<<
>>

Социальное управление сетевой организацией

В этом параграфе рассмотрим “появление феномена Интернета, имеющего возможность занять определенное место в системе социального управления, выступая фактором повышения его эффективности и надежности функционирования”[83].

Вначале рассмотрим структуру и содержание сетевой организации, для того чтобы потом рассмотреть ее в системе социального управления. Любая организация по определению является сетью связей между ее участниками, и новый термин “сетевые формы организации”, по мнению Джоел Подольны и Карен Пайдж[84], следует понимать как любую группу действующих лиц (не менее 2 человек), которая имеет повторяющиеся, длительные обменные связи между собой, но в то же самое время в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы.

Какой бы ни была сетевая организация, в чистом виде она представляет группу лиц, которые осуществляют совместный процесс жизнедеятельности в рамках определенной сети.

В практическом аспекте процесс сетевой модернизации современных организаций, как правило, означает активное использование современных технических систем, включая интернет-технологии, и определенное уменьшение доли традиционных иерархических форм управления за счет повышения доли коллективных форм.

Интранет. Применение интернет-технологий во внутреннем пространстве организаций, получившее самостоятельное название “Интранет”, позволяет им повысить эффективность своего функционирования. Председатель совета директоров и исполнительный директор компании IBM Лу Герстнер, выступая на конференции “Интернет и общество”, проведенной Гарвардским университетом в мае 1998 г., заявил, что развитие

Интернета создает возможности для роста и развития компаний, вполне сопоставимые с теми, что существовали в 1980-е гг. при распространении снижения издержек и роста производительности труда[85].

Внутренние сети корпоративных систем дают новые возможности для конструирования новых форм организаций, функционирование которых было бы неэффективным или невозможным в традиционной социально-экономической среде. При создании новых сетевых форм организации, а также при модернизации существующих, разработчики должны ориентироваться на следующие возможные преимущества:

а)              экономия на перемещениях. Уменьшение влияния ограничивающих факторов географического положения участников совместной деятельности. Использование этого фактора в крупных международных корпорациях, отделения которых имеют широкую географию (например, “Дженерал Дайнемикс”, “Хьюлет Паккард”, IBM, Federal Express и др.) позволяет им экономить существенные средства на перемещении сотрудников между офисами;

б)              создание гибких фирм и виртуальных рабочих коллективов из исполнителей, которые не привязаны к определенному офису и могут, например, с помощью систем мобильной связи поддерживать необходимый контакт друг с другом и заказчиками вне зависимости от своего географического положения[86].

в)              снижение затрат на поддержание внутренней среды организации. Легкость, с которой пользователи Интернета могут публиковать информацию и получать доступ к созданным информационным ресурсам, позволяет снизить затраты на формирование и поддержание внутренней информационной среды организации. Основанное на интернет-технологиях внутрифирменное “информационное пространство” обладает свойствами “управляемой прозрачности”: из внешней среды доступны только разрешенные информационные ресурсы фирмы, доступ сотрудников к внешним ресурсам практически не ограничивается. В ответ на угрозу “информационного переполнения” создаются специализированные системы распространения оперативной информации — от персональных каналов новостей, обслуживающих одного человека, до глобальных информационных служб, рассчитанных на все вкусы и потребности.

Обмен сообщениями (информацией) между группами и организациями создает возможность повышения степени участия всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации.

Внутриорганизационные интранет-сети позволяют оперативно информировать весь штат организации о текущей ситуации в фирме, а также дают сотрудникам возможность влиять на оценку ситуации, вносить свой вклад в ее обсуждение и уточнение. Нужная информация становится доступной всем заинтересованным лицам.

Внутриорганизационная координация1. Создание условий для координации совместной деятельности групп людей. Это может применяться как на внутрифирменном уровне, так и на уровне глобальных рынков. Дешевые средства для организации обратных связей позволяют имитировать и проигрывать в реальном времени возможные экономические решения, в которых задействовано большое количество участников. В результате повышается точность принимаемых решений, а также улучшается координация деятельности участников в процессе реализации принятых решений.

Повышение качества координации работ для различных конфигураций коллективов исполнителей изменило структуру внутрифирменных затрат: стало дешевле передавать на исполнение работы временным работникам или внешним компаниям, чем держать для этого штатных сотрудников. Данная ситуация получила название “аутсорсинг”.

“Горизонтальные” экономические структуры обслуживают все разнообразие организаций в экономике. Часто эконо- [87] мические “горизонтальные структуры” называются институциональными структурами и интерпретируются как системы соглашений между большей частью членов общества, которые определяют общие правила для наиболее типичных видов взаимодействий людей в обществе. К ним относятся: торговая и финансовая инфраструктура, система трудовых отношений, юридическая система и т. п. Главным действующими элементами горизонтальных структур являются связи между их отдельными звеньями и единые правила работы всех звеньев. Фактически, горизонтальные структуры в экономике (так же, как и рассмотренные выше “организации”) уже представляют собой сети связей, которые с переносом в среду сети Интернет получают возможность работать более эффективно.

Начало развитию виртуальной сети положила компания Silicon Graphics, которая специализируется на выпуске компьютеров для работы с графикой. Она разработала первый аппаратно-программный комплекс работы с виртуальной реальностью “Reality-Engine”, где двумерное изображение, представленное на обычном компьютере этой компании, не требовало специального преобразования. Выпуск новой системы был начат компанией в декабре 1992 г[88].

Скоро появились: “виртуальный офис”, “виртуальная сеть”, “виртуальные технологии”, “виртуальный банк”, “виртуальная корпорация”. Использование “виртуальности” стало возрастать лавинообразно. При этом сама “виртуальная реальность” до недавнего времени не являлась теоретическим представлением, скорее — красивой метафорой, за которой каждый видел что-то очень загадочное.

Виртуальная реальность понимается как созданная искусственными средствами аудиовизуальная (и воздействующая на иные органы восприятия, т. е. расширяющая сферу своего воздействия) смысловая среда, которая выдается или принимается субъектом ее воздействия за подлинную или близкую к подлинной.

Виртуальная реальность — это реальность, воспринимаемая людьми в различной виртуальной плоскости. Виртуальная реальность всегда имеет среду своего существования (среду действия или среду анализа) и некоторое постоянно воспроизводимое отношение к этой среде. Компьютер, создание трехмерной объектной среды при помощи компьютера, создание компьютерных сетей всего лишь позволили нам увидеть этот фундаментальнейший принцип реальности.

Статья о конференции в Штутгарте “Мир Виртуальной реальности‘95”[89] описывает два вида виртуальной реальности (ВР): моделируемая и интерактивная. Суть моделируемой ВР — создать оторванный, независимый от реальности ее образ, задача которого — представить вовлеченному в нее человеку особый, иной мир. Задача интерактивной — дать возможность соотносить этот образ с реальностью, изменять этот образ путем метаморфоз (изменения формы объектов) и участвовать в этом изменении так, чтобы вовлекать саму эту виртуальную реальность в свою повседневную деятельность (это и есть интерактивное включение, присутствие).

Проектируемые виртуальные реальности нашли широчайшую область применения (разработка архитектуры новых сооружений, медицинское исследование человеческого организма, моделирование интерьера квартир и другие области, где необходимо визуальное представление связанных в систему трехмерных объектов).

В Интернете интерактивная технология виртуальной реальности применяется как “технология интерфейса”. Можно представить “сетевой магазин”, который создан таким, к какому привыкли люди. На экране появляется трехмерная модель комнаты магазина, где можно рассмотреть товары на полках, просто подойдя к соответствующей полке; щелкнув мышкой по соответствующему товару, можно детально с ним познакомиться; можно взять товар и подойти к кассе; щелкнув мышкой, выбрать в меню “оплату” и тут же оплатить товар по кредитной карточке; затем этот товар будет доставлен по адресу.

Работа такого компьютерно-сетевого интерфейса базируется на традиционных культурных областях человеческого опыта. В таком интерфейсе не нужно объяснять человеку, где искать меню с функцией “оплаты за товар”, понятно, что это можно сделать в месте, где обычно размещена касса в магазине (графически — касса в трехмерной модели виртуального магазина).

Первая интерактивная служба виртуальной реальности, работающая с трехмерными объектами на любой платформе, появилась в 1995 г. Она превращала текстовую информацию, хранящуюся на серверах Интернета, в трехмерное представление такой информации посредством создания виртуальных образов. Удобный характер такого интерфейса привел к созданию особого языка описания виртуальной реальности — VRML (Virtual Reality Modeling Language), на базе которого различные фирмы создают программные средства, позволяющие визуали- зовать базы данных любого типа для веб-страниц Интернета.

Виртуальность — всего лишь некоторая устойчивая структура со своей средой действия и фиксированным отношением к этой среде. Важным является технология создания виртуальных образований вне компьютера, где, однако, компьютер тоже задействован, но уже не в качестве среды, а в качестве средства работы с некоторой иной средой.

Программа правительства Великобритании “Виртуальное Банковское Дело” (Virtual (reality) Banking) применяет новые способы распространения и доставки финансовых услуг. Виртуальный банк использует технологию мультимедиа для создания реалистического (реального) компьютерного образа филиала. Этот компьютерный филиал может быть доступен из дома или из офиса через информационную сеть, может предоставлять целый ряд традиционных и нетрадиционных банковских услуг. Таким образом, виртуальный банк характеризуется редуцированным физическим присутствием.

Технология виртуальной системы продолжает развиваться. В эксперименты входит создание “киосков” в некоторых розничных филиалах (high-street branches), а также предоставление ограниченного объема информации в сети Интернет. Пока остаются проблемы с безопасностью, однако появляются технологии, способные решать и эти проблемы. Будет ли виртуальная технология иметь то же революционизирующее значение для банковского дела, что и автоматизированные кассовые машины в 1970-е и 1980-е гг., — пока неизвестно. Однако даже в этом случае остается открытым вопрос: будут ли розничные банки подходящими для выполнения этой услуги?[90]

Виртуальный офис создается при помощи компьютера, объединенного через сеть с другими компьютерами, некоторой целостности близких и удаленных субъектов и подразделений, которую можно рассматривать как реально существующую за счет виртуальной фиксации ее целостности. Эта технология применима только исключительно благодаря компьютеру, который позволяет, во-первых, состыковать различные форматы информации, генерируемые разными подразделениями офиса, в некоторую целостную структуру, а во-вторых, связать эти подразделения, даже если они удалены, через компьютерную сеть.

В такой сети каждый сотрудник будет в состоянии связать свой персональный компьютер с компьютером своего коллеги для проведения видео- или информационных конференций; это делает возможным организацию географически не ограниченной групповой работы виртуального офиса. Новая технология предоставит возможность работать с новым потенциалом и более низкими затратами.

На практике единственной и фундаментальной позицией, определяющей виртуальную организацию, является вовсе не то, что считают ее участники, или какова их стратегия ведения дела, а то, каковы их внутренний дух, внутренняя идеология и организационная культура. Поэтому наиболее эффективной и динамичной формой виртуальной организации на сегодня является виртуальная корпорация. Опять подчеркнем здесь главное, что обычно не улавливают компьютерные аналитики: не цель создания виртуальной корпорации, не ее технологическое содержание, не норма прибыли, а именно внутрифирменная культура является тем, что позволяет приходить к успеху или терпеть крах.

Успех Интернета зависит не только от его связующей роли Всемирной паутины, но и от его демократичности, общедоступности и отсутствия центра, диктующего правила. Самоорганизация Интернета — дух доверия в этой виртуальной корпорации, и побеждает именно этот дух.

Организации, применяющие виртуальные технологии, особенно большие транснациональные корпорации, — и есть самые настоящие виртуальные корпорации.

В узком смысле классическим примером виртуальной корпорации является сам Интернет. Это единственная виртуальная корпорация, роль которой и объемы охвата рынка столь стремительно возрастают, что она становится фактором развития не какого-то отдельного национального государства, а фактом общемирового развития.

Можно выделить главные составляющие виртуальной корпорации, опирающейся на компьютерную сеть: наличие корпоративного духа доверия, который может сплотить людей; наличие связанных друг с другом (а не с центром) контрагентов, составляющих узлы компьютерной виртуальной сети такой корпорации; выделение проектной группы (групп), разрабатывающей и продвигающей проекты в среде такой виртуальной корпорации (вот эти проектные группы и могут иметь свои задачи и свои стратегии).

Развитая виртуальная корпорация может осуществлять различные проекты, не являясь структурированной ни под один из них. Создание и преобразование такой виртуальной корпорации происходит тоже спонтанно. Даже анализ таких виртуальных корпораций — это непредметный анализ некоторой среды исходя из происходящих в ней изменений в содержании и направлении существующих связей контрагентов и возникающих устойчивых схем проводок товаров и услуг, перенаправлений информационных потоков, контент-анализ ссылок, обработка статистики маршрутизаторов и серверов.

Люди, бывая на различных мировых научных и бизнес-форумах, накапливают через некоторое время определенное количество связей в виде электронных адресов и начинают активно обмениваться, отдавая для осуществления связи предпочтение электронной почте.

Передавая друг другу различную информацию, эти, уже связанные люди договариваются о каких-либо услугах или товарах (в виде электронной информации), которые они предоставляют друг другу. Если предоставление таких услуг становится периодическим и если они вырабатывают некоторые способы расчетов друг с другом, то мы можем сказать о наличии виртуальной корпорации. Любой контрагент может иметь свою юридическую фирму, через которую производятся расчеты, но значение ее вторично. Факт фиксации ее в юридическом смысле не так важен, важно устойчивое наличие схем проводок некоторых товаров или услуг в определенном компьютерном сетевом виртуальном пространстве.

Участники уже вырабатывают правила работы, которые базируются на естественном доверии друг к другу. Доверие поддерживает такую виртуальную корпорацию. Все участники такой виртуальной корпорации являются агентами друг друга (поэтому мы и называем их контрагентами). Образовывающиеся из них проектные группы похожи на подразделения обычной корпорации, работающие по тому или иному направлению, по тому или иному проекту.

Виртуальной компьютерной корпорации не нужна реклама в классическом смысле. Каждый ее шаг и есть реклама, поскольку он связан с компьютерной сетью, где любой может обнаружить деятельность такой корпорации и получить нужное ему количество информации, просто добравшись до определенного “маршрута” в Сети. С учетом темпов роста сети Интернет охват ее адресной рекламы постоянно увеличивается, а рекламные возможности компьютерной сети в гипертекстовом и поисковом режимах намного выше обычной рекламы.

В Интернете вы можете избежать насилия рекламы над собой, просто анализируя и отбирая ту рекламу, которая именно вам нужна.

С другой стороны, и реклама своей продукции или услуги тоже должна быть хорошо структурированной гипертекстовыми ссылками, хорошо тематизированной (содержаться в тематически родственных местах) и хорошо маршрутизированной (помещенной в популярные поисковые системы и быстро обнаруживаемой в оперативном доступе).

Постепенно меняются представления о работе проектов виртуальных корпораций. Проектные группы делают ставку уже не на финансовый или структурный капитал, а на оргресурс (не в виде самого содержания информации, а в виде структуры такого содержания и его мировых маршрутов). Именно структура содержания является даже более важной, чем само содержание. Время, которое раньше тратилось на маркетинг рынка обычных товаров, тратится теперь на электронный маркетинг Сети.

Перед проектной группой стоит задача: соотнести свой проект с имеющимися структурами Сети, создать такую структуру содержания (товара, услуги), которая бы позволила объединить еще пока не связанных контрсубъектов и на продажах уже через их структуру получить свою прибыль. Если в реальном мире товар искал потребителя, реклама шла отдельно (в средствах массовой информации), а проект и продвижение своего товара фирмой были неизвестны для потребителя, то в виртуальном мире товар содержит всю рекламную информацию, как этикетку, и потребитель ищет этот товар по быстрому просмотру таких этикеток, а, покупая этот товар, может совершить не просто разовую сделку, но и сразу же стать полноправным контрагентом, поскольку проект и стратегия продвижения этого товара (услуги) на виду.

Пользователи Сети не просто вступают в отношения купли- продажи, но и структурируют свои действия уже даже на этапе доступа к такому товару или услуге.

Итак, виртуальное предприятие — это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам. На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совместно используют свои ключевые компетенции в форме ресурсов и способностей, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее, гибче и с конкурентным преимуществом в международном масштабе. С точки зрения клиента динамичная сеть выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий.

Имеются и другие определения виртуального предприятия. Так, немецкий исследователь К. Блейхер под виртуальной корпорацией понимает межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого — получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.

Виртуальное пространство включает четыре категории явлений — виртуальный рынок, виртуальную реальность, а также внутри- и межорганизационные сетевые объединения. Последние охватываются одним понятием — “виртуальные организационные формы”. Во внутриорганизационных формах степень выражения виртуальности как соответствие ее специфическим признакам ниже, чем в межорганизационных формах. В виртуальном пространстве границы между категориями и типами виртуализации могут пересекаться.

Сети позволяют вести работы на дому и работы с использованием средств телесвязи, а также работы с применением банков знаний или сетей знаний. Их общим признаком является объединение в единую сеть отдельных сотрудников с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Пионерами в этой части виртуальной организации труда являются компании IBM, Siemens, а также крупные консультационные предприятия и банки.

Межорганизационные динамичные сети, которые выходят за границы одного предприятия, могут выглядеть как: “временная модульная сеть объединяет системных партнеров с явно выраженной ориентацией на ключевые компетенции. Для такой сети характерны низкая заменяемость партнеров, ограниченность сроков существования, асимметричная зависимость партнеров по сети. Кооперация компаний Mercedes и Swatch (Smart Car) показывает, каким образом системным партнерам удается распределять риски по инвестициям и добиваться намеченных результатов; сеть для выполнения отдельных заказов рассчитана на мобилизацию ориентированных на проект высококлассных ресурсов. Предусмотрена заменяемость партнеров, сроки заказов строго ограничены, зависимость партнеров по сети симметрична. В земле Баден-Вюртемберг консультационное агентство ABAG по переработке отходов организует по заказу группы для решения соответствующих задач. Работа сети свидетельствует, что силами малочисленного постоянного коллектива можно добиться эффективного выполнения заказов даже в государственном секторе. В Германии работает еще несколько аналогичных виртуальных образований; целевые сетевые объединения в сфере воздушных и автомобильных перевозок, страхования, а также в химической промышленности показывают, каким образом с помощью виртуальной кооперации могут быть предложены рынку “умные” решения. Гибкие сети позволяют оптимизировать услуги клиентам. Кооперация в таких сетях, отличающихся высокой степенью открытости и симметричной зависимостью партнеров, рассчитана на предложение общих решений; централизованно управляемая сеть практикуется, в частности, компанией Nintendo. Опыт подобного виртуального предприятия демонстрирует возможность выживания с помощью действующей в мировом масштабе сети с заменяемыми партнерами, которая ориентируется на собственные ключевые компетенции. Фирма специализируется на координации и управлении производственными процессами. Классическим примером использования подобных виртуальных форм могут служить брокерские сети с асимметричной зависимостью партнеров. Характерны гибкость принятия решений (типа “производить или покупать”) и односторонняя заменяемость партнеров; долгосрочные сетевые пулы служат для создания ориентированных на заказ виртуальных предприятий. Основой сотрудничества являются доверие к партнерам и общие ценностные ориентиры. Для подобных пулов свойственна симметричная зависимость сетевых партнеров. Примером предприятия этого типа может служить немецкая региональная организация Euregio. Подобное виртуальное образование наибольший интерес представляет для мелких и средних предприятий, которые благодаря такой кооперации получают возможность получать заказы и снижать издержки; междисциплинарные сети знаний являются объединением носителей ноу-хау (отдельных лиц или организаций). Характеризуются централизованным управлением, выходящим за рамки выполнения отдельных заказов, симметричной зависимостью партнеров. Создание подобной сети знаний и последовательная ориентация на производственные ноу-хау позволили тайваньской высокотехнологичной фирме Startek добиться мирового признания; сети для крупных проектов являются открытыми организациями, нацеленными на рациональное объединение ресурсов. Для привлечения ключевых компетенций и финансов на мировом рынке ими широко используется система Интернет; специальные сети ориентируются на выполнение отдельных заказов с цифровой передачей данных. Используются услуги системы Интернет. С помощью таких сетей к участию привлекаются всемирно известные высококлассные партнеры”[91].

Для функционирования временного сетевого объединения, выходящего за границы отдельной фирмы, жизненно необходимо последовательное и эффективное использование современных информационных и коммуникационных технологий (интернеттехнологий). Электронные торги товарами и услугами (электронный бизнес) базируются на эксплуатации системы Интернет как всемирно принятой коммуникационной платформы. Без

внутренней сети немыслимы и гибкие внутрифирменные формы разделения труда на базе трансферта знания.

Отличительным признаком гибкой формы сотрудничества за рамками одного предприятия является также динамичная увязка и объединение компетенций партнеров. Практика показывает, что каждый участник сети располагает конкурентоспособными ключевыми компетенциями, которые позволяют создать “лучшую в своем роде организацию”. Для производства в соответствии с заказом товаров и услуг привлекаются лучшие внутренние и внешние ресурсы, которые имеются у партнеров или арендуются у третьей стороны.

Объединение ресурсов при создании виртуальных организаций характеризуется территориальной независимостью. Иначе говоря, формирование ресурсных пулов и решение задач по принципу разделения труда происходят невзирая на региональные границы.

Сотрудничество часто носит временный характер или организуется на определенный срок. Преимущества виртуальных сетей в таком случае очевидны: расширение действующего ресурсного потенциала идет без утраты гибкости; внутренняя координация осуществляется с помощью информационной технологии, подкрепленной культурой взаимного доверия; возможно параллельное управление самыми разнообразными процессами производства благ. Виртуальное предприятие делает больше из того немногого, чем располагает, так как оно вместо капиталовложений в машины и оборудование может использовать сети носителей компетенций.

Такие испытанные формы сотрудничества, как стратегические альянсы или совместные предприятия, лишь в ограниченной степени могут приспособиться к динамике современного рынка. Быстро меняющаяся ситуация ограничивает использование форм кооперации на зафиксированных в договорах условиях. Виртуальные сети позволяют преодолеть этот недостаток за счет своей открытости и гибкости. Высокие транзакционные издержки, которые свойственны подобным “рыхлым” сетевым формированиям, могут с лихвой компенсироваться благодаря возможностям, предоставляемым информационно-коммуникационными технологиями, тем более что в дальнейшем коммуникационные издержки будут непременно снижаться.

Виртуализация социально-экономического пространства ведет и к изменению традиционных представлений о границах отраслей. Роли отдельных участников рынка, например на разных этапах сбыта, надо определять заново. Возникают нетрадиционные инновационные пакеты товаров и услуг. Все это требует нового определения правил рыночной игры. Формирование виртуальной сети сулит выгоду как клиенту, так и сетевым партнерам. Сетевые партнеры получают возможность ввести в дело свои ключевые компетенции и участвовать в выполнении самых разнообразных заказов, которые поодиночке они не могли бы реализовать. Таким образом, причиной и целью создания виртуальных партнерств выступает взаимная выгода.

Основанием для создания виртуального предприятия является поступление рыночного заказа, для выполнения которого формируется виртуальная сеть из партнеров по производству товаров и услуг. Все участники, исходя из своих ключевых компетенций, предоставляют в распоряжение новой организации необходимые ресурсы (кадры, сырье, управленческие структуры, финансовые средства и проч.) и способности (ноу-хау, специальные знания).

Информационно-коммуникационные услуги оптимизируются в соответствии с новыми требованиями посредством сети электронно-технических средств, благодаря чему заказ клиента исполняется быстрее, лучше, дешевле, гибче. Для осуществления последующих заказов на базе уже действующего предпринимательского пула создаются новые виртуальные сетевые конфигурации.

Отличительные особенности виртуальных объединений.

Для демонстрации этих различий из множества традиционных видов предпринимательской кооперации, прочих форм межорганизационного и внутриорганизационного сотрудничества и, наконец, просто связей предприятий между собой были выбраны те, которые близки по структуре и функциям к виртуальным организациям. В табл. 1 приведены результаты сопоставления.

Различия между традиционными и виртуальными организациями[92]

Форма кооперационной связи

Основная цель

Типичные признаки

Отличия от виртуальной организации

1

2

3

4

Групповая или проектная организация

Отдельные проекты с целью решения сложных и рисковых задач

Временная организационная структура Сотрудничество различных подразделений и иерархических уровней Ограничение определенными областями задач, диктуемых отраслевой или рыночной обстановкой Отсутствие стратегической управленческой концепции

Внутрифирменное организационное образование

Псевдосамостоятельные структуры для повышения эффективности

Псевдосамостоятельные единицы Самоорганизация Внутрифирменное предпринимательство Временной кооперационной сетью не является Компетенции

с третьей стороной не увязываются

Кооперация

Сплочение торгового, нескольких промышленных предприятий и одного крупного банка (или страховой компании)

Объединение базируется на культурных связях Теснейшие контакты с политиками и администрацией Использование синергического эффекта для завоевания рынка Кооперация на неопределенный срок Низкая гибкость при смене партнеров Сложные финансовые связи (перекрестный холдинг)

Стратегический альянс или совместное предприятие

Хозяйственное

сотрудничество

для получения

преимуществ

во времени,

издержках,

ноу-хау

Долгосрочное сотрудничество с взаимным участием Использование общего процесса производства благ Долгосрочная кооперация с немногими партнерами Как правило, взаимное участие в капитале Обычно жесткие, прочные договорные связи

i

2

3

4

Отдача работ на сторону

Вычленение и передача своеобразных задач третьей стороне

Концентрация на собственных компетенциях Договорные, а не культурные связи Отдельные фазы производства благ Классический подход:“производить или покупать” Договорные связи обычно с одним партнером Перемещение частей производства за пределы предприятия

Многона

циональное

предпри

ятие

Международная, иногда глобальная деятельность предприятий для извлечения выгоды от расширения масштабов производства или ассортимента продукции

Правовое соглашение между предприятиями Общая хозяйственная политика Стабильность состава партнеров Слабая рыночная подвижность

Создание виртуальных организаций. В качестве первого шага необходимо исследовать возможности отрасли (или рынка) для виртуальной организации. Предметом анализа должны стать степень глобализации отрасли, сроки, размеры издержек, возможность гибкого поведения, уровень качества продукции и инновационный потенциал. Чем яснее выражены критерии по

результатам анализа, тем больше отрасль пригодна для виртуализации производства благ.

Если принято решение о создании виртуальной организации, необходимо получить ответы на ряд вопросов. На первом месте стоят потребности в дополнительных ресурсах и способностях. Чтобы определить их, руководство компании должно проанализировать структуру производства товаров и услуг от основания предприятия до его современного состояния, а также оценить роль собственных компетенций на каждом этапе производственного процесса. Важно установить необходимость сотрудничества с партнерами с целью достижения максимального синергического эффекта в рамках новой сети.

Следует также определить характер партнерства (отдельные лица, группы лиц, предприятия), географических границ выбора партнеров, требований к ним, перечня функций, которые они должны выполнять в структуре виртуальной организации. Важно выяснить, в какой мере новая сеть повлияет на прежние границы предприятия.

Нужно создать такую архитектурную форму, которая позволила бы наилучшим образом достичь целей производства благ в новых условиях. Это может быть партнерский пул или открытое партнерство, созданное для выполнения специальных заказов. Оценка возможностей действующей коммуникационнотехнологической инфраструктуры выдвигает вопрос о дополнительных капиталовложениях и рисках, связанных с созданием виртуальной сети.

К концу ХХ в. достаточно ясно определились некоторые черты, которые, по всей видимости, станут доминирующими признаками экономики нового века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального проектирования в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.

Виртуальная сеть — это сеть в сети. Реализованная возможность при создании виртуальной сети — принципиальная основа любой сети, а именно — произвольное выделение любых ее участков, произвольное объединение любых пользователей сети в “сеть с фиксированной целостностью”. В Интернете примером данной возможности могут служить клубы по интересам или внутренние сети отдельных фирм и предприятий. Пользователи данных участков сети могут находиться в разных концах света, но быть членами одного клуба, одного предприятия, фирмы и т. п. Виртуальная же сеть позволяет управлять структурой и передвижением информации внутри произвольно выбранной целостности.

Возможно в будущем виртуальные сети и станут тем способом организации и структурирования Большой Сети (будь то Интернет или другая сеть) соответственно целеобразующим задачам такого структурирования. Это структурирование: не будет совпадать с географическими или даже геополитическими границами государств или блоков государств; не будет иметь центрального администратора, не будет управляться из центра; будет не иерархическим, но многомерным (один и тот же пользователь сможет входить в разные виртуальные сети, связанные и управляющиеся по разным принципам); будет иметь согласованные форматы многомерной передачи данных в Большой Сети.

Новые возможности глобальных коммуникаций между людьми дают им и новые инструменты для реорганизации форм их совместной деятельности. Эти инструменты используются для разработки принципов “сетевой организации”. Массовой практикой является воплощение данных принципов при модернизации действующих или создания новых организаций, что дает им новое качество, благодаря которому они уже не могут быть отнесены ни к иерархической, ни к рыночной форме.

<< | >>
Источник: Шарков Ф. И.. Интерактивные электронные коммуникации (воз никновение “Четвертой волны”): Учебное пособие. 2010

Еще по теме Социальное управление сетевой организацией:

  1. 6.4. Аутсорсинг сетевой кооперации
  2. уПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОй СЕТЬю
  3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИзАЦИОННОй СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
  4. 5.1. Внутренняя среда организации. Органы управления
  5. Методы оценки успешности развития организации
  6. Теоретические основы формирования сетевых объединений
  7. Кластеры - сетевые территориальные объединения
  8. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ
  9. Виртуальное пространство и сетевые коммуникации
  10. Социальное управление сетевой организацией
  11. Механизм управления социальной деятельностью в Сети
  12. Местное самоуправление: сущность и проблемы стековления
  13. Информационно-коммуникационные технологии - важная движущая сила сетевых организационных форм
  14. Методы управления потоками
  15. Новый объект социальной науки и его фундаментальная особенность
- Cвязи с общественностью - PR - Бренд-маркетинг - Деловая коммуникация - Деловое общение и этикет - Делопроизводство - Интернет - маркетинг - Информационные технологии - Консалтинг - Контроллинг - Корпоративное управление - Культура организации - Лидерство - Литература по маркетингу - Логистика - Маркетинг в бизнесе - Маркетинг в отраслях - Маркетинг на предприятии - Маркетинговые коммуникации - Международный маркетинг и менеджмент - Менеджмент - Менеджмент организации - Менеджмент руководителей - Моделирование бизнес-процессов - Мотивация - Организационное поведение - Основы маркетинга - Производственный менеджмент - Реклама - Сбалансированная система показателей - Сетевой маркетинг - Стратегический менеджмент - Тайм-менеджмент - Телекоммуникации - Теория организации - Товароведение и экспертиза товаров - Управление бизнес-процессами - Управление знаниями - Управление инновационными проектами - Управление качеством товара - Управление персоналом - Управление продажами - Управление проектами - Управленческие решения -
Яндекс.Метрика