные циклы. Эти два металла остались божественно освященными валютами и после того, как их астрологическое обоснование было забыто. Есть много людей, которые и сегодня утверждают, что для установления «реальности» денег следует вернуться к золотому стандарту. Некоторые продолжают настаивать на его библейском происхождений.

Есть известная ирония в том факте, что всемогущий доллар не стал исключением из этого мистического ряда. Выпущенный страной, отличавшейся с самого своего основания скрупулезным разделением между церковью и государством, страной, где школьный священник может все еще вызывать горячие дебаты, доллар — даже наиболее распространенная однодолларовая купюра — несет на себе девиз «мы верим в Бога». Эта же купюра имеет с обеих сторон большую печать Соединенных Штатов, которая была описана Джозефом Кэмпбеллом как необычно перегруженная тайными символами (см. текст в рамке).

Тайное значение однодолларовой банкноты (по материалам конференции Джозефа Кэмпбелла)

Я приглашаю вас внимательно посмотреть на всем хорошо знакомую однодолларовую банкноту. Наиболее интересна не та ее сторона, где выгравирован Джордж Вашингтон, а та, где наличествует большая печать Соединенных Штатов.

Здесь слева представлен образ, объясненный отцами-основате- лями как начало начал. Образ имеет вид обрезанной пирамиды, коронованной Дельтой Света со Всевидящим оком Бога - символом духовной власти. Око есть «открытый глаз» Яхве, или Брахмы, которым Он создавал физический мир, - в нем отразился первый мир; на нашем современном научном языке мы называем его Большой Взрыв. Тут же латинский текст: Annuit Coeptis («это поддерживает наше создание»). Интересно, что в латинском языке имеется нейтральный (средний) род, и поэтому не обязательно подразумевать для Бога «мужской» род.

Еще один текст: Novus Ordo Seclorum, означает «новый порядок на века».

На другой стороне печати изображен Источник Действия, символизируемый орлом (который также символ Зевса, Дэуса), - единственной птицей, которая может смотреть на солнце. Орел держит в левой лапе тринадцать стрел (символ власти), а в правой - оливковую ветвь (символ мира).

Число 13, или число преобразования, одно из главнейших в эзотерике, оно означает уровень числа основания государств. И здесь, на банкноте, оно присутствует в тайном значении, что следует из экстраординарной частоты повторения числа 13 в рисунке. Оно встречается семь раз, а семерка - тоже из важнейших! Вот все появления числа 13: количество рядов камней в пирамиде, число звезд, число листьев на оливковой ветви, число стрелок в лапе орла, число букв в

АппиИСоерИэ и число букв в остальной части рисунка (включая римские буквы в датах), которые составляют 26, или дважды по 13.

Мало того, для достижения «правильного» числа букв потребовалось допустить орфографическую «ошибку» в латинском тексте (БесЬгит вместо нормального БвсиЬгит). Расположенные над орлом 13 звезд образуют «Печать Соломона» (или «Звезду Давида»), что дает дальнейшие ключи. Эта шестигранная звезда - действительно один из богатейших каббалистических и алхимических символов.

Стоит ли продолжать? И так уже ясно, что даже в сегодняшнем полностью светском обществе на бумажные знаки валюты, распространенной по всему миру, нанесены фундаментальные «тайные священные символы».

Удивительно, насколько часто и в каких неожиданных местах обнаруживается стремление финансистов к подобной мистической поддержке. Либерия, например, выпустила официальные монеты с портретами капитанов корабля Enterprise Джеймса Т. Кирка и Жан-Луи Пикара, оплачивая лицензионные платежи Viacom, владельца торговой марки Star Trek. До недавнего времени было принято проектировать банки так, чтобы они напоминали храмы, а попавшие внутрь были охвачены почтением. Даже первый интернет-банк, с одним только адресом в сети, не имевший физического отделения для обслуживания клиентов, не преминул поклониться традиции, используя здание Греческого банка возрождения как первую заставку на своем сайте.

Банкиры все еще покрывают свои действия священным покровом тайны. Выступление председателя Федеральной резервной системы в конгрессе США обставлено таким количеством ритуальных, понятных только посвященным двусмысленностей, что его можно сравнить только с выступлением оракула в дельфийском храме Аполлона в Древней Греции. Две цитаты блестяще иллюстрируют это. Первая — моя любимая, из Алана Гринспена: «Если вы поня-

' Ferguson S. Star Trek: The Next Currency. Worldbusiness: Spring, P. 14.

ли меня, тогда я не должен быть понятен для себя». Другую я нашел в популярной книге Уильяма Грейдера о Федеральной резервной системе «Тайны храма»: «Подобно храму, Федеральное правительство не отвечало людям, оно говорило за них. Его декреты, написанные таинственным языком, не были понятны никому, но его голос, они знали, был мощным и важным».

Однако тайна денег — нечто большее, чем простое отражение склонности финансового мира, известного своим консерватизмом, к секретам.

Необходимость игры в доверие

Если бы ваш друг предложил вам выбор между купюрой в 20 долларов и клочком бумаги, на которой написано: «Я обещаю выплатить предъявителю сего 20 долларов», — что бы вы предпочли? Вы можете знать вашего друга как честного и заслуживающего доверия человека. Но если вы попробуете обменять подобную записку в хозяйственном магазине на новый садовый шланг, продавцы откажутся брать ее. Даже если они тоже знают вашего друга, они усомнятся, сможет ли магазин расплатиться со своими поставщиками при помощи подобной расписки. Поэтому, естественно, вы предпочтете 20-долларовую банкноту, ибо жизненный опыт научил вас, что банкнота будет принята всеми как стоящая именно 20 долларов. У вас есть твердая уверенность — ив этом ключ к пониманию темы, — что не банкнота стоит 20 долларов, а что каждый примет ее как выражение такой стоимости. В действительности не имеет значения, что вы думаете о ваших деньгах, главное — вы уверены, что можете их тратить, ибо любой другой тоже согласен с ценностью этих денег. Вот что мы имеем в виду, говоря: «существует вера относительно веры».

Greider W. The Secrets of the Temple. New York: Touchstone Books, 1987. P. 240.

Вопросы веры и социального соглашения могут быть мощны и фактически неразрушимы. История изобилует примерами, когда люди предпочли пытку и смерть измене своей вере. Мы также признаем, что кто-то может продолжать верить во что-либо, даже сталкиваясь с явным свидетельством противоположного. Так что вера занимает огромное место в человеческой душе.

Вера относительно веры, однако, в целом отличается по существу. Это понятие хрупкое и эфемерное. Возможно, ничто и никогда не сможет поколебать мою веру, но моя вера относительно вашей веры может быть поколеблена слухом, простой догадкой, чувством. Кроме того, цепь веры относительно веры сильна настолько, насколько крепко ее самое слабое звено. Если я подумаю, что кто-то с другой стороны мира прекратил верить в мексиканское песо, таиландский бат или российский рубль, то я должен бояться, что его соседи тоже могут прекратить верить. В результате весь карточный домик может рухнуть, как это случилось в Мексике в декабре 1994 года, в Таиланде в конце 1997 года или в России в августе 1998 года.

Это объясняет интересное явление, которое было отмечено мною, когда мы говорили о политике центральных банков. Если вы — Центральный банк, вы никак не можете признать существование проблем с деньгами. Почему? Казалось бы, в любом бизнесе первый шаг к решению той или иной проблемы состоит в том, чтобы осознать ее и объявить как проблему, которую можно и нужно решить. Да, так в любом бизнесе, кроме финансового. Если вы Центральный банк, даже малейшее появление сомнения или неуверенности в вашей деятельности создаст немедленный разрыв в цепи: рухнет вера в ценность ваших денег. Иначе говоря, признание проблемы создает саму проблему. Например, в июне 1977 года американский министр финансов Майкл Блументаль огласил беспокоящую его проблему долларовой оценки. Он просто проявил беспокойство, а доллар ушел в двухлетний штопор.

Думаю, вам уже понятно, что игра в деньги, как и в

случае с древнегреческими оракулами, является игрой в доверие. Всякий раз, когда король оказывается голым, т. е. когда возникает «кризис доверия», посвященные надеются, что никакое бесхитростное дитя не будет делать неподходящих замечаний. При таких обстоятельствах отработанные веками правила королевской секретности, тайны, этикет и ритуал служат гарантией, что длинная и хрупкая цепь доверия не порвется.

Почему деньги не вещь

Теперь постараемся рассеять ключевое заблуждение относительно денег и доказать: деньги — не вещь.

Самые маленькие и самые большие

Самыми маленькими монетами были, вероятно, некоторые из лидийских монет; вообще Лидия претендует на то, что там изобрели «современные» монеты около 600 года до н. э. А самый мелкий экземпляр, отчеканенный из электрума, природного сплава золота и серебра, был весом в 0,006 унции (пятнадцатая часть веса современного американского пенса).

Звание самой тяжелой валюты, бесспорно, принадлежит деньгам острова Яп из состава Каролинских островов в Микронезии, что в западной части Тихого океана. Это гигантские круглые шестифутовые известняковые пластины, отколотые от скалы на островах, расположенных за 400 миль. Это «мужская» валюта, церемониально используемая мужчинами; их не перемещают с того места, где они лежат. Женщины острова Яп пользуются более практичными деньгами в форме связок мидий.

Как показывает история, деньги определенно появились как вещь — в действительности как невероятное многообразие вещей. Даже не хочу упоминать о формах денег, появившихся совсем недавно, выполненных из бумаги, золота, серебра или бронзы. Дэвис Глин составил полный список предметов, которые когда-либо служили символами стоимости. Среди них, например, янтарь, бусинки, раковины морских моллюсков, барабаны, яйца, перья,

гонги, мотыги, слоновая кость, нефрит, бурдюки, циновки, гвозди, волы, свиньи, кварц, рис, соль, наперстки, лодки из шкур, пряжа и бубенчики, которыми украшают ослов'.

Деньги Стэнли

«Когда Стэнли отправился искать Ливингстона в Восточной Африке в 1871 году, он взял с собой три вида денег - проволоку, ткань и бусы, потому что для существовавших в его сознании Африки и африканцев, как ему казалось, они были чем-то вроде золота, серебра и меди для викторианского Лондона... И не смог использовать свои «деньги», если это можно так назвать, - а ведь их тащили две сотни проводников через половину континента. Он прибег к другой «валюте» XIX века - пуле»2.

Если быть точным, Стэнли взял с собой 29 200 ярдов различных индийских и американских тканей, 22 мешка с 11 видами бус и 350 фунтов медного провода. А закончил тем, что бросил 992 фунта бус и весь провод, который не нашел никакого спроса. К счастью для него, он взял достаточно боеприпасов и использовал их, чтобы стрелять в любое животное или в человека, который отказывался содействовать его проекту3.

Интересно, что простой мысленный эксперимент позволит отделить ауру денег от любой вещи из этого списка. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Если у вас в кармане была какая-нибудь вещь — скажем, нож, — этот нож будет полезен на вашем острове. Однако давайте предположим, что в это свое фантастическое путешествие вы взяли с собой миллион долларов, причем в любой форме: наличными, чеками, кредитными карточками, золотыми слитками, швейцарскими франками, пусть даже какими-то предметами, список которых составил Дэвис Глин, на ваше усмотрение. Что бы вы ни

Glyn D. A History of Money from Ancient Times to the Present Day. Cardiff: University of Wales Press, 1994. P. 27.

Buchau J. Frozen Desire: The Meaning of Money. New York: Farrar Strauss Giroux, 1997. P. 17.

' Stanley. How I found Livingstone. London, 1874. P. 22 — 24.

предпочли, на острове эти «деньги» перестанут быть деньгами. Вот почему при организации экспедиций в неизвестные страны всегда возникали проблемы: какую валюту брать с собой (см. текст в рамке).

События последних десятилетий сделали очевидной нематериальную природу денег именно как денег. В 1971 году Соединенные Штаты прекратили определять ценность доллара в золотом выражении. Начиная с этого времени доллар представляет собой обещание правительства США выкупить доллар «другим долларом». По крайней мере, когда доллар был поддержан золотом, мы могли бы более легко поверить, что он имеет некоторую объективную ценность. С отказом от золотого эквивалента такой самообман стал более трудным.

Ни одно выступление фокусника не обходится без номера с исчезновением предметов. Это хорошая аналогия с нашей темой, ведь аттракцион с исчезновением «предметности» денег тоже весьма поразителен. В те времена, когда деньги были представлены главным образом золотыми и серебряными монетами, банки начали выпускать куски бумаги, которая сообщала, где хранится драгоценный металл. Следующий акт исчезновения: подавляющее большинство наших бумажных денег дематериализуются, превращаясь в двоичные частицы в компьютерах, принадлежащих банкам и другим финансовым учреждениям. Можно всерьез предположить, что очень скоро все они переселятся в виртуальный мир. Нужно ли ждать, пока последняя долларовая банкнота исчезнет в киберкошельке, чтобы осознать истинно нематериальную природу денег?

<< | >>
Источник: Бернар А. Лиетар. Будущее денег: новый путь к богатству, полноценному труду и более мудрому миру. 2007

Еще по теме КОГДА И КАК ВОЗНИКЛА ТАЙНА ДЕНЕГ:

  1. Россия и Германия
  2. Франчайзинг: преимущества, недостатки и применимость в российской практике
  3. Бизнес, как обычно
  4. ПОБЕДИТЕЛИ И ПРОИГРАВШИЕ
  5. ОТ ПОДЪЕМА К ПАДЕНИЮ
  6. 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
  7. Хранение денег в иностранных банках
  8. Глава 1. Имидж секретаря
  9. Глава II СТАРАЯ И НОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ
  10. Позвольте представиться
  11. КОГДА И КАК ВОЗНИКЛА ТАЙНА ДЕНЕГ
  12. БЕЗРАБОТНЫЙ? КТО? Я?
  13. СЕМЬ МЕТАФОР
  14. Нобель Альфред Бернхард
  15. Мердок Руперт
  16. Дэвид Ликкен Тело на лестнице
Яндекс.Метрика