<<
>>

ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Проблема темы в нашей литературе освещена слабо. Между тем ни теория авторского права, ни судебная или экспертная практика в деле рассмотрения споров о пла- гиате или соавторстве не может обойтись без ясного по- нимания того, чем является тема для литературного и вообще художественного произведения.
Если сюжет-схема произведения, т. е. связь и по- следовательность событий и действий, о которых повест- вуется в литературном произведении (а в живописи - отдельное событие, сцена, действие), то тема - это круг явлений, откуда черпается сюжет. Тема, в отличие от за- мысла или сюжета, не является творческим компо- нентом произведения литературы или искусства. Мы не (**1) Признание этого положения составляет заслугу А. Ваксберга и И. Грингольца. -95- считаем, поэтому, возможным безоговорочно присоеди- ниться к следующему утверждению Б. С. Антимонова и Е. А. Флейшиц: <Самовольное использование другим ли- цом сообщенных автором замысла или темы произве- дения> (разрядка моя. - В. И.), <не может не вызывать этического осуждения со стороны советского общества>. (*1). В отношении замысла это утверждение верно, в отноше- нии же темы, как она понимается в литературоведении и должна пониматься в праве, - нет. Вот тема: <Возвращение инвалида Великой Отечест- венной войны к активной практической деятельности>, и А. Ваксберг правильно ее квалифицирует. (*2). Сколь раз- личны могут быть сюжеты на эту тему, показывают про- извещения Н. Погодина <Сотворение мира>, И. Павленко <Счастье>, Б. Полевого <Повесть о настоящем человеке> и др. Понятия темы и сюжета не всегда разграничиваются своих трагедий сюжетов из произведений античных греческих авторов В. И. Серебровский квалифицирует как заимствование темы. С этим согласиться нельзя. И Стендаль использовал не тематику, а сюжеты италь- янских средневековых хроник. (*3). Тема - не творческий элемент произведения и не^ мо- жет охраняться авторским правом.
<< | >>
Источник: В. Я. ИОНАС. КРИТЕРИЙ ТВОРЧЕСТВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. 1963

Еще по теме ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

  1. 3.1. Подсистема воспроизводства знаний
  2. МЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  3. Статья 1270. Исключительное право на произведение
  4. Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
  5. ТЕМА 4.5. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
  6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА
  7. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  8. ЗАВИСИМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  9. ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  10. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  11. ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  12. IV НОВОЕ, ТВОРЧЕСКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  13. II. Определение качества новизны по признаку "описанное в печатных произведениях"
  14. ПРАВА АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
  15. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
  16. Профессиограмма «Математик»
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика