<<
>>

ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ

В соответствии с марксистско-ленинским взглядом на диалектический процесс развития знания, мы опре- делили произведение литературы и искусства как реше- ние художественной задачи. Задача, решаемая наукой.
является познавательной. Орудиями познания являют- ся понятия (суждения) и совершаемые интеллектом логические операции над ними. Поскольку наука есть оригинальное производство идей, то процесс познания заключается в создании новых орудий познания, т. е. но- -43- вых понятий и умозаключений. Это и есть научное твор- чество. На первый взгляд выражение <производство идей> может показаться необычным. Мы привыкли говорить о производстве вещей, идеи же - не вещи. Предубежде- ние против возможности производства идей - одно из существенных препятствий на пути буржуазных мысли- телей к признанию творческого характера научных от- крытий. Между тем жизнь давно уже доказала, что Маркс был прав, вводя в литературный обиход такие вы- ражения, как <производство идей>, <производство пред- ставлений>, <производство сознания>, <люди являются производителями своих представлений, идей>. Об этом недвусмысленно свидетельствует слово <произведение>. Мы одинаково применяем его и к физическому и к умст- венному труду. Произведением является и подкова, вы- шедшая из-под молота Гефеста, и мелодия, рожденная лирой Аполлона. Когда Маркс писал, что производительные силы труда, в числе других главных условий зависят от изобрете- ний, <посредством которых наука заставляет силы при- роды служить труду>, он предвидел век научно-техниче- ского прогресса, в <котором наука становится непосред- ственной производительной силой. Мы говорим теперь уже не об открытиях и изобретениях, но о <научно-техни- ческих открытиях>, (*1), и эта новая терминология столь же правомерна, сколь и симптоматична. До 23 февраля 1956 г., т. е. до создания Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, советское гражда.нское право имело дело преиму- щественно с произведениями научно-литературными.
Сейчас наряду с научно-литературным трудом на первый план в качестве объекта права выдвигается научное про- изведение, не связанное непременно с формой литератур- ного труда, а именно - открытие. Говоря о двух видах научных произведений - науч- но-литературном труде и открытии - мы должны иметь в виду следующее различие между ними. Открытие как произведение науки решает задачу вы- явления неизвестных ранее явлений, свойств и законо- (**1) Н. С. Хрущев, О Программе Коммунистической партии Со- ветского Союза. Госполитиздат, 1961, стр. 74. -44- мерностей материального мира. Открытие всегда должно быть новым, существенно новым по своему содержанию, неизвестным мировому уровню знаний. Научно-литера- турный труд решает другую задачу: задачу обоснования или изложения новых или уже добытых знаний либо их критический разбор. Он может быть новым по содержа- нию, но может и не отличаться новизной содержания, в нем могут излагаться известные уже истины (таков, на- пример, учебник). В последнем случае к научно-литера- турному труду предъявляется требование новизны фор- мы (т. е. изложения мысли). Поэтому открытие и науч- но-литературный труд-два самостоятельных объекта права. Если научно-литературное произведение содер- жит научное открытие автора, то оно является двойст- венным объектом права: и как научно-литературный труд и как открытие. (*1). Первый элемент научного произведения составляют излагаемые ученым научные взгляды на мир (в научно- литературном труде) или новая научная истина (в от- крытии). Это идейное содержание научного произве- дения. Идейное содер.жание научного произведения обле- кается в образы различной степени абстрактности (по- нятия, суждения и умозаключения), составляющие в своем комплексе второй элемент строения научного про- изведения, его логический аппарат или образную систе- му. Отражая объективный мира его сущности, они рас- крывают его перед человечеством. Понятия создаются ученым по тем же законам твор- чества, которые лежат в основе создания образов в ис- кусстве (анализ и синтез).
Третий элемент научного произведения - вырази- тельные средства, с помощью которых ученый доводит до окружающих новые знания о явлениях, свойствах и закономерностях материального мира. В отличие от ли- тературы и искусства наука наряду с языком словесным пользуется также и специальным языком: научными знаками. (*2). (**1) См. Б. С. Антимонов, Е. А. Флейшиц, Авторское право. Госюриздат, 1957, стр. 99. (**2_ См. Л. О. Резников, О роли знаков в процессе познания. <Вопросы философии> 1961 г. № 8. -45- Наука не нуждается в придании языку непременно художественной формы. Чем художественнее научно- литературный труд, тем он ценнее, но и без художествен- ного элемента научное произведение остается объектом права, так как оно призва.но решать не художественную, а познавательную задачу. <Жизнь растения> осталось бы научным произведением и в том случае, если бы его автор - К. А. Тимирязев - и не обладал даром худо- жественного слова. Четвертый элемент научного произведения - его объективная форма. В результате краткого анализа строения двух видов научных произведений мы можем построить следующее определение. Научное произведение есть синтез понятий, выраженный в объективной форме, представляющий новое изложе- ние или критику существующих научных взглядов (научно-литературный труд), либо новое решение познавательной за- дачи (открытие), либо то и другое од- новременно.
<< | >>
Источник: В. Я. ИОНАС. КРИТЕРИЙ ТВОРЧЕСТВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. 1963

Еще по теме ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ:

  1. Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации
  2. Статья 1257. Автор произведения
  3. Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
  4. § 6. Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства Статья 1337. Публикатор
  5. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  6. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
  7. ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ
  8. ЗАВИСИМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  9. КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  10. ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  11. ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  12. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика