<<
>>

СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Все цивилисты как буржуазных, так и социалистиче- ских стран сходятся в том, что сюжет литературного произведения не подлежит охране авторским правом, однако удовлетворительного объяснения такого решения не дается.
Колер пытался объяснить нейтральный пра- вовой характер сюжета литературного произведения тем, что сюжет не изобретается автором; автор нахо- дит сюжет в мире возможностей. (*2). Это верно для тех случаев, когда сюжет произведения берется в готовом виде. Но вряд ли можно согласиться с таким взглядом на создание сюжета. Принципиальная схема литератур- ного произведения, его сюжет - есть продукт анализа и синтеза, требующих интенсивных творческих усилий интеллекта. Чтобы <даль свободного романа> из неясно- го видения превратилась в конкретный сюжет, необходи- мо творчество. Советские исследователи авторского права Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц ищут объяснение общепри- нятого взгляда на сюжет в том, что правом охраняется произведение, а сюжет еще не является произве- дением. (*3). Не считает сюжет произведением и М. В. Гор- дон, также полагающий, что сам по себе сюжет автор- ским правом не охраняется: объектом авторского права (**1) Правовое значение идейного содержания произведения отме- чено в названной выше монографии Б. С. Антимонова и Е. А. Флей- шиц <Авторское право>, Госюриздат, 1957, стр. 98, 99. (**2) J. Kohler, Das literarische und artistische Kanstwerk, Mannheinz. (**3) См. Б. С. Антимонов, Е. А. Флейшиц, Авторское пра- во, Госюриздат, 1957, стр. 85. -91- является <все произведение в целом, в том виде, в каком оно нашло свое объективное выражение>. (*1). Если бы это объяснение было верно, то в таком слу- чае не только сюжет, но и другие компоненты литератур- ного художественного произведения, не составляющие сами по себе произведения, не охранялись бы правом. Между тем общепризнано, что любое заимствование из чужого произведения без соблюдения прав его автора недопустимо.
Почему же делается исключение для сюжета? Несколько иначе подошли к решению проблемы сю- жета А. Ваксберг и И. Грингольц. (*2). В отличие от других цивилистов авторы названной монографии, соглашаясь с тем, что сюжет не является самостоятельным произве- дением, рассматривают заимствование сюжета без со- гласия автора как нарушение авторского права, так как <будучи воплощенными в произведении, и сюжет, и фа- була становятся его неотъемлемыми частями>. Понятие сюжета не анализируется ни одним из на- званных выше исследователей. Более того, А. Ваксберг и И. Грингольц считают, что этим анализом должны зани- маться не юристы, а литературоведы, так как сюжет является категорией литературоведческой. Не проводят они различия и между сюжетом, созданным автором, и сюжетом, взятым в готовом виде из жизни или лите- ратурных источников. До появления работы А. Ваксберга и И. Грингольца в нашей юридической литературе не было сделано попы- ток осмыслить категорию сюжета в праве. Все, кто ра- нее писал об авторском праве, или обходили этот вопрос, или ограничивались утверждением: сюжет- не произве- дение и не является объектом авторского права. Но, хотя А. Ваксберг и И. Грингольц положили на- чало исследованию проблемы сюжета в праве и в этом их заслуга, успех их исследования не полон вследствие того, что они отказались от самостоятельного правового анализа этого понятия. Так как обойтись без уточнения его смысла все же нельзя, то оба автора решили опе- реться на формулу М. Горького, видевшего в сюжете (**1) М. В. Гордон, Советское авторское право, Госюриздат, 1955, стр. 62. (**2) См. А. Ваксберг, И. Грингольц, Автор в кино, изд-во <Искусство>, М., 1961. -92- <связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей, истории роста и организации того или иного характера, типа>. (*1). Определение М. Горького принято в искусствоведе- нии, но в этом определении соединены в нераздельный комплекс сюжет (события в их последовательности и связи) и система образов (рост и организация того или иного характера и т.
д.). Мы понимаем, что в художественном произведении сюжет и образы нераздельны н в литературоведении их даже не всегда разграничивают, не выделяя сюжет в самостоятельный компонент художественного произве- дения. Но в исследовании правовом мы никогда правиль- но не решим спора о плагиате или соавторстве, если не научимся, анализируя понятие произведения, выделять сюжет в качестве самостоятельного элемента произведе- ния наряду с системой образов. Как же должна быть решена в науке авторского пра- ва проблема сюжета? Прежде всего мы должны точно договориться, что в авторском праве следует понимать под сюжетом. Для этого нам необходимо выяснить литературоведческое понимание этого компонента произведения. Мы выше от- метили, что в литературоведении принято рассматривать сюжет как одну из сторон образной системы произведе- ния, с которой сюжет органически связан. На этом, од- нако, анализ сюжета лишь начинается. Литературоведы считают, что в сюжет входит, во-первых, материал дей- ствительности, <конкретные события, коллизии, харак- теры, действия и пр., которые художник открыл в дей- ствительности и использовал в качестве жизненной осно- вы своего произведения>. Если так понимать сюжет, то он окажется за пределами произведения искусства, он является тогда <элементом предмета и объекта искусст- ва>. В таком понимании сюжет,-говорит автор приво- димых выше суждений - болгарский исследователь Крыстю Горанов,-всего лишь <зародыш, жизненный материал, жизненная основа сюжета>. (*2). Вряд ли такое понимание, вернее сказать, упрощение (**1) А. Ваксберг, И. Грингольц, Автор в кино, изд-во <Искусство>, М" 1961, стр. 32. (**2) Крыстю Горанов, Содержание и форма в искусстве, изд-во <Искусство>, М., 1962, стр. 198. -93- сюжета, плодотворно для авторского права. Анализируя сравниваемые произведения в спорах о плагиате, эксперт исходит из более сложного представления о сюжете. Ес- ли же ограничить сюжет жизненным материалом, лежа- щим в основе сравниваемых произведений, то для автор- ского права можно будет сделать всего лишь один скуд- ный вывод: если использованный авторами жизненный материал - сюжет - различен в двух произведениях, то и произведения различны; если одинаков, то нет за- имствования, так как жизненный материал не может быть носителем правовых свойств произведения, он ле- жит за его пределами.
В художественном замысле произведения жизненный материал - основа сюжета будущего произведения -- творчески преобразуется, так как <в настоящем худо- жественном произведении сюжетный замысел никогда не является зеркальной копией жизненного материала>. Это второй этап в развитии сюжета. Мы знаем, однако, что замысел-субъективный образ, и в этом смысле сю- жет не является объектом авторского права. Заимствова- ние чьего-либо замысла без согласия автора у нас эти- чески осуждается, но не может рассматриваться как пра- вонарушение. Третий этап в развитии сюжета - это сюжет, реали- зованный в художественном произведении. Он неотде- лим от образной системы произведения и потому <непов- торим и индивидуален>. (*1). Такой сюжет - творчество. Именно так и должен трактоваться сюжет в авторском праве, но это опровергает традиционное мнение циви- листов о нейтральном правовом значении сюжета. Пер- выми против этой традиции выступили в юридической литературе А. Ваксберг и И. Грингольц. Этим был сде- лан шаг вперед в науке авторского права. Отражение этих взглядов мы находим и в нашей экс- пертной практике. В экспертной практике по рассмотрению конфликтов между авторами литературных произведений различают два вида сюжета: оригинальный и <кочующий>, или <бродячий>, сюжет. (**1) Крыстю Горанов, Содержание и форма в искусстве, изд-во <Искусство>, М., 1962, стр. 198, 200; см. также А. Вакс- берг, И. Грингольц, Автор в кино, изд-во <Искусство>. М., 1961, стр. 33. -94- Оригинальный сюжет создается автором произведе- ния и, как любой иной компонент произведения, являю- щийся продуктом творчества (художественная речь, об- разы), защищается на основаниях, изложенных в ст. 103 Основ гражданского законодательства. Заимствование оригинального сюжета чужого произведения без ссылки на источник является плагиатом. (*1). Ссылка цивилистов на то, что по закону объект авторского права - это про- изведение, тогда как сюжет произведением не является, логически несостоятельна. Охраняя произведение твор- чества как объект права, закон тем самым охраняет и те элементы произведения, которые сами по себе являются продуктом творчества и производным объектом права. Иллюстрировать правовое значение сюжета в прак- тике рассмотрения авторских споров может упомянутое выше заключение С. по елочному сценарию К. и М. Мы указали выше, что эксперт признал сценарий оригиналь- ным, анализируя его образную систему. Он опирался при этом и на сюжет. Авторы сценария отошли от тра- фарета и дали собственное сюжетное решение идеи. Сю- жет в качестве носителя новизны оказался субстратом правовых качеств сценария.
<< | >>
Источник: В. Я. ИОНАС. КРИТЕРИЙ ТВОРЧЕСТВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. 1963

Еще по теме СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

  1. Статья 1257. Автор произведения
  2. Статья 1259. Объекты авторских прав
  3. Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
  4. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  5. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
  6. ЗАВИСИМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  7. КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  8. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  9. ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  10. СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  11. ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  12. МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика