§ 3. Политические и экономические реформы в Золотой Орде в 80-х годах XIV века

Судя по письменным источникам и данным нумизматики, весь Улус Джучи в 782 г.х. (7.IV. 1380-27.111.1381) был объединен

под властью Токтамыша.

Период смуты до Токтамыша, в Золотой Орде привел к упадку торговли и сокращению транзитных перевозок'. В междоусобных войнах пострадали все слои населения. Кризис чувствовался особенно остро в городах. Сокращение торговли, как внутренней, так и внешней, привело к сокращению ремесленного производства. Надо учитывать также и то, что в междоусобицах непосредственное участие принималие кочевые орды отдельных феодалов и ханов. Данное обстоятельство должно было сильно ударить по производительности кочевого хозяйства. Это в свою очередь приводило к сокращению товарообмена между оседлыми и кочевыми частями населения.

В общем за период смуты кризис наблюдался во всех сферах жизни золотоордынского общества. Он охватил все слои населения. Кроме упадка торговли и ремесленного производства, пострадало садоводство и земледелие. Но, без сомнения, самый большой урон понесло кочевое скотоводство. Такая ситуация в свою очередь вызвала в конце 60-х годов XIV века неустойчивость денежной системы2, которая привела к экономическому обособлению отдельных областей.

В междоусобицах погибали профессиональные воины - дру- жинникй-телохранители джучидов-огланов, боровшихся за власть. Армия не подчинялась сарайским ханам. Она была разделена между так Называемыми походными эмирами, которые должны были защищать границы государства. Ибн Халдун говорит о четырех походных эмирах, которые во времена смут правили самостоятельно в своих уделах3.

Как известно, в Золотой Орде диван (государственный совет) ыл представлен четырьмя (позже шестью) улусными эмирами, куда входил и сам беклерибек, который во время войны командовал всей татарской армией.

Во времена смуты у Золотой Орды не было единой армии, она была разделена между улусными эмирами, по меньшей мере на четыре части. Такими являлись эмир Мамай, представлявши^ западную часть Ак Орды, Хаджи-Черкес, а в последующем, как нам кажется, судя по монетам, Мухаммед-Булак представляли южный фронт, куда входили предкавказские степи, города Хад. жи-Тархан и Маджар.

Без сомнения, крупные воинские соединения остались за правителями Кок Орды. Часть армии была прикреплена за Шейбанида- ми. Данное предположение подтверждается и тем, что во времена смуты борьбу за власть вели в основном вышеперечисленные улусы

Междоусобица и разобщенность армии сильно ударили по обороноспособности страны. Активность эмира Мамая во внутренней политике привела к тому, что Золотая Орда потеряла огромную территорию на западе страны, вплоть до Днепра. Судя по археологическим данным, в 60-е годы XIV века все золотоордынские поселения между Днепром и Прутом были уничтожены233

Не было спокойствия и на востоке страны. Если Хорезм подвергался нападению Аксак Тимура, то на туркестанские города Кок Орды нападали моголистанцы234. Прекращение правящей ли- нии после Бердибека породило кризис власти. Многие феодалы, в том числе и Мамай, особенно в начале смуты, пытались поставить во главе государства кого-нибудь из дальних родственников предыдущих ханов. Именно этим, по нашему мнению, и объясняется мятеж темника Мамая. Продолжением этой политики была и чеканка монет от имени хана Джанибека с эпитетом «мархум» (покойный)235. Но реальность была такова, что линия Бату прекратилась и к власти должна была прийти другая ветвь джучидов. Естественно, это должно было быть обосновано и в идее логическом отношении. Идеология особенно важна была для Ту- катимурида Токтамыша, чья линия стояла ниже потомков Орды- ичена в джучидской династийной иерархии.

По нашему мнению, одна из причин победы Токтамыша была именно в идеологии, которую он предложил всему обществу Улуса Джучи,- в идеологии единства и величия страны, идеологии сугубо династийной и государственной.

К сожалению, историография данного вопроса оставляет желать лучшего. Не существует ни одной детально разработанной работы, посвященной приходу Токтамыша к власти, его реформам. Большая работа проделана только нумизматами, которые исследовали денежно-весовую реформу 1380 года, проведенную Токтамышем. Здесь мы имеем в виду труды Г.А.Федорова-Давыдова7 и А.Г.Мухамадиева236.

Есть статья В.П.Юдина, посвященная проблеме чингизизма как идеологии9, где автор идеологию чингизизма представляет как своеобразную религию.

Судя по проведенным реформам и по ведению внешней и внутренней политики, Токтамыш и его сторонники имели хорошо разработанную программу восстановления порядка в стране.

Муин ад-дин Натанзи говорит, что Токтамыш после того, как подчинил себе правителей пограничных областей, «тех из них, кого он нашел пригодным оставить при себе, удержал, тех, которых нашел пригодным для охраны этих границ, вернул обратно, а тех, которые не соответствовали его пользе, уничтожил»10.

Все источники, сообщающие о родословии Токтамыш-хана, говорят, что он был сыном Туй-ходжи-оглана"— эмира улуса Тукатимуридов. «Аноним Искендера» и Мухаммед Гаффари сообщают, что матерью Токтамыша была Куй-Кичик (по «Анониму Искендера», Кутан-Кунчек) из племени кунграт12. Как известно, эмиры из племени кунграт были влиятельны в Золотой Орде Династия Суфи, правившая во время смуты в Хорезме, тоже гірц. надлежала к этому племени. Наверняка, такое положение тоже очень помогло Токтамышу. Ни в представленных родословиях, ни в исторических сочинениях дата рождения Токтамыша не укд. зывается.

По «Чингиз-наме», во время битвы Токтамыша с Урус-ханом которую мы во второй главе отнесли к 779 г.х. (10.V.1377- 29.IV. 1378), его старшему сыну Джелаледдину было двенадцать лет13. Исходя из этого, можно предположить, что Токтамыш ро. дился примерно в середине 40-х годов XIV века. Можно назвать условную дату — 1345 год. К 1380 году Токтамыш-хану должно было быть около 30 лет.

Ибн Арабшах говорит, что Токтамыш был человеком «свире- пого нрава»14, характеризуя этим его как сильного самодержца.

«Аноним Искендера» говорит, что Токтамыш «был очень храбр в сражениях»237 и что «он был царем способным, храбрым, с хорошим обращением, красивым. Справедливость и хороший характер его общеизвестны»238. Клавихо отмечает, что Токтамыш «император Тарталии, могущественный и доблестный человек»239 Татарские феодалы называли Токтамыша «великим и справедливым султаном»240.

В «Чингиз-наме» говорится, что в особе Токтамыш-оглана «был заметен царственный фарр»241 и что татары склонялись на его сторону. Вскоре стало известно, что «весь улус Джучиев требует Токтамыш хана»242.

Придя к власти уже в 777 г.х. (2.VI. 1375-20.V. 1376), Тохта- должен был иметь программу восстановления законней чла- -

В Золотой Орде. Тогда ему пришлось бороться сразу в нескольких направлениях. По «Чингиз-наме», Токтамыш, обраща- к Каганбеку, говорит, «что черный человек, Мамай, незаконно захватил власть в Ак Орде»21. Вероятно, одной из главных программ Токтамыша было восстановление власти джучидской династии на всей территории Улуса Джучи. Но тогда у него оказался сильный противник в лице Урус-хана, у которого было больше сил и прав на ханский трон, чем у Токтамыша. Но после смерти Урус-хана в стране не было такого авторитетного хана, способного объединить страну.

После этого Токтамыша стали поддерживать все больше и больше эмиров, огланов. Как отмечает «Аноним Искендера», к Ток- тамышу «стали направляться непрерывно отряд за отрядом и в непродолжительное время к нему присоединилась масса людей»22.

С 780 г.х. (30.IV.1378-18.IV.1379) по 782 г.х. (7.IV.1380- 27.III. 1381) Токтамыш вел непрерывную борьбу со своими противниками и в конце вышел победителем. Шереф ад-дин Йезди говорит, что «блеск царства и владычества Токтамыш хана с каждым днем усиливался»23, и вскоре «он поднял знамя возвышения»34. В 781 г.х. (19.IV.1379-6.IV.1380) Аксак Тимур захватил Хорезм, но в этом же году вынужден был вернуть его Токтамы- шу, который начал здесь чеканить монеты от своего имени.

Если бы Токтамыш был ставленником Тамерлана, то он бы изображал на своих монетах печать чагатаидов, а в хутбах упоминалось бы имя Тимура. Но на монетах Токтамыш изображал свою печать. Об упоминании имени Тамерлана или его подставных ханов в богослужениях в Золотой Орде не пишут даже историки Тимура, изображающего Токтамыша ставленником последнего. Между тем упоминание имени в богослужениях и чеканка тамги на мънетах является прерогативой сюзеренитета.

а г*!»ол'*аДЖИ‘ Чингиз_наме.-С. I 17.

СМйЗО.-Т. 11.-е 131-132 1

Там же.-С. 152. г< Там же.-С. 191.

До 1385-го года Токтамыш ведет активную внешнюю политику и не чувствует себя обязанным Аксак Тимуру. Именно в 1385, 1386 годах сталкиваются интересы Токтамыша и Тимура на северо-западе Ирана243, где Токтамыш был вынужден отступить Надо полагать, именно в это время между ними была достигнута какая-то договоренность, которая была не в пользу Золотой Ор. ды. Но до 1385-го года Токтамыш был увлечен восстановлением страны.

Как отмечают все ведущие нумизматы, в 1380 году Токтамышем была проведена денежно-весовая реформа унификационною характера. В его время происходит заметное возрождение чеканки монет, которое хорошо прослеживается на материале кладов244.

Данное событие косвенно подтверждает и ту реконструкцию прихода Токтамыша к власти в Золотой Орде, которую мы провели во второй главе. В 1380-м году Токтамыш завершил объединение страны и приступил к реализации денежной реформы. Уже к началу войны с Мамаем, которая произошла поздней осенью 1380-го года, реформа была начата. Монеты Токтамыша, битые в 782 г.х. (7.IV. 1380—27.111.1381), чеканились по новому весу245.

Надо полагать, весь 781 г.х. (19.IV.1379-6.IV.1380) правительство Токтамыша готовилось к реформе. Обращает на себя внимание и то, что оно было унификационной. Хотя в дальнейшем, учитывая потребности торговли и местных рыночных традиций, чеканились монеты и по местным стандартам. Например, в 785 г.х. (6.III. 1383-23.11.1384) в соответствии с местными весовыми стандартами в Крыму было выпущено небольшое количество дирхемов, которые весили примерно 1,30 г.246, а в Поволжье монеты обрезали под вес 0,7-0,8 г.247. После дрисоединения Закавказья в шир- ваяских городах монеты Токтамыша чеканились по весу и по типу джелаиридских30. Но в целом произведенная Токтамышем ни- веяйровка выполнялась на всей территории Золотой Орды до 13^5 года.

Все это показывает, как Токтамыш болезненно относился к •нобым проявлениям децентрализации страны. Проводя жесткую централизаторскую политику, правительство Токтамыша добилось остановления кризиса в целом.

В 70-х годах XIV века в ряде мест начинается уменьшение весомых норм, а иногда и полное прекращение чеканки монет по старым весовым нормам. В Сарае, Хорезме, Азаке, Орде чеканили дирхемы разного веса31. И поэтому основная цель реформы заключалась в унификации весовых норм монет, которые чеканились различными городскими центрами.

Все это должно было благоприятно сказаться на работе внутреннего рынка. Кроме огромной экономической пользы, нужно еще учесть и психологическую сторону. Единая денежно-весовая норма была показателем единства страны, которую чувствовали теперь и друзья, и недруги власти Токтамыша, да и вообще золо- гоордынского государства.

Во всех центрах монетного производства была установлена единая весовая норма: для серебряной монеты - 1,4-1,42 г.32, для медных пулов - 1,70 г.33

Крупный исследователь татарского нумизматического материала Г.А.Федоров-Давыдов выявил четыре периода денежных реформ в Улусе Джучи. Две из них имели цель унификации весомых норм. Денежная реформа Токтамыша была третьей по счету. Как и любая унификационная реформа, она сопровождалась запрещением обращения старых монет. Населению было предложено в обязательном порядке обменять старые монеты на новые34.

Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и Закавказья.-Вып. 3 - Баку.. 2-я гостип-я, 1926.-С. 30.

'Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси.-С. 143.

' Федоров-Давыдов Г.А. Клады джучидских монет.-С. 111.

Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв.-С. 104. Федоров-Давыдов Г.А Две заметки по золотоордынской нумизматике. С. 253

Для успеха реформы необходимо было организовать выпуск новых монет так, чтобы это могло за короткое время удовлетво. рить потребности денежных рынков в средствах обращения. Еслц бы казна выпустила слишком мало монет по новой весовой нор. ме, то, несмотря на запрещение дореформенных монет, потребно, сти рынка в средствах обращения удерживали бы в обращение какую-то часть старых денег35.

Если бы проведение денежной реформы было затянуто и пра. вительство не смогло бы обеспечить быструю замену монет старого веса новыми, то новые монеты стали бы обращаться сов- местно со старыми по стихийно установившемуся курсу. Тогда бы не были достигнуты ни экономические, ни фискальные целк реформы36.

В кладах, зарытых при Токтамыше, содержится некоторое ко личество монет, отчеканенных до Токтамыша. Данные этих кладов показывают, что в денежном обращении 80-90-х годов монеты, которые чеканились от имени Токтамыша, составляют 60-100°л всех монет37. Но нужно учесть, что это данные кладов, которые накапливались не одно десятилетие. Поэтому процент монет Токтамыша, обращавшихся на рынке, был еще выше. До реформы, теоретически, весовая норма татарского дирхема составляла 1,59 г.5'

Во время феодальной смуты разорение страны привело к зна чительному сокращению денежного обращения. В 60-70-е годы наблюдается также массовая тезаврация серебра, подтверждением чему служит огромное количество найденных больших кладов. Поэтому в первые годы реформы было выпущено особенно много монет. Чтобы остановить тезаврацию серебра, нужно было также изменить соотношение золота и серебра внутри самой монетной системы, снизить стоимость золота и приблизить соотношение монетного золота и серебра к реально существующему рыночному соотношению цен этих металлов39. Все это было предусмотрено реформой 782 г.х. (7.IV. 1380-27.III. 1381) и было сделано вместе с изменением веса дирхема .

После реформы ремесленное производство и внутренняя торговля благодаря восстановлению правопорядка в стране, получили возможность восстановиться. Данные кладов показывают, что традиционная торговля продолжала развиваться очень успешно и огромная масса новых серебряных монет поглощалась почти исключительно ею41. Конечно же, для поддержания развития транзитной торговли государству, кроме соблюдения порядка внутри страны, нужно было еще вести активную внешнюю политику. Особенно зто касалось отношений с южными соседями.

Дело в том, что во время смуты в Улусе Джучи уменьшилось значение северного маршрута трансконтинентальной торговли и более значимым стал южный маршрут, который проходил через Среднюю Азию и Северный Иран. Хотя северный маршрут и продолжал функционировать, но уже не играл первостепенной роли. Поэтому для ведения активной внешней политики правительство Токтамыша должно было провести целый комплекс реформ, связанных не только с экономикой, но и с государственным устройством и с вооруженными силами.

К сожалению, скудость информации в источниках не позволяет детально рассмотреть все реформы Токтамыша. Но они, конечно же, были проведены во всех направлениях. Восстановление и дальнейшее развитие страны могло быть возможным только благодаря проведению целого ряда реформ.

Естественно, денежная реформа преследовала цель помочь не только торговле, но и ремесленному производству. Опорой для хозяйства страны должна была стать твердая валюта, единая и по весовым стандартам и по цене на всей территории страны. Поэтому без сомнения, в области экономики страны должен был

ыть проведен ряд реформ, призванных восстановить и улучшить хозяйство страны.

В первую очередь это касалось ремесленного производства в ша экономика золотоордынских городов переживает некоторый подъем248. Например, при раскопках остатков Сарая аль-Джедил были найдены многочисленные мастерские, которые работали достаточно продуктивно и в 80-90 года XIV века249.

Говоря о восстановлении экономики при Токтамыше, нельзя забывать, что он начинал не на пустом месте. Хотя во время смуты и наблюдается упадок ремесла и сокращение градостроительства, но полное прекращение жизни происходит только в тех городах, которые были захвачены иноземными государствами. Это, прежде всего, относится к городам западнее Днепра250. А на основной территории государства города продолжали функционировать до 1395 года.

Татарские города во время смуты иострадали не столько от разорения, а сколько от нарушения нормального товарообмена внутри государства и отсутствия сильного покровителя в лице всеми признанного главы государства. Несмотря на значительный упадок городов во время смуты по сравнению со временами Джанибека, при восстановлении порядка в стране города должны были возрождаться. Ведь войны Токтамыша преследовали также и захват рынка сбыта для золотоордынских товаров, которые были представлены и ремесленными товарами.

Достоверно известно, что во время хана Узбека в Золотой Орде существовали астрономические обсерватории и велись точные астрономические наблюдения251. Доказательством этому служат и монеты, на которых изображалась зодиакальная символика, очень точно соответствующая территории Золотой Орды252. Во время Токтамыша научные изыскания астрономов продолжились. Именно в его время выпущена самая многочисленная серия монет с изображениями созвездий Рыб, Весов, Водолея и т.д.4\ Вообще Токтамыш собирал всяких ученых в Сарай253.

Все это свидетельствует о том, что восстановление страны на-

блюдалЬсь во всех сферах.

Еще Ф.В.Баллод объяснял военные успехи татар, кроме воинственности и организованности, высокой культурой и знанием военного дела254. Действительно, эти успехи татар свидетельствуют о том, что военное дело в Улусе Джучи было развито.

Для объединенной страны, которая начала вести очень активную внешнюю политику после смуты, нужна была хорошая армия. Поэтому естественно, вооруженные силы должны были быть подвергнуты реорганизации. Раньше считалось, что у Золотой Орды в наличии была только легко вооруженная конница255. Но археологические данные наглядно показывают разнообразный арсенал предметов вооружения воинов Золотой Орды256. Изучение богатого набора оружия и снаряжения позволяет говорить о наличии у татар тяжелой кавалерии, вооруженной гранеными пиками, булавами и кистенями, о наличии у коней подков и ледоходных шипов257.

В городах существовал развитый комплекс вооружений, характеризующий арсенал тяжеловооруженного воина-рыцаря258.

Судя по элементам снаряжения, в золотоордынской армии была и пехота*. А в случае необходимости татарские ханы собирали ополчение как среди кочевого, так и среди оседлого населения. При Токтамыше в организации войска принимали участие и города. Например, для Токтамыша были выставлены войсковые единицы Азака, Ьолгара, Крыма, Каффы259. Это было новым для Золотой Орды.

Источники, описывающие армию Токтамыша, отмечают ее «многочисленность и обилие оружия и снаряжения»260. Ибн Араб- шах, описывая подготовку Токтамыша к войне 1395 года, говорит, что татары «собрались по племенам и родам, конные и пешие, вооруженные мечами и стрелами, надвигающиеся и наступающие, отражающие и поражающие острым мечом и копьем. Эти люди - самые отборные и меткие стрелки»261. Эвлия Челеби, описывая передвижение татарской армии, отмечает, что «воины образуют строй в двенадцать колонн... и держатся сомкнутым строем»262 , и что «в походе все идут в строгом порядке»263.

Во время смуты вокруг золотоордынских городов начинают возводить валы и рвы264. На вооружении татарской армии была также метательная артиллерия. Наличие тюфяков и артиллерии было зафиксировано письменными источниками в 1376 году265. В Золотой Орде, кроме артиллерии, достаточно широко было распространено и ручное огнестрельное оружие. Были известны самопалы («мидфэ» и «тюфеки») и ружья («мылтык»)266.

Археологами в золотоордынских городах найдены специальные глиняные шары, которые заполнялись смесью на пороховой или нефтяной основе и служили в качестве зажигательных бомб267. Расскопками Р.Г.Фахрутдинова на Иски-Казани в 1983 го- ЛУ найдены свистящий глиняный снаряд железные шарки-ядра Все это доказывает, что в Золотой Орде существовала и метательная артиллерия.

Вероятнее всего, в военном деле Токтамыш уделил внимание двум направлениям. Это, во-первых, активное применение артиллерии и увеличение разных родов войск. И, во-вторых, улучшение тактики ведения боя. Источники, описывающие походы Аксак Тимура против Золотой Орды, сообщают одну интересную деталь о том, что сторожевые посты армии татар показывались ежедневно268. Эти отряды вели разведку и не давали противнику расслабиться и вести активную разведывательную деятельность. Характерной особенностью тактики татарской армии оставалась внезапность окружения и разгром противника по частям. Все это было наглядно продемонстрировано и в битвах Токтамыша с Тамерланом, где армия первого всегда старалась добиться окружения врага.

Боевой порядок татарской армии был глубоко эшелонированным, обладал значительной ударной силой и устойчивостью. Она состояла из центра, правого и левого крыла, авангарда и арьергарда, игравшего роль резерва и охраны тыла войск. Кроме этого, центр и оба крыла выделяли от себя авангарды и имели резервы. Ибн Арабшах говорит, что Токтамыш «выставил вперед удаяьцевъ изъ своих ратей, выстроил конницу и пехоту, укрепил центр и фланги»269. Впереди войска находились сторожевые посты, называемые караулами. Ставка полководца находилась между центром и арьергардом.

«Родословие тюрков», описывая битву 1395 года, сообщает нам очень интересную деталь: труп татарского военачальника «в конце концов, вытащили (с места) улуса бахринов из-под 800 человек юношей с черными кольчугами на груди, верхом на белых лошадях и с белыми куртасами на шее. Людей же с цветами и видами иными, чем сказанные, не считали; число (людей) других цветов знает бог всевышний»270.

Э го показывает, что армия имела свою отличительную экипировку. Вероятнее всего, войсковые соединения отличались друї от друга экипировкой и мастью лошадей. А наличие воинов с различными «цветами и видами иными» показывает, что в битве в больших количествах участвовало и ополчение. «Родословие тюрков» также сообщает, что Токтамыш-хан «посоветовался с вельможами своей державы и составил план перемены и перемещения в рядах своего войска»271.

Так уж сложилось, что Токтамышу постоянно приходилось вести военные действия. Поэтому надо полагать, что число ханских дружин было увеличено и состояло из нескольких соединений. На границе также должна была находиться определенная часть войска для несения дозорной службы. Внутри государства, вероятно, был сохранен костяк армии, представленный не полностью укомплектованными туменами, которые в случае войны пополнялись дружинами мелких и средних феодалов и ополчения. К этому надо добавить и то, что улусные эмиры также имели определенные воинские подразделения.

Центр армии был представлен основным войском, а левое и правое крыла - туменами улусных эмиров. Шереф ад-дин Йезди говорит, что Токтамыш-хан «тотчас же дал знать во все стороны, собрал войска правого и левого крыла»272.

Главный авангард в основном состоял из легкой конницы273". Она имела задачу своими маневренными действиями измотать и расстроить боевые порядки противника, достигая это внезапными ударами, и в последующем, переходя в ложное бегство, соединялась с центром и обрушивалась на противника всей своей силой.

Татары всегда создавали сильные фланговые группировки, где сосредотачивались лучшие войска274. Это укрепляло боевой порядок и в случае возможности они могли быстрее окружить врага. В резерве находились отборные воины. Иногда в его состав выделялась одна треть всех сил275, В тактике ведения боя та тарами широко применялись также маневры и засады276. Именно благодаря умелым маневрам в битве на Тереке в первый день сражения воины Токтамыша чуть было не захватили в плен самого

Тамерлана277.

Скудость информации в письменных источниках не позволяет детально рассмотреть изменения в золотоордынской армии во времена Токтамыша. Но, без сомнения, происходила реорганизация армии. Велись крупные войны во весь период 80-90-х годов, а в коротких перерывах велась подготовка к ним, и реформы в армии шли полным ходом. В дальнейшем эта тема может быть детально разработана на основе археологических находок оружия и снаряжения. Тем более, археологические находки позволяют это сделать278.

Изменения затронули и общественный строй страны. Феодалы, которые способствовали возвышению Токтамыша, получили большие права. А те феодалы, которые перешли на сторону Токтамыша или признали его власть, были оставлены на своих должностях и они, получая от нового хана тарханные ярлыки, подтверждали свои иммунитеты. В дальнейшем, при проведении реформ и укрепления государственной власти на всей территории Улуса Джучи выдвинулись новые феодалы, которым Токтамыш раздавал суюргалы. Низам ад-дин Шами и Шереф ад-дин Йезди утверждают, что в дальнейшем, после прихода Токтамыша к власти в Золотой Орде и провозглашения единства страны, к Токта- мыгшу нашла доступ группа новых феодалов из фамилии ман- гыт279. Надо полагать, что начинания Токтамыша активно поддерживали Шейбаниды и Тукатимуриды из джучидов, а из простых феодалов - мангыты, кунграты и, безусловно, эмиры городов, особенно Сарая. В дальнейшем активными сторонниками Токтамыша стали также феодалы Крыма.

Токтамыш наделял всех своих сторонников большими тарханными правами. Интересно, что карачи-бии в различных татарских ханствах были представлены в основном несколькими родами, такими как: Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт. Джелаир, Мансур, Седжиут и т.д.280, большинство из которых принадлежало первоначальному улусу Тукатимуридов281 или были сторонниками Токтамыша. После прихода к власти земли опальных эмиров Токтамыш предоставил своим сторонникам. При нем состав дивана также был сильно обновлен. Без сомнения, во время Токтамыша произошли большие социальные изменения как в структурном, так и в правовом плане.

Расширение оседлых районов и развитие феодальных отношений в самой кочевой среде приводят к тому, что улусная система в Золотой Орде в XIV веке претерпевает ряд изменений282. Естественно, эти изменения были усилены и смутой 60-70-х годов XIV века.

Поэтому перед правительством Токтамыша стояла задача урегулировать феодальные отношения и создать новую структуру вассалитета и, возможно, новые виды иммунитета. Исследуя общественный строй Улуса Джучи, Г.А.Федоров-Давыдов пришел к выводу, что социальные изменения в Золотой Орде во второй половине XIV века были очень существенны283.

Источников, которые могут быть привлечены для исследования тех изменений, которые происходили в социальном строе Золотой Орды при Токтамыше, - немного. Мы не можем конкретно отделить те изменения, которые происходили стихийно В СВЯЗИ С развитием феодальных отношений в Дешти-Кыпчаке, от тех, которые были привнесены в общество правительством Токтамыша.

Здесь будет вернее предположить, что после восстановления порядка в стране и проведенных реформ старые термины и некоторые патриархальные пережитки были ликвидированы и в обществе стали использоваться только те термины и те отношения, которые отвечали новому времени и приносили пользу центральной власти.

Кроме тарханных ярлыков Токтамыша и Тимур-Кутлука8', о социальном строе в Золотой Орде пишут и персидские источники. Особенно здесь важны сочинения Низам ад-дина Шами, Шереф ад-дина Йезди284 и Мирхонда285, хотя эти вопросы затронуты в них поверхностно. Данные о пожалованиях Токтамыша, описанные в «Чингиз-наме»286, для более полного освещения проблемы также важны, как и более поздние тарханные ярлыки татарских ханов, выданные в различных ханствах. Здесь мы имеем в виду сохранившиеся ярлыки крымских ханов Хаджи-Гирея, Менгли-Гирея287 и Саадет-Гирея288, а также казанских ханов Ибрагима289 и Сахиб-Гирея290.

В историографическом плане социальная история XIV века в какой-то мере затронута большинством исследователей, писавших о Золотой Орде. Однако именно о социальных изменениях в Улусе Джучи интересующего нас периода специально писал только Г.А.Федоров-Давыдов291. Не потеряли своей значимости также работы «Очерк внутреннего устройства улуса Джучиевц, И.Н.Березина40 и «Очерк внутреннего состояния Кипчакског, царства» Г.С.Саблукова292. Как считает Г.А.Федоров-Давыдоь тарханные пожалования до Токтамыша не были сильно распрос. транены во всем государстве293. До Токтамыша золотоордынские ханы жаловали тарханство в основном духовенству. Но с ликвидацией курултаев во время Узбек-хана и после установления абсолютистской власти хана руководству требовалось все больше я больше людей, которые посвятили бы себя службе главе государства, получая за это землю в ленное владение и разнообразные иммунитетные права.

С приходом Токтамыша к власти в Золотой Орде его сторонники получили новые земли, за что они должны были служить ему. А те феодалы, которые признали власть нового хана, получили подтвердительные ярлыки на свои земли, тем самым тоже обязываясь служить хану. Причем эти подтвердительные документы, возможно, в содержательном плане отличались от предшествующих ярлыков.

С воцарением Токтамыша все изменения в обществе, которые шли стихийно, должны были получить свою завершенность. Токтамышу нужны были верные слуги и большие финансовые средства. Поэтому с одной стороны, Токтамыш подтверждал права старых феодалов, которые имели иммунитентные права, а с другой - активно раздавал суюргалы новым феодалам. Вероятнее всего, подтвердительные ярлыки отличались от предшествующих тарханных ярлыков и предоставляемыми полномочиями. Теперь получившим суюргалы и тарханные ярлыки предоставлялись большие права взамен службе центральной власти.

Главами улусов были назначены сторонники Токтамыша. В Хорезме Токтамыш поставил своего сторонника Иль-Игмыш- оглана и Сулеймана Суфи9?. По сообщению «Чингиз-наме», улус ціейбанидов был передан Араб-оглану за помощь Токтамышу294. вероятнее всего, часть улуса Мамая была оставлена его сыну295. До, без сомнения, многие улусы, особенно в Ак Орде, получили новых эмиров. Уже после Токтамыша, в Золотой Орде и в по-, здних татарских ханствах главными феодалами были те роды, которые выдвинулись при Токтамыше. Все это показывает, что в общественном строе Золотой Орды во время Токтамыша произошли очень крупные изменения.

Во время смуты старые порядки очень сильно деформировались. Поэтому и все изменения в социальном строе были результатом восстановления социального порядка, куда были привнесены и новые социальные формы. Возможно, ряд изменений был проведен специально. Должны были быть проведены кое-какие реформы и для укрепления центральной власти самого хана. К сожалению, письменные документы не позволяют выделить конкретные изменения в социальном строе при Токтамыше. Но трансформация социального строя была очень интенсивной296.

Как видим, с приходом Токтамыша был проведен целый ряд реформ, которые были призваны укрепить порядок в стране и улучшить экономику страны. Правительство Токтамыша сделало очень много для возвышения Золотой Орды.

Представляет интерес определение хронологии реформ, проведенных правительством Токтамыша. В.Л.Егоров предположил, что реформы Токтамыша, в частности военные, проводились два года: с 1382 по 1384 годы297. Учитывая, что денежная реформа была проведена в 1380-ом году, а активная внешняя политика была начата в 1385-ом году, вернее будет предположить, что все реформы Токтамыша, которые нами рассмотрены, проводились в течение 1380-1384 годов. Но реорганизация войска, возможно, продолжалась и в последующие годы.

Активная внешняя политика и внутренние реформы свидетельствуют о том, что правительством Золотой Орды была при-

нята новая доктрина - доктрина величия Улуса Джучи, которую так активно стремился претворить в жизнь Гыясетдин Гокта- мыш-хан.

* * *

Исследуя причины смуты, мы пришли к выводу, что главной причиной ее явилось прекращение в джучидской династии линии Бату, после чего в борьбу за власть в Золотой Орде включились потомки Орды, Шейбаниды, Тукатимуриды; а феодалы Ак Орды, объединившиеся вокруг «отроков» от линии Бату, вошли в состав Орды Мамая. В этой борьбе победителем оказался Тукатимурид -

Токтамыш-хан, который опирался на улус Тукатимуридов и Шейбанидов и имел конкретную программу восстановления и объединения страны и политическую доктрину - идеологию величия страны, восстановление власти джучидов на всей территории Улуса Джучи, возрождение экономики страны и проведение активной внешней политики.

Проведя взаимокорреляцию и сопоставление источников различного происхождения, мы пришли к выводу, что в историографии не детализированы многие вопросы политической истории смутного времени в Улусе Джучи в 60-70-х годах и особенно истории прихода Токтамыша к власти. А к решению проблемы прихода Токтамыша к власти в Золотой Орде не привлекались полностью данные письменных источников и нумизматического материала.

Кроме арабо-персидских нарративных и русских летописей, которые мы привлекли в полном объеме, нами в качестве источника использовался и «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи, где события изложены с точки зрения самих татар298.

Нами использованы также все данные золотоордынского нумизматического материала как опубликованные, так и не опубликованные. Активное использование нумизматического материала позволило нам детализировать хронологию тех или иных событий, связанных с Токтамышем.

Итак, мы пришли к следующим выводам: 1.

Число ханов, правивших между Бердибеком и Тсктамы- шем, было 19; настоящая смута началась не со смертью хана Бердибека, а на два года позже, в связи с воцарением Темира-ходжи. 2.

Орда Мамая - это объединение ак-ордынской аристократии вокруг «отроков», имевших какое-то родственное отношение к дому Бату. Но уже с воцарением Токтамыша в 777 г.х. (2.VI. 1375—20.V. 1376) в Орде Мамая отсутствуют ханы. Возможно, после очередного поражения, на этот раз от Шейбанидов, объединение Мамая разделилось на две орды. Сам Мамай контролировал только верховья Дона и русский улус. Уже в 781 г.х. (19.IV.1379-6.IV. 1380) Токтамыш чеканит монеты в Азаке и Крыму. Похоже, что Азак и Крым признали власть Токтамыша добровольно. Во всяком случае, крупных столкновений не было, иначе это зафиксировали бы русские летописи. На правобережье Волги власть Токтамыша была установлена силой только в Орде Мухаммед-Булака, который контролировал Северо-Кавказские степи, города Маджар и Хаджи-Тархан. Для такого утверждения доказательством служат монеты Мухаммед-Булака, которые он чеканил в вышеперечисленных городах вплоть до 782 г.х. (7.IV. 1380— 27.III.1381).

Орда Мамая была присоединена в конце 1380 года, сразу же после Куликовской битвы. 3.

Токтамыш вышел на политическую авансцену в 772 г.х. (26. VII. 1370—14.VII. 1371) после казни его отца, которая произошла, скорее всего, в начале 1370 года. С 774 г.х. (3.VII. 1372— 22.VI.1373) по 777 г.х. (2.VI. 1375—20.V. 1376), Токтамыш находился, по сообщению «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи, в ул-усе Шейбанидов. В 777 г.х. Токтамыш с помощью Араб-оглана (в русских летописях - Арабшах) сверг Каганбека и стал ханом. 4.

В 779 г.х. (10.V.1377-29.IV.1378) Урус-хан победил Токтамыша и захватил Сарай. Токтамыш, по сообщению арабских историков, сбежал в улус Тукатимуридов. Но здесь на него напал сын Уруса - Токтакия. Раненого Токтамыша его сторонники отвезли к Аксак Тимуру. Проведя зиму 1378-1379 года, Токтамыш возвратился в свой улус Тукатимуридов. К этому времени уже скончались хан Урус и его сын Токтакия. Другой сын Уруса -

Тимур-Мелик был беспечным правителем. Вскоре Токтамыш победил его и стал расширять свои владения. 5.

Опираясь на сообщения «Чингиз-наме», можно считать, что Токтамыша активно поддерживали в улусе Шейбанидов. Кроме того, Токтамыш считался главой улуса Тукатимуридов. А по линии матери Токтамыш имел родственные связи с кунграта- ми, которые контролировали улус Хорезм и были авторитетны в Кок Орде и Сарае. Уже в 780 г.х. (30.IV.1378-18.IV.1379) Токтамыш снова смог овладеть Сараем и оттуда начал объединение Золотой Орды. 6.

Правительство Токтамыша имело конкретную программу восстановления страны. Об этом свидетельствуют его военные и экономические реформы. Несмотря на скудость информации в источниках, все же основные направления реформы Токтамыша удалось выявить. Нами рассмотрены денежные, военные и социальные реформы.

Золотоордынские феодалы желали скорейшего восстановления порядка в стране. Политика Токтамыша отвечала их интересам. Поэтому Токтамыша поддерживали почти на всей территории страны.

Объединение разваливающейся страны Токтамышем надо рассматривать как политику джучидской аристократии, стремящейся вернуть Золотую Орду к благополучным временам Узбека и Джанибека. Популярность Токтамыша показывает, что он руководствовался государственной идеологией, которая отвечала интересам золотоордынского общества.

<< | >>
Источник: Миргалеев И.М.. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана.-Казань: Алма-Лит.-164 с.. 2003

Еще по теме § 3. Политические и экономические реформы в Золотой Орде в 80-х годах XIV века:

  1. § 1. Внешняя политика Токтамыш-хана в 80-х годах XIV века
  2. § 2. Приход Токтамыша к власти в Золотой Орде
  3. ПУТЬ, НЕ ИЗБРАННЫЙ В 30-Х ГОДАХ XX ВЕКА
  4. Глава 9 ФОРМИРОВАНИЕ МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В 40-х ГОДАХ XIX в. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРЕВОРОТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  5. Глава XIV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  6. 4.3. Переход на систему золотого стандарта. «Реформа С.Ю. Витте»1895 - 1897 гг.
  7. Полежаев Д.В.. Идея менталитета в русской философии «золотого П49 века». — Волгоград: Изд-во ВолГУ. — 360 с., 2003
  8. Е.Г. Ясин. Политическая экономия реформы ЖКХ, 2006
  9. Миргалеев И.М.. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана.-Казань: Алма-Лит.-164 с., 2003
  10. Анастасия Ежова Философия Али Шариати в контексте исламской политической мысли XX века: Кутб и Шариати
  11. ТЕМА 4.5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
  12. 233 В. Классическая экономическая теория XIX века
  13. Врезка 11.1. Политические подходы к реформе финансирования здравоохранения, охватывающей добровольное медицинское страхование