<<
>>

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Будучи интеллектуальным синтезом, произведение технического творчества является решением техниче- ской задачи и этим отличается от всех остальных про- изведений творчества. Еще Маркс рассматривал решение технической за- дачи как интеллектуальный синтез, предшествующий ре- зультату труда, раскрыв тем самым понятые техническо- го творчества.
Как и всякое произведение творчества, изобретения и рационализаторские предложения обладают слож- ной структурой, состоящей из уже знакомых нам эле- ментов. Первым элементом произведения технического твор- чества является идейное содержание произведения: иде- альное <построение ячейки из воска> в известном афо- ризме Маркса. Поскольку <идеальное есть не что иное, -46- как переведенное и переработанное в человеческой го- лове материальное> (Маркс), то каждое творческое ре- шение задачи как в изобретении, так и в рационализа- торском предложении, представляет собою идеальную переработку материального. Решение технической зада- чи и есть идейное содержание логической образной си- стемы произведения технического творчества, состав- ляющее объект изобретательского права. Переработка материального и превращение его в идеальное в процессе технического творчества (постро- ение новой технической идеи) аналогично художествен- ному творчеству не только в том отношении, что творче- ский процесс протекает в виде анализа действительно- сти и синтеза нового образа (понятия). Несмотря на то, что художни.к мыслит образами, а изобретатель поня- тиями, аналогия между художественным и техническим творчеством идет дальше: и тут и там произведение творчества произносит, выражаясь словами Н. Г. Чер- нышевского, <приговор> жизни, дает ей оценку, <...мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его>. (*1). Это тоже приговор жизни, нахо- дящий свое выражение в идейном содержании произве- дения технческого творчества, заполняющем его образ- ную систему.
Можно сказать поэтому: техника человека это этика природы. Второй элемент произведения технического творчест- ва (изобретения, рационализаторского предложения) - его образная система. Образы, в которые изобретатели и рационализаторы облекают свои технические идеи, от- влеченны. Как и наука, техника строится на логических, абстрактных образах: понятиях и их связях - суждени- ях и умозаключениях. Если художественные образы син- тезируются силою воображения художника, то отвлечен- ные образы (понятия) и их сочетания создаются силою абстрактного мышления изобретателя (рационализато- ра). В процессе технического творчества мысленно со- единяются такие разрозненные понятия, чьи реальные прообразы в природе не находятся в причинно-следст- венной связи. При этом каждое из сочетаемых понятий должно правильно отражать действительный мир (его (**1) В.И.Ленин, Философские тетради, Госполитиздат, 1947, стр. 185. -47- сущность), а само сочетание - возможную причинно- следственную связь явлений природы. Диалектика поня- тий должна отражать диалектику природы. (*1). Для произведений литературы или искусства сущест- венным является решение формы. Идейное содержание двух произведений может быть одно и то же; если, од- нако, художественная форма этих произведений различ- на, то налицо два различных объекта авторского права. В техническом творчестве действует другая закономер- ность. Внешняя форма может быть здесь различной: словесное описание, чертеж, схема, образец. Если при всем этом разнообразии форм содержание (т. е. техни- ческое решение, логический смысл) тождественно, нали- цо будет лишь один-единственный объект изобретатель- ского права. Форма выражения в изобретательском праве не имеет значения. Изменение формы выражения тех- нического решения (словесное описание вместо черте- жа и т. д.) не создает нового объекта изобретательского права. Конструктор, разработавший чертеж со слов автора, не становится субъектом изобретательского права. (*2). Образная система, в которую облекается произведе- ние технического творчества, всегда имеет логическую форму дефиниции (определения).
Ближайшим родом такой дефиниции является прототип изобретения, описы- ваемый во вводной части формулы изобретения. Видо- вой признак - отличительная часть формулы. Именно такой должна быть формула изобретения по правилам Инструкции для экспертизы заявок, одобренной 14 фев- раля 1959 г. Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. И рационализаторское предложение может быть построено по этой схеме, од- нако его отличительные признаки не будут обладать <существенной новизной>, ибо они получены аналити- ческим путем из готового знания, из готовых посылок, из- (**1) <...мысль, если она не делает промахов, может объединить элементы сознания в единство лишь в том случае, если в них или в их реальных прообразах это единство уже до этого существовало> (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1957. стр. 40). (**2) См. Б. С. Антимонов, Е. А. Флейшиц, Изобретатель- скос право, Госюриздат. 1960, стр. 16. -48- вестных технике, тогда как в изобретении хотя бы одна из посылок, ведущих к решению задачи, должна быть неизвестной современному уровню технических, знаний ( уровню мировой техники). Третий элемент произведения технического творче- ства - выразительные средства. Ими могут быть слова, графические начертания, объемно-пространственные фор- мы, химические формулы и др. Объективная форма выражения произведения техни- ческого творчества - рукопись, образец, чертеж и т. п.- имеет для права то же значение, как и в других произве- дениях творчества: безобъективной формы произведение технического творчества не может выйти за пределы ду- шевного мира автора и вступить в область правовых явлений. Так как идейным содержанием произведения техниче- ского творчества является новое решение технической за- дачи, то произведение технического творчества может быть определено как синтез понятий, выражен- ный в объективной форме и содержащий новое решение технической задачи. При существенной новизне решения мы получим изо- бретение, при несущественной - рационализаторское предложение.
<< | >>
Источник: В. Я. ИОНАС. КРИТЕРИЙ ТВОРЧЕСТВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. 1963

Еще по теме ПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА:

  1. Статья 1257. Автор произведения
  2. Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
  3. 1 ТВОРЧЕСТВО
  4. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
  5. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  6. ЗАВИСИМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  7. ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  8. ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  9. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  10. ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  11. IV НОВОЕ, ТВОРЧЕСКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  12.  1. Понятие и признаки объекта авторского права
  13.  2. Отдельные виды объектов авторского права
  14. ПРАВА АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
  15. СОАВТОРСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
  16. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика