<<
>>

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1. Казалось бы, нет более теоретического и далекого от практики вопроса, чем вопрос о том, что представляет собою литературное произведение. Между тем в наш век идеологической борьбы между лагерем социалистическим и лагерем капиталистическим вокруг понятия произведе- ния завязался поединок, значение которого станет сразу ясно, если на вопрос, кому произведение литературы обя- зано своим появлением, мы дадим один из двух ответов: 1) произведение литературы рождается в недрах созна- ния писателя, отражает его индивидуальность и является его личным достоянием, чем-то вроде собственности; 2) произведение литературы обязано своим появлением народу, его культуре или идейной среде определенного класса и отражает их в индивидуальной форме через сознание писателя.
Зависимым от ответа на поставленный вопрос являет- ся характер, содержание и объем авторского права. Так как буржуазные идеологи прямо или косвенно развивают на авторское право проприетарный взгляд в различных его вариантах, мы вынуждены начать наше исследование понятия литературного произведения с вопроса о его социальных корнях. 2. Вопрос о происхожденин литературного произведе- ния не нов. Он обсуждался многими исследователями на (**1) Чехословацкий закон об авторском праве от 22 декабря 1953 г. относит к числу объектов авторского права как произведение в целом, так и его части. -25- протяжении XIX дека, в результате чего они разделились на две группы: сторонников личной и сторонников соци- альной обусловленности литературного произведения. Здесь не место излагать историю вопроса, (*1), и мы займем- ся его нынешним состоянием в странах обоих лагерей: калиталистического и ооциалистического. Достижения социальных наук убеждают в том, что все явления, наблюдаемые нами в жизни общества, пред- ставляют собою продукт сложных социальных отношений, взаимодействия сил, определяющих общественную жизнь и, в первую очередь, соотношение классовых сил.
Борьба интересов различных классов ярко окрашивает их идео- логию. Не составляет исключения и литература. Содер- жание и форма литературного творчества испытывают на себе мощное влияние социальной атмосферы, от которо- го не может освободиться ни один интеллект, какова бы ни была сила его гения. Писатель - сын своего века. Приступая к профессиональной деятельности, он прино- сит в своем лице интеллект с глубокой неизгладимой печатью воспитавшей его среды: семейной, классовой, с одной стороны, и печатью своей неповторимой индиви- дуальности - с другой. О таких известных вещах не стоило бы говорить, если бы в некоторых буржуазных странах не появилось тече- ние, отрицающее эти азбучные истины. В связи с изданием в ФРГ предварительного проекта нового закона об авторском праве вокруг будущего нор- мативного акта развернулась дискуссия, в ходе кото- рой выявилась эначительная группа защитников ре- акционной теории собственности автора на свое произ- ведение. (*2). Абсолютизация личности, отстаиваемая буржуазными апологетами, возвеличение ее заслуг в ущерб той роли, которую играет общество в формировании творческой индивидуальности, является выражением - вольным или (**1) Renouard. Traite des droits d"auteur dans la litterature, les sciences et les beaux arts, Paris, 1838, т. 1; И. Г. Табашников, Литературная, музыкальная и художественная собственность, т. 1, СПб., 1878. (**2) , 1955, p. 154-160: H. Desbois, L"evolution legislative dans les Etats de l"Europe orien- tale 1957, p. 65. -26- невольным-фальшивого внимания эксплуататоров ав- торского труда к интересам жертв эксплуатации. Это - внимание к овцам, которых стригут. Против подобных антинаучных взглядов восстают многие буржуазные ис- следователи, мыслящие непредвзято и честно. Одни из них выступают с позиций права, например, de Boor, (*1), другие, как Д. Сиджанский и С. Кастанос, одновремен- но с позиций философских, социологических и пра- вовых. (*2). Таким образом, не только марксисты, но и прогрессив- ные мыслители буржуазного мира понимают, что литера- турное произведение не является исключительным созда- нием , (*3), но, как всякий орга- низм, являет нам следы своего <филогенетического> раз- вития.
- Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о сущности литературного произведения. 3. Определив результат творчества-произведение как отражение действительности, являющееся синтезом идей, выраженным в объективной форме и содержащим решение задачи познания и преобразования человека, об- щества или природы, мы получили родовое понятие, охва- тывающее произведения творчества в области литерату- ры, искусства, науки и техники. Наша задача состоит теперь в том, чтобы из объема понятия <результат творчества - произведение> выде- лить одну из разновидностей этого понятия: литератур- ное произведение. Все виды художественного творчества решают худо- жественную задачу познания и преобразования действи- тельности, отражая последнюю в образах. Но средства отражения могут быть разными. В числе этих средств первое место занимает язык, слово. Если образы действи- тельности выражены в словах, то при известных условиях, о которых еще будет подробнее сказано дальше, мы полу- чим литературное произведение. Каждое литературное (**1) См. названную статью, 1955, p. 154-160. (**2) См. Д. Сиджанский и С. Кастанос, Международная охрана авторского права, ИЛ, 1958, стр. 54-60. (**3) Hubmann, Das Recht des schopferischenchen Geistes, 1954 (oe- тировано no статье de Boora , 1955. p. 154-160). -27- произведение является более или менее сложным синте- зом художественных деталей, образов и слов, представ- ляющим иногда грандиозный мир, рожденный воображе- нием писателя, мир, демиургом которого является худож- ник слова. Это мир художественных образов, выражен- ных посредством слова; единство формы и содержания, в котором главное - идейное содержание, а форма-сред- ство доведения образа до читателя. Различие средств до- ведения художественных образов до читателей, зрите- лей, слушателей и определяет, как сказано, вид художе- ственного творчества (литература, живопись, музыка и т.д.). В нашей юридической литературе до сих пор принято расчленять художественное произведение на содержание и форму.
Такая <анатомия> <художественного произведе- ния примитивна и недостаточна для объяснения таких правовых явлений, как <авторство>, <плагиат>, <перевод>, <новое, творчески самостоятельное произведение> и т. д. Структура литературного произведения, да и любого произведения, сложнее, и для права очень важно вскрыть эту структуру и показать правовое значение каждого из ее элементов. 4. Как уже указывалось, в советской юридической ли- тературе различают два элемента литературного произве- дения: содержание и форму. Для разрешения задач, стоящих перед авторским правом, этих двух, да еще не- расчлененных, компонентов недостаточно. Знакомясь с советской теорией литературы мы убеж- даемся в том, что взгляды наших литературоведов на со- став литературного произведения различны, и мы долж- ны сделать выбор между разными точками зрения. Обобщая данные литературоведения с учетам задач, стоящих перед авторским правом, мы предлагаем рас- членять литературное произведение на следующие элементы: а) Заглавие. б) Материал. в) Тема. г) Идейное содержание, идейный смысл (авторская позиция). д) Сюжет, т.. е. схема событий и действий, о которых повествуется. -28- е) Образная система, т. е. характеры персонажей, их образ действий, конфликты между персонажами или об- разы, отражающие природу. ж) Художественная форма, т е. композиция (струк- тура) содержания, манера повествования, так называе- мый <почерк> писателя. з) Выразительные средства-язык произведения, взя- тый независимо от манеры изложения (художественной формы). и) Объективная форма выражения произведения: ру- копись, книга, устная речь и др. Несколько слов о каждом из этих элементов. Заглавие В литературоведении этот элемент игнорируется. Для авторского права он имеет значение в качестве эвентуаль- ного объекта авторского права и будет рассмотрен в сле- дующей главе настоящей работы. Материал Материал для своего произведения писатель черпает из действительности, из наблюдаемой им жизни. Матери- ал, на наш взгляд, это факты, события, люди и окружаю- щая людей природа. Подбор и организация материала в процессе подготовки литературного произведения состав- ляет неотъемлемую часть творческого процесса создания произведения. Литературное произведение отражает действитель- ность, знакомит нас с ней, или, как теперь иногда говорят, содержит информацию. В литературном произведении материал продолжает свою жизнь в виде информации и в этом смысле составляет структурный элемент произве- дения. Содержащиеся в литературных произведениях, других письменных источниках, устных рассказах сведе- ния могут послужить в свою очередь исходным материа- лом для написания нового литературного произведения. Правовые вопросы, связанные с использованием в ка- честве материала чьих-либо литературных произведений или устных рассказов, будут рассмотрены нами ниже. -29- Тема Тема не создается писателем, она избирается из гото- вого, существующего до начала творческого процесса, ма- териала действительности. Однако в науке авторского права тема представляет самостоятельную проблему и потому может рассматриваться как элемент произведе- ния. Идейное содержание литературного произведения Писатель, поэт делятся с читателем или своими мыс- лями, или своими чувствами. В качестве мыслителя пи- сатель выражает в художественной форме то, что Н. Г. Чернышевский назвал <приговором жизни>. Это есть отношение писателя к историческому прошлому и современности, оценка людей e событий; это идейная по- зиция автора, определяющая социальное <значение его произведения. Это может быть не только мысль, но и на- строение, навеянное случаем e образами природы. По отношению к идейно-эмоциональному содержанию произведения все остальные элементы являются формой: образы, художественные обороты речи, слова как знаки понятия или образа. Это важно иметь в виду, так как без этого разграничения такие выражения в юридической ли- тературе, как <новизна формы>, <новизна содержания>, теряют определенность и научное значение. Из текста правового исследования, экспертного заключения, судеб- ного решения всегда должно быть ясно, какой элемент произведения имеется в виду в процессе юридического анализа. Сюжет литературного произведения Сюжет литературного произведения - это связь и по- следовательность его основных событий и действий, со- ставляющих непосредственное содержание литературно- го произведения. Этим определяется динамика произведе- ния, направление его развития, пределы, ограничивающие сооружение в целом и его частях. -30- В литературоведении сюжет рассматривают как эле- мент образной системы произведения ) (*1). В авторском праве сюжет литературного произведения имеет само- стоятельное значение при решении споров о плагиате, соавторстве, новизне и творческой самостоятельности литературного произведения. Поэтому выделение сюже- та литературного произведения в самостоятельную про- блему авторского права, отличную от проблемы образа, совершенно необходимо. Образная система Образы произведения, т. е. обрисовка характеров персонажей, конфликтов между ними или между ними и обществом, являются формой идейного содержания. Идейное содержание составляет сущность произведения, то, ради чего оно создается; образ - способ воздействия на читателя, средство убеждения. Неудивительно по- этому, что для правового анализа строения произведе- ния, который будет дан в следующей главе, посвященной объекту авторского права, образная система играет вы- дающуюся роль. Художественная форма Образы литературного произведения предстают пе- ред нами в художественной форме. Их развитие требу- ет особой структуры произведения (композиция), вырази- тельной (так называемой образной) речи, художествен- ных приемов организации повествования. Обыденная речь, устная или письменная, обычная телеграмма, га- зетная информация еще не являются литературным про- изведением и авторским правом не охраняются. Если же в словесной оболочке заключено такое повествование, которое обладает специфической организацией речи, на- лицо литературное произведение. Что это за <организа- ция> речи? И. И. Виноградов считает, что слово, высту- пающее только в виде знака понятия, <передает такое (**1) См. Крыстю Горанов, Содержание и форма в искусстве, изд-во <Искусство>, М., 1962, стр. 194-200. -31- идейное содержание, которое не воплотилось в художе- ственную форму, во всеобщую форму искусства- образ>, между тем, <...когда слово обозначает образ и идейное содержание передается именно через образ, пе- ред нами произведение искусства с присущим ему и не- отделимым от него идейным смыслом. И только тогда, когда язык в художественном произведении закрепляет, выражает образ и лишь через него- идею, он становится литературной формой- внешней формой произведения искусства> (*1). Облекая образ в слово, писатель имеет в своем рас- поряжении весь словарный состав языка, из которого надо выбрать наиболее подходящие слова. Сочетая ото- бранные слова в предложения, писатель создает малень- кие конструкции, из которых складывается литератур- ное сооружение, отражающее индивидуальный образ мышления и вкус автора. Построение отдельной фразы и ансамбль фраз может обладать особенностями, благо- даря которым отражаемые в словах предметы и события, чувства и мысли доходят до сознания воспринимающего их лица с силой, способной потрясать умы и сердца людей, превращаться в материальный двигатель, приво- дящий в движение социальные стихии. Состав слов, их строй, ритм, звучание, музыкальность обладают особой воздействующей силой, позволяющей писателю заразить читателя своими взглядами и настроениями. Это и со- ставляет художественную форму речи. Эта форма и при- дает речи значение произведения, значение объек- та авторского права. Слова Горького - <...литератор должен понимать, что он не только пишет пером, но ри- сует словами...> - иллюстрируют сказанное. Язык литературного произведения В литературном произведении язык всегда в той или иной степени является художественным средством выра- жения. Каково бы ни было его художественное достоин- ство, если только оно в какой-то мере налицо, мы имеем дело с литературным произведением (ст. 96 Основ граж- данского законодательства). (**1) И. И. Виноградов, Проблемы содержания и формы лите- ратурного произведения, изд-во МГУ, 1958, стр. 192-193. -32- Язык произведения представляет собой в жизни лите- ратурного произведения органический сплав, поэтому выделение языка в качестве особого элемента художест- венной формы произведения может показаться искусст- венным. Художественность есть качество языка. Тем не менее правовой анализ произведения, которым мы зай- мемся в следующей главе, оправдывает рассмотрение языка в качестве особого элемента произведения. Язык это прежде всего выразительное средство, которым пользуется художник для передачи своих мыслей и чувств. В этом смысле живописцы говорят о языке кра- сок, музыканты и музыковеды - о музыкальном языке (музыкальной речи). Художественная форма без <язы- ка> (слово, движение, мимический жест, глина в руках скульптора и т. д.) не существует, язык может сущест- вовать и без художественной формы. Какое значение имеет выделение языка в качестве художественно индиф- ферентной <оболочки> произведения, будет видно в главе III. Объективная форма выражения литературного произведения Формой выражения считается материальное вопло- щение творческой мысли автора, делающее эту мысль доступной для окружающих. Доступность для окружаю- щих предполагает воздействие на органы чувств воспри- нимающих лиц. Объективная форма литературного про- изведения может быть различной в зависимости от спо- соба воздействия на различные органы чувств: слух. зрение, осязание. Объективному выражению литератур- ного произведения могут служить бумага и долговечный металл или камень скрижали, но также и легкий звук, рассеивающийся вместе с колебанием воздуха или электромагнитной волны. Все ли эти разновидности объ- ективной формы произведения имеют одинаковое пра- вовое значение? Ни Основы авторского права (1928 года), ни Основы гражданского законодательства не дают исчерпывающе- го перечня объективных форм литературного произведе- ния, но позволяют сделать вывод, что закон проводит различие между.двумя понятиями: <объективной формой -33- произведения>, с одной стороны, и <способом и формой воспроизведения> - с другой. Слова <произведение> и <воспроизведение> обозна- чают разное. Литературное произведение - это система образов, одетая в словесную ткань. Оно может сущест- вовать субъективно, т. е. в сознании автора, и объектив- но - в воспринимаемой другими форме (устная речь, письменная речь). Авторское право имеет дело с объек- тивно выраженным, т. е. устным или письменным, произ- ведением литературы. Воспроизведение отличается от произведения так же, как и любое воспроизводство от первоначального <ориги- нального производства>. Литературное произведение-это оригинал, созданный актом интеллектуального творчест- ва и существующий в объективной форме. Воспроизве- дение - это создание новых экземпляров того же само- го произведения; это возможно благодаря тому, что однажды созданное произведение облекается в форму, способную к воспроизводству и размножению. Устное ли- тературное произведение можно повторить, письменное- переписать или перепечатать. Если объективную форму литературного произведе- ния, т.е. его материальное воплощение в виде рукописи, книги, пластинки или просто звукового потока речи (уст- ные произведения) противопоставить самому произве- дению как духовному творению человека, то можно бу- дет сказать, что благодаря этой материальной форме произведение творчества становится воспроизводимым. Так как любая материальная форма духовного создания человека (в том числе устная форма литературного произведения) имеет духовное содержание, то, воспро- изводя эту форму (например, печатая книгу, переписы- вая рукопись, наигрывая пластинку, повторяя чужую речь и т. д.), мы одновременно воспроизводим и самое произведение. Итак, объективная форма литературного произведе- ния - это его материальное выражение независимо от средства выражения. Мы перечислили все компоненты литературного про- изведения. В основу нашего анализа легли взгляды не- которых литературоведов, разделяемые не всеми лите- ратуроведами нашей страны и других социалистических стран. Понятия темы, сюжета, разграничение отдельных -34- элементов произведения по признаку формы и содержа- ния по-разному трактуются разными представителями марксистско-ленинской эстетики. Заимствуя из литера- туроведения данные о структуре литературного произве- дения, мы отдавали предпочтение такому анализу про- изведения, который позволяет наиболее четко провести границы между теми компонентами литературного про- изведения, которые абстрактное мышление различает в едином, неразрывном целом художественного творения e которые способны быть носителями правовых свойств. Можно спорить об этих границах в теории искусства, од- нако мы не думаем, что оттенки, важные для философ- ского анализа в эстетике, будут иметь решающее значе- ние для анализа правового. И в то же время ничто не ме- шает вносить в правовой анализ поправки, вытекающие ec успешного развития марксистско-ленинской эстетики или в связи с победой определенного направления в борьбе философскнх мнений. В заключение настоящего параграфа необходимо дать определение литературного произведения, рассматривае- мого как возможный объект авторского права. Литературное произведение - это объ- ективно выраженная образная форма отражения действительности средства- ми письменной художественной речи. Литературное произведение решает художественную задачу и этим отличается от научного произведения. Ли- тературным произведением является не только роман, но каждая его глава, каждый законченный художествен- ный отрывок. Кто не помнит последний отрывок заклю- чительной главы романа Тургенева <Отцы и дети>: <Есть большое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России> и т. д. Разве это не законченная гени- альная миниатюра литературного творчества?
<< | >>
Источник: В. Я. ИОНАС. КРИТЕРИЙ ТВОРЧЕСТВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. 1963

Еще по теме ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:

  1. Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
  2. Статья 1270. Исключительное право на произведение
  3. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  4. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
  5. ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ
  6. ЗАВИСИМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  7. КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  8. ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  9. ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  10. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  11. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  12. СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  13. IV НОВОЕ, ТВОРЧЕСКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  14. 1 ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
  15. КРИТЕРИЙ НОВИЗНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Ювенальное право - Юридическая этика - Юридические лица -
Яндекс.Метрика