§ 1. Политическая обстановка в Джучиевом улусе до 1380-го года

С середины XIV века в мире начали происходить события, которые за несколько десятилетий изменили политическую карту мира. Происходит упадок, а в некоторых случаях и ликвидация старых экономических и политических центров. А взамен новые центры появляются не сразу. Все эти политические изменения негативно влияли на трансазиатскую и на трансконтинентальную торговлю, связывающую крайний Восток Азии с Западной Европой и Северной Африкой. А кризис трансконтинентальной торговли отрицательно сказывается и на внутренней торговле, привнося тем самым нестабильность и в среду всего населения.

Маршрут трансконтинентальной торговли проходил через территорию многих государств. Поэтому понятно, что неустойчивая политическая обстановка в одном государстве отрицательно влияла на всю мировую торговлю. А это, в свою очередь, порождало и социально углубляло политический кризис и в других государствах. Потому что от торговли зависели не только ремесленники и купцы, но и все слои населения.

Исследователи давно обратили внимание на эти события и пытаются объяснить причины данной проблемы. Не углубляясь в историографию данного вопроса, скажем только, что нет однозначного мнения по данному вопросу. Достаточно сказать, что подходы исследователей при объяснении этой проблемы в известной степени базируются на теории этногенеза Л.Н.Гумилева, климатологической теории Э.Хантингтона и концепции истории цивилизации А.Тойнби. В последнее время при решении про блем связанных с кризисами XIV века в чингизидских государствах. активно культивируется социоестесственный подход, который подробно изложен в работах Э.С.Кульпина.

Действительно, и физические факторы, и законы развития этноса, стихийные бедствия и колебания климата, изменение элементов ландшафта - все это является причиной кризисов. Но, как нам представляется, главной причиной нестабильности в государствах XIV века, особенно где правили чингизиды, кризис был спровоцирован социальными и политическими мотивами. Это и борьба отдельных линий правящей династии за престол, вмешательство двора и отдельных феодалов в дела страны и избрание главы государства, и усиление крупных феодалов-эемлевладель- цев и сепаратизм среди них; это, наконец, борьба коренных жителей против завоевателей (например, в империи Юань) и войны между этими государственными образованиями.

Среди преобладающего тюркского населения Золотой Орды пришлые монголы быстро ассимилировались. К XIV веку население было уже более однородным, чему способствовало и принятие ислама. Многие феодальные роды стали наследственными владетелями земель, например, Шейбаниды, потомки Орды-ичена и т.д. Двор при хане все больше усиливался, и эмиры, приближенные к хану, имели влияние как на самого хана, так и на принятие различных решений государственной важности. Естественно, при такой обстановке для нормального функционирования власти во главе государства должен был находиться волевой человек. Как показала смута 60-70-х годов XIV века, в Золотой Орде хан для удержания своей власти должен был еще опираться и на сильных вассалов.

С одной стороны, продолжался процесс усиления феодалов и правителей областей во времена благополучных ханов, таких как Узбек и Джанибек, с другой - явно наметились кризисные симптомы в трансазиатской торговле, с которой сильно была связана экономика Золотой Орды.

В 40-х годах XIV века Чагатайский улус в Средней Азии окончательно распался на самостоятельные владения: Моголистан и Мавераннахр49. Хулагуидский Иран также распался на несколько частей, враждующих между собой50. На протяжении середины XIV века в Китае происходили крупные антимонгольские восстания, приведшие в 1368 году к падению Юаньской династии51. В Делийском султанате велась жестокая борьба центральной власти с эмирами-сепаратистами52.

Вся эта ситуация, сложившаяся в вышеперечисленных государствах, которые активно участвовали в мировой торговле, неблагоприятно отразилась на караванной торговле, северный маршрут которой проходил по всей территории Улуса Джучи. Конечно же, начавшийся упадок в караванной торговле сильно ударил по казне татарских ханов.

Говоря о предпосылках смуты 60-70-х годов в Улусе Джучи, исследователи отмечают и такой факт, что возникшие осложнения при смене власти при Узбеке, Джанибеке и Бердибеке говорят о начавшейся децентрализации власти53. Такую точку зрения мы считаем неприемлемой. В Золотой Орде институт власти сложился уже при первых ханах. После прихода к власти Джанибека и Бердибека нам не известно ни одной крупной смуты. Власть этих ханов признавалась на всей территории Золотой Орды. А устранение претендентов только укрепляло власть. Так считали и в те времена. Ведь аналогичная ситуация характерна для всех феодальных обществ.

После смерти хана Бердибека правящая линия не смогла выставить прямого потомка предыдущих ханов из-за того, что все они были ликвидированы самим Бердибеком54. Но центральная власть была настолько сильна, что и при такой ситуации она продолжала функционировать. Ханы, которые правили после Бердибека, пытались ликвидировать своих конкурентов, прекратить смуту и распад государства, что и было сделано в последующем Токтамышем.

Исследователи смуты 60-70-х годов XIV века в Золотой Орде отмечают, что ханы сменяли друг друга с «калейдоскопической» быстротой и что о правлении некоторых из них можно судить лишь по редким монетам, отчеканенным от их имени55. На сегодня уже собрано огромное количество нумизматического материала, дающего нам право утверждать, что все ханы, которые правили в данное время, нам известны.

По данным татарского нумизматического материала известно всего 24 хана56, куда включены и чеканившие монеты от своего имени только в Сарайчуке - Ильбан, Алп-Ходжа и «загадочные», а на самом деле не существовавшие Джанибек II, Джанибек III и Бердибек II. Поэтому по монетам ханов, которые правили между Бердибеком и Токтамышем, нам известно всего 19 ханов.

По данным арабо-персидских источников, мы знаем о 23 ханах57 . А русские летописи сообщают всего лишь о 10 царях58.

Хаммер-Пургшталь считал, что Золотой Ордой правило всего 50 ханов, 19 из которых правили между Бердибеком и Токтамы- шем59. Несмотря на то, что Хаммер-Пургшталь опирался на вы- шецитированную работу Френа, а из письменных источников - на Никоновскую летопись и сочинения Хондемира и Шереф ад-дина Йезди и ряда других восточных авторов, этот крупнейший исследователь Востока был очень близок к истине. Хотя Хаммер-Пург- шталю не был известен Каганбек, а Арабшаха, опираясь на русские летописи, он назвал просто известным принцем, Ильбану не доверял из-за отсутствия письменных источников, в число ханов включил и Мамая, все-таки основные персонажи им были названы. Особенностью этого специалиста было то, что он признавал только тех ханов, имена которых сообщаются в письменных источниках и идентифицируются с нумизматическими данными60.

Другой крупный исследователь истории Золотой Орды А.Ю.Якубовский назвал всего 14 ханов, хотя и считал, что с 1360 по 1380 год Сарайский престол занимали более 25 ханов61.

А.Ю.Якубовский мало использовал данные нумизматики. Основным материалом для его работы были персидские источники. Вообще, работа этого историка написана в жанре описания наиболее важных и интересных событий. Такой стиль изложения материала был характерен для востоковедов 30-50-х годов. В этом плане работа А.Ю.Якубовского не исключение.

Еще один известный европейский исследователь Золотой Орды Бертольд Шпулер считал, что во время смуты число правящих ханов было 20й. В это число он включил Айбека, Тагая. Булат-Тимура, а также Каринхана, который приводится у Ибн Халдуна и у аль-Калькашанди1,5, а на самом деле является Каган- беком, как доказал М.Г.Сафаргалиев|й. Б.Шпулер хотя и включил Хаджи-Черкеса в число ханов, но считал, что он являлся только владетелем Хаджи-Тархана62. Шпулер использовал огромное количество источников, в том числе и нумизматический материал, представленный работами А.К.Маркова, Х.М.Френа, П.С.Савельева и др. Но основной упор был сделан на русские летописи. Почему-то Б.Шпулер при реконструкции событий не проводит взаимокоррелляцию источников. Автор особенно не учел нумизматический потенциал в решении проблем с определением имен и времени правления тех или иных ханов сложного периода 60-70- х годов. Но после прочтения работы Б.Шпулера становится ясно, что автор поставил перед собой цель написать историю Улуса Джучи, где в центре была бы проблема самой Золотой Орды, а не только русско-татарские отношения как у отечественных историков, которых он обильно использовал. Б.Шпулер написал работу, опираясь на известные факты, но в рамках своей концепции.

Одна из самых удачных работ по истории Золотой Орды была написана М.Г.Сафаргалиевым. И она по праву считается капитальным трудом. М.Г.Сафаргалиев использовал татарские, арабские, европейские письменные источники. Но основными источниками оставались персидские исторические сочинения и русские летописи. Надо сказать, что М.Г.Сафаргалиев пытался извлечь все основные данные из русских летописей. Из нумизматического материала автор использовал каталог А.К.Маркова и опись золотоордынских монет П.С.Савельева, но, к сожалению, не полностью. М.Г.Сафаргалиев считал, что ханов, правящих во времена смуты, было более 25, и строго перечислил их только по письменным источникам'63. Он описал всего 16 ханов, включая также Хасана и Айбека64.

В 1985 году вышла работа известного археолога и историка

В.Л .Егорова «Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.». Автор также рассмотрел политическую историю Улуса Джучи смутного времени. Если Г.А.Федоров-Давыдов выявлял последовательность правления ханов по монетам, то В.JI.Егоров впервые в историографии изучения этого вопроса ставит такие проблемы, как единство страны, разделение Улуса Джучи при Мамае и Уру- се, последовательность правления ханов после Темира-ходжи, во время которого поднял мятеж эмир Мамай. Тем более, что русские летописи после хана Азиза никого не знают. В.Л.Егоров перечислил всего 19 ханов65. Сюда он не включил Урус-хана и его детей, как делали до него раньше, но заметил, что Урус правил самостоятельно66. Он также перечислил 8 феодалов, пытавшихся править независимо, которых исследователи иногда принимали за настоящих ханов67.

Большую статью посвятил ханам смутного времени известный востоковед А.П.Григорьев. Автор много полимезирует с Г.А.Федоровым-Давыдовым, но принципиально нового в работе

А.П.Григорьева по этому вопросу нет. Им перечислено всего 15 ханов, правивших между Бердибеком и Токтамышем68. А.Г.Муха- мадиев считал, что ханы сменяли друг друга с такой быстротой, что источники всех их не смогли зафиксировать69. А из тех ханов, которые все-таки были зафиксированы, он перечислил 1670’.

А.Г.Мухамадиев взял только тех ханов, которые смогли что-то сделать и имели собственные монеты.

Есть также диссертационная работа, исследующая данную проблему. Она называется «Распад Улуса Джучи в 60-70 годах XIV века», которая написана по данным письменных источников и нумизматики. Ее автор, к сожалению, рано ушедший из жизни, Ю.Е.Варваровский рассмотрел 16 ханов, правивших в эти годы71. Проведенная реконструкция Ю.Е.Варваровского в основном повторяет В.Л.Егорова, но с добавлением нового фактического материала и с интересными рассуждениями.

Как видим, этот 20-летний период в истории Золотой Орды является одним из самых сложных этапов для историков. Мы уже говорили, что имена всех ханов, правивших в это время, по нашему мнению, известны. Исследователи считают, что Золотая Орда в этот период практически распалась. Но русские летописи отмечают «великую замятию» после хана Темир-ходжи, во время которого поднял мятеж его эмир Мамай72, и на политическую сцену вышло сразу несколько претендентов: Абдуллах, Кильдибек и Мурат73. Воскресенская летопись отмечает, что «Темирхожа сяд на царство на 4 день, а на 7 день царства его темникъ Мамай за- мяте всемъ царством его, и быстъ велик мятеж въ Орде»74.

В.Л.Егоров считал, что до мятежа Мамая в 1361 году Золотая Орда была единым государством, а после этого разделилась на две части75. По нашему мнению, Золотая Орда на всем протяжении смутного времени с юридической точки зрения считалась единым государством джучидов. Просто правящий дом Бату не смог выставить прямого потомка предыдущих ханов, в результате чего образовался вакуум власти в лице главного гаранта стабильности и сохранения существующего порядка в государстве. Поэтому другие линии правящей династии Джучи пытались заполнить этот вакуум. Если вначале проблему пытались решить столичные эмиры, то затем в дела избрания нового главы государства вмешались и другие, не менее сильные эмиры областей. Но в последующем татарские феодалы объединились вокруг «хана Мамая» и вокруг правителей Кок Орды. В борьбе также активно участвовали Шейбаниды и сарайские феодалы. Ибн Хал- дун говорит, что эмиры «были не согласны между собой»76.

Большое количество нумизматического материала и нарративных источников дает возможность провести реконструкцию внутриполитической истории Золотой Орды смутного времени. Сопоставление данных источников позволяет решить проблему последовательности и хронологии правления династий 60-70 годов XIV века.

При Джанибеке централизация управления государства достигает своей высшей точки. Монеты от имени Джанибека чеканятся в 4 городах: в Сарае аль-Джедид, Гюлистане, Азаке и Хорезме77. Последним ханом, чеканившим в этих 4 городах от своего имени монеты, был Хызр, после убийства которого (в 1361 году) и начинается смута. Последним ханом, которого признавали все эмиры, был хан Хызр. Поэтому хронологию смуты надо начинать после 1361 года, а не со смерти Бердибека в 1359 году. Такая точка зрения была принята с легкой руки Хаммера-Пург- шталя78 и продолжена в работах последующих историков. Надо называть вещи своими именами. Смута - это когда центральная власть не признается на всей территории государства, а не прерывание отдельной правящей линии в династии.

Ибн Халдун отмечает, что Бердибек «стал самодержавно править государством и погиб на третьем году своего царствования»79. В «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи говорится, что «убивал он своих родственников и огланов своих в страхе, что оспорят они ханство у него.... Три года был он государем в городе Сарай, затем скончался»80. После него ханом стал Кульна (Кульпа), монеты от имени которого выпускались в 760-761 гг.х. (1359-1360 гг.)81. По-видимому, Кульна был представителем сарайской (столичной) аристократии. Как показали и последующие события, аристократия столицы играла весьма большую роль в деле возведения новых ханов, особенно до мятежа Мамая. Кроме монет о хане Кульне, русские летописи под 1359 годом сообщают нам о том, что «Бердибек царь умре, а Колпа сяде на царство. Того же лета убиен царь Колпа...от Нааруса царя, а Кулпа был на царстве 5 ме- сяцъ; по нем сяде Наврус царь»82.

Науруза в числе ханов упоминают и персидские источники, но ничего конкретного о нем не говорят83. Судя по монетам, правил он непродолжительное время. Ю.Е.Варваровский, не признавая монеты 760 г.х. (3.XII. 1358-22.XI. 1359) и предполагая, что при чеканке использовали старый штемпель оборотной стороны84 считал, что Науруз правил только в 761 г.х. (23.XI.1359- 10.XI.1360). A.

Г.Мухамадиев предположил, что хан Науруз - выходец из Булгара (опираясь на то, что русские летописи называют его «царем Волжским»85). Но это неубедительно. Ни один письменный источник об этом хане подробно ничего не говорит. Здесь вернее предположить, что Науруз-хан, как и хан Кульна - представитель столичной джучидской аристократии.

Новый хан Хызр, казнивший Науруза, был выходцем из восточных областей Улуса Джучи. Анонимное сочинение начала XVI века «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» связывает хана Хызра с родом Шейбана86. Такой точки зрения придерживались Б.Шпулер87 и Л.Н.Гумилев88.

Муин ад-дин Натанзи называет Хызра сыном Сасы-Буки, который был правителем Кок Орды89. B.

Л.Егоров90, Г.А.Федоров-Давыдов91 и ряд других исследователей тоже считали Хызр-хана представителем Кок Орды.

После того, как прервалась правящая линия джучидов дома Бату, столичные эмиры пытались поставить во главе государства представителя наиболее авторитетной линии джучидов. В то время таковыми являлись потомки Орды-ичена. А Шейбаниды, хотя и представляли сильную ветвь джучидов, но активно на полити ческую авансцену вышли чуть позже. Поэтому вернее будет предположение, что хан Хызр - представитель кок-ордынской аристократии. «Аноним Искендера» сообщает, что «Эмиры ... пись- мами и посольствами звали его (Чимтая, правителя Кок Орды. - И.М.) на свое царство, но он не захотел, а послал туда своего брата Орда-шейха с несколькими огланами. Эмиры до истечения одного года соглашались на царство Орда-шейха. После этого один из неизвестных и недалеких людей, в порыве невежества сказал: «Как это уруг султанов Ак-орды (Кок Орды. - И.М.) станет властителем трона царей Кок-орды» (Ак Орды. - И.М.). «Среди ночи он одним ударом ножа покончил его дело»92. По «Анониму Искендера» Хызр-хан правил после Орда-шейха. Наверное, ключевые должности при новых ханах получили огланы. которые прибыли из Кок Орды, с чем не хотели мириться аристократия Ак Орды и часть столичной аристократии.

Письменные источники очень запутанны. Русские летописи кратко излагают данные события. Обнаруживается также их ма- лоинформированность в татарских делах данного периода. А в персидских повествовательных сочинениях события передаются противоречиво. На наш взгляд, самая удачная реконструкция событий данного периода была проведена В.JI.Егоровым93, выводы которого подтверждаются также данными нумизматики.

После убийства хана Хызра весной 1361 года очень недолго правят Темир-ходжа и Орду-мелик (по «Анониму Искендера» Орда-шейх). Темир-ходжу не признает эмир Мамай. В это время ак-ордынская аристократия начала борьбу с ханами, прибывшими из Кок Орды.

Она завершилась объявлением ханом Кильдибе- ка, который провозгласил себя сыном умершего Джанибека94' Очевидно, за ним стояли ак-ордынские эмиры, в числе которьп был и Мамай. Монеты Кильдибека чеканились в 762 г.х (11 .XI. 1360-30.X. 1361 гг.) в городах Сарай аль-Джедид, Мохша Муин ад-дин Натанзи сообщает, что Мурат (Мюрид) был сыном Орда-шейха99. Вероятно, сарайские эмиры объединились вокруг кок-ордынского царевича. Мурат очень активно начал укреплять свою власть. Учитывая, что он воевал в западном направлении, восточная часть Улуса Джучи его признала или, по крайней мере, отнеслась нейтрально. Летом 1362 года отряды Кильдибека были разбиты, а сам он погиб100.

После гибели Кильдибека ак-ордынские феодалы объединились вокруг темника Мамая, который объявляет нового хана - Абдуллаха.

Сам Мамай не принадлежал к роду чингизидов, но при хане Бердибеке занимал должность беклярибека и, кроме этого, был женат на дочери хана101. Будучи крупным феодалом и государственным деятелем, эмир Мамай был крайне заинтересован в установлении порядка в стране. Он не был авантюрной личностью, как Идегей. Это видно даже из того, что он признал первых ханов, таких как Кульна, Науруз и Хызр. Но после убийства хана Хызра Мамай убедился, что эмиры столицы и Кок Орды не смогут навести порядок в стране. Мамай не предпринял никаких враждебных действий против Орду-мелика и Кильдибека, по сути, согласился, что последний - «сын Джанибека». Но после гибели Кильдибека Мамай понял, что он далее не может бездей- ствовать. Причиной этому могло быть и то, что хан Мурат был настроен против ак-ордынской аристократии, которая хотела объявить хана из своей среды.

Хотя эмир Мамай и боролся за овладение Сараем аль-Дже- дид, но не всегда удачно. И дело не только в слабости его армии: как нам кажется, на Мамая была возложена еще одна обязанность, а именно - охрана западных и северо-западных рубежей Примечательно, что Такиэддин аль-Мухибби в «исправлениях определения по части высокой терминологии» называет Мамая «воинствующим, поддерживателем, помощником, многозаботливым, предводительствующим, нойоном, эссэйфи (мечом. - И.М.). славой ислама и мусульман, ... пособником воителей и борцов, вождем ратей, ...мечом повелителя правоверных»102.

На западе Золотой Орды находились такие государства, как Венгрия, Польша, Литва. После того как началась смута в Улусе Джучи, они усилили натиск на татар. Поэтому основное внимание Мамая было приковано к защите татарских земель от этих агрессивно настроенных государств. Хотя эти государства воевали л между собой, но они были опасны для Золотой Орды, которая из- за отсутствия сильной власти начала терять свои владения на западе. В начале 1363 года литовский князь Ольгерд нанес поражение трем татарским царевичам, которые владели Подолией103.

В 1366 году Венгрия столкнулась с Османской империей. В этом же году Польша нанесла поражение Литве. Польша также не могла вести активную политику против татар из-за того, что ей и самой приходилось сдерживать натиск Тевтонского ордена. Но все эти события не отвели угрозу от золотоордынских границ Кроме этих государств, активность проявляли и лесные пастушеские племена молдаван-валахов, отличавшиеся особенной жестокостью. В конце 60-х годов татары были вытеснены из центральной части Диестровско-Прутского междуречья. За татарамг осталось лишь устье Дуная. На месте золотоордынских городов остались только руины и пепелища104, а татарское население было вырезано.

Первоначально под контролем Мамая находились также Кавказ и Крым. Для охраны и контроля этих территорий Мамай должен был постоянно держать определенное количество войск.

Русский улус тоже подчинялся «царям Мамая». Примечательно и то, что, например, «Хроника литовская и жмойтская» знает только «Мамая и его царя»105, сообщая, что Мамай победил своих врагов106. Остальные русские летописи о сарайских ханах тоже ничего не сообщают. Последний хан смутного времени в русских летописях - это хан Азиз107. Правда, русские летописи знают Арабшаха, но как царевича, который «пришедь пограби Засурие все и огнемъ пожже»108.

Но про «царей Мамая» русские летописи рассказывают подробно. Знают и Абдуллаха109 и Мухаммед-Булака, называя его Мамат Салтаном110.

После убийства хана Кильдибека в 1362 году в Улусе Джучи не было хана, власть которого признавалась бы всеми. По сути дела Золотая Орда была разделена на две независимые друг от друга части, границей которым служила Волга. Такое положение нашло отражение и в русских летописях: «Бысть въ та времена на Воложскомъ царствии два царя: Авдула царь Мамаевой Орды,... а другий царь Амуратъ съ Сарайскими князи. И тако те два царя и те две орде малъ миръ имеюще, межи собою всегда во враждахъ и въ бранехъ»111.

Мурат был изгнан из Сарая Мамаем, и ханом был объявлен Абдуллах. По данным нумизматики, видно, что после того как Абдуллах был вынужден покинуть Сарай, престолом ненадолго завладел Мир-Булат. Нам известны также имена правивших пос ле него таких ханов, как Азиз-шейх, Тулунбек-ханум, Урус, Ка- ганбек. Последние ханы известны и по письменным источникам.

Мамай несколько раз захватывал столицу, но ненадолго. По сути дела столица превратилась в своего рода буферную зону, и объявление хана в Сарае еще ничего не означало.

Мамай начинает укреплять свою власть на контролируемой им территории. Во-первых, налаживает выпуск монет в своей кочующей орде112, чего до него никогда не практиковалось. Проводя такую политическую акцию, Мамай хотел показать непризнание им сарайских ханов. Во-вторых, при помощи нижегородских дружин в 1370 году Мамай утверждает собственного наместника в Булгаре113.

М.Г.Сафаргалиев, опираясь на татарское сочинение «Дафта- ри Чингис-намэ», предположил, что камские булгары являлись «урусхановым юртом»114. Надо полагать, что Среднее Поволжье и до 1370 года признавало сарайских ханов, которые в основном были из Кок Орды. Далее на восток были владения Шейбанидов. с которыми Мамай, возможно, на время установил дружественные отношения115.

В третьих, в самой Орде Мамая происходят политические изменения, возможно, с целью укрепления власти эмира. Русские летописи сообщают, что в 1370 году «Мамай посади у себя в Орде царя Мамат Салтана»116.

Последняя монета хана Абдуллаха чеканилась в 770 г.х. (16.VIII. 1368—4.VIII. 1369)117. В этом же году чеканятся монеты от имени хана Мухаммед-Булака118. Сопоставив данные нумизматики и русских летописей, можно предположить, что объявление нового хана произошло летом 1369 года. Монеты Мухаммед-Булака, чеканившиеся в Орде Мамая, известны до 777 г.х. (2.VI.1375-20. V.1376)119.

Ни письменные источники (кроме упоминания царя Теляка в нескольких русских летописях), ни данные нумизматики не сообщают имени нового хана, который правил после Мухаммед-Бу- лака В.Л.Егоров, опираясь на хаиские ярлыки, выданные татарскими ханами русским митрополитам, предположил, что таковым может быть Тулунбек120.

В 1370-1372 годах в Сарае аль-Джедид чеканились монеты от имени Тулунбек-ханум121. Ю.Е.Варваровский предположил, что Тулунбек-ханум это жена эмира Мамая122, которая была также дочерью хана Бердибека123. Мы тоже придерживаемся такой точки зрения и предполагаем, что после Мухаммед-Булака Мамай правил от имени своей жены, дочери законного хана Бердибека, а не от имени «царя Теляка», как пытается доказать далее тот же Ю.Е.Варваровский124. «Царь Теляк» в русских летописях, по нашему мнению, и есть Тулунбек125.

Именно отсутствие законного хана в Орде Мамая и привело к тому, что князья русского улуса постепенно начали отходить от сотрудничества с Мамаем. Надо полагать, что и среди татар Ак Орды Мамай начал терять свой авторитет.

Уменьшение размера дани русскими князьями, задержание посла Мамая в 1374 году126, грабительский поход на Булгар московского князя в 1376 году127, захват рязанским княжеством пограничных татарских земель128, а также, как мы думаем, отказ признать власть Мамая заставили последнего заняться вплотную проблемами русского улуса.

Первое военное нападение эмира на русский улус произошло летом 1373 года*4. Мамай организовал поход против Рязани за захват последней татарских земель. Это была простая демонстрация сил. Русские летописи в основной своей массе даже не зафиксировали это событие.

В 1373 году Хаджи-Черкес, который владел Хаджи-Тарханом, «пошел на Мамая, победил его и отнял у него Сарай»129. Хаджи- Черкес правил в Сарае в 1374-1375 годах130. Наверное, поражение «царя Мамаевой Орды» Мухаммед-Булака от Черкеса было очень сильным. Судя по монетам, вскоре Мухаммед-Булак вообще сходит с политической сцены в Орде Мамая.

Причина непринятия сарайскими эмирами тех ханов, которых провозгласила часть аристократии Ак Орды, возглавляемая эмиром Мамаем, на наш взгляд, кроется в том, что ни хан Абдуллах, ни хан Мухаммед-Булак не принадлежали к сильным родам династии джучидов. Против этих «отроков» на ханство выдвигались известные нам два сильных рода - потомки Орда-ичена и Шейба- на. Отсутствие легитимности, по нашему мнению, и заставило Мамая (а также, надо думать, и ак-ордынскую аристократию, сгруппировавшуюся вокруг Мамая) отказаться от «отроков Узбека» и править от имени дочери умершего хана Бердибека, законность которого признавалась и вышеперечисленными родами.

В пользу данного высказывания говорит и то, что московский князь, если верить Никоновскому летописцу, разорвал отношения с Мамаем131. Действия других княжеств, надо думать, были более воздержанными, о чем говорит скудость информации в летописях. Московское княжество, начиная с хана Узбека, являлось проводником татарской политики в русском улусе. После отмены института баскачества. опорой татар в русском улусе стало московское княжество. Поэтому для московских князей легитимность царя ордынского была очень важной.

Как видим, Мамайских царей не признали ни в Поволжье, ни в остальных улусах. Теперь и русский улус пытался объявить «розмирие».

После 1374 года активность Мамая в захвате столицы резко снижается. Для этого у Мамая не было ни хана, которого он мог предложить золотоордынским эмирам столицы и других уЛусов, ни больших военных сил. После поражения от Черкеса, Мамай, возможно, пытался упрочить свою власть в ак-ордынском улусе, а также удержать московского князя в своем подчинении. В 1374 году Мамай отправляет посольство в Нижний Новгород, которое было перебито, а сам посол Сары-хожа (в некоторых летописях Сарайка) захвачен в плен132. Как полагает В.А.Кучкин, в этом же году в Переяславле прошел съезд русских князей133. В.JI.Егоров предположил, что князья, собравшиеся на крестины сына князя Дмитрия, пытались создать единый фронт против Мамая134. В 1374 году такой союз был не реален. Это было бы вызовом татарской власти. Вряд ли несколько князей решились бы на такой риск.

Хотя летописец конкретно говорит о том, что князья и бояре собрались на съезд поздравить князя Дмитрия с рождением сына135, но можно предположить, что князья пытались решить и такой вопрос: как быть с «царем Мамаевой Орды», которого не признают ни в Сарае, ни в других частях Золотой Орды. Учитывая тогдашнее положение в самой Золотой Орде и не забывая, что русские княжества тоже входили в состав Улуса Джучи, можно предположить, что русские князья пытались полностью разорвать отношения с Мамаем и признать власть хана Хаджи-Черкеса, а в дальнейшем власть сарайских ханов, за которыми стояла вся восточная часть Дешти-Кыпчака.

Начиная с середины 70-х годов XIV века в среде татарских феодалов обновилась сама идеология объединения Улуса Джучи. Прежние ханы дома Бату, как бы ни были популярны и авторитетны, не оставили прямых потомков. В Ак Орде (в основной ча сти Улуса Джучи) не было сильных джучидских родов. Во всяком случае, они не известны по источникам.

Кок-ордынские царевичи (сюда включаем и Шейбанидої^ имели полное право стать во главе Улуса Джучи и поэтому сарайские эмиры и эмиры других городов Поволжья готовы были поддержать потомков других сыновей Джучи.

Такая идеология должна была отбивать сторонников у Мамая. Этот же процесс мог начаться и в русском улусе.

Начиная с 1374 года, Мамай начинает терять интерес к захвату столицы. В его орде нет конкретного хана, а то, что он все время находился в Причерноморье, показывает шаткость его положения в самой Ак Орде. В русском улусе ослабление позиции Мамая началось после того, как в 1375 году московский князь Дмитрий войной вынудил Тверь отказаться от великого княжения, полученного от Мамайского царя. За это татары разорили Нижегородское княжество, русские в свою очередь организовали поход на Среднее Поволжье136. Ответной реакцией Мамая за взятие города Булгар русскими в начале 1377 года137, где наместником был его ставленник Мухаммед Султан, был разгром русских не реке Пьяне, которые первоначально были высланы против Араб- шаха138 .

За избиение мордвы139, которые очень помогли татарам на реке Пьяне в 1377 году и были подданными Мамая, последний в 1378 году отправил татарскую рать под предводительством Бегича.

Битва, произошедшая у реки Вожи, кончилась поражением татар140. Узнав о поражении Бегича, Мамай организовал поход ш Рязанское княжество и взял Переяславль141. Ограничение взятие\ Переяславля говорит, видимо, о.том, что Мамай не придава; большого значения поражению Бегича, так как отряд Бегича бы; небольшим и имел только карательную цель.

Ордынцы взяли также Нижний Новгород. В.А.Кучкин прел положил, что Нижний Новгород взяли или отряды Арабшаха или булгарские отряды142. Учитывая географическое положение Нижнего Новгорода и политическую подоплеку данной ситуации, вернее будет предположить, что Нижний Новгород взял Мухаммед Султан.

После этого события каких-либо конкретных стычек татар с русскими не происходит. Исследователи в основном отмечают, что в 1379-1380 годах и Мамай, и русские княжества под предводительством Москвы готовились к решающему сражению. Но такое утверждение не может опираться даже на данные русских летописей.

Провести политическую реконструкцию событий, произошедших между битвой на реке Воже и встречей татарских войск Мамая и Токтамыша в 1380-м году на Калке, очень сложно. И дело не столько в скудости информации источников. В это время в самой Золотой Орде происходят важнейшие события, приведшие к власти Токтамыша, который, судя по монетам, уже в 1380 году объединяет всю территорию Улуса Джучи. Русские летописи продолжают писать о Мамае, явно упуская из виду нового татарского хана. Все это показывает, что русские, несмотря на военные стычки, до Куликовской битвы оставались под контролем Мамая.

Этот промежуток времени интересен и тем, что именно в это время произошла Куликовская битва, оцененная в отечественной исторической литературе как явление международного значения143 . Но в последние годы, когда все осмысливается заново, Куликовская битва, вокруг которой создавали столько шума, пересматривается с разных позиций.

Некоторые приходят к выводу, что Куликовской битвы вообще не было и это просто литературная обработка битвы на реке Воже в 1378 году144 или взятие Москвы Токтамышем в 1382 го- ду145. Происходит также трансформация смысловой оценки и мас штаба битвы102. Здесь нельзя не согласиться с B.JI.Егоровым, ко. торый считал, что Куликовская битва связана с внутригосудар. ственной политикой Мамая103, нацеленной против более серьеч. ного противника в лице Токтамыша.

До сих пор не известно точное место битвы, но исследователе примерно определяют (предполагают), что сражение произошло на Большом Куликовом поле146.

Мамая поддержал Олег Рязанский и литовский князь Ягайло Исследователи предполагают, что численность татарских и рус- ских войск по отдельности равнялась примерно 40-50 тысячам Потери русских, по подсчетам Б.Ц.Урланиса, на которого ссылаются многие исследователи, составило около 10 тысяч человек1'* Но это — работа популярного характера. Там абсолютно нет обращения к источникам и нет никакой серьезной методологии.

На наш взгляд, учитывая, что сражение длилось около 2-3 часов с помощью колющих и рубящих орудий, дающих больше раненных, чем убитых, потери нужно уменьшить, по крайней мере, В 3 раза, а то и больше. Надо полагать, что потери татар составили примерно столько же, сколько и у русских. Возможно, Мамай потерял больше наемных, чем своих татарских воинов. Как указывают источники, бой закончился поражением Мамая147.

К этому времени Токтамыш захватил все Поволжье. После поражения Мамай не стал наносить контрудары, а оставил русских своим союзникам - Ягайлу и Олегу Рязанскому, которые не успели к месту сражения. Но они напали и отбили обозы, трофеи и брали в плен воинов князя Дмитрия, которые возвращались домой148 и, судя по русским летописям, многие были ранены.

Мамай спешил в свой улус, чтобы защитить его от Токтамыша который был явно нацелен против него.

Деятельность Мамая заканчивается в поражениях. Блестящая карьера при Бердибеке, затем борьба за единство страны сделали его популярным среди татар, которые и сегодня эти стародавние времена определяют как «время Мамая».

<< | >>
Источник: Миргалеев И.М.. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана.-Казань: Алма-Лит.-164 с.. 2003

Еще по теме § 1. Политическая обстановка в Джучиевом улусе до 1380-го года:

  1. 6.3. Политическая обстановка в стране и регионе
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 декабря 1994 года № 36 «О Кониегшии системы управления недвижимостью Санкт-Петербурга» (с изменениями на 6 ноября 1997 года)
  3. Статья 1380. Отзыв заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец
  4. Потрал "Книга-учебник". ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ. ЧАСТЬ 4. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СУВЕРЕННОЙ РОССИИ (С ОКТЯБРЯ 1917 года ДО 1996 года),
  5. Обстановка совершения преступления.
  6. Оценка криминогенной обстановки
  7. Информация об обстановке совершения преступления.
  8. § 4. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
  9. § 5. Время, место и обстановка совершения преступления
  10. Изменение окружающей обстановки
  11. § 4. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
  12. Создание эффективной рабочей обстановки
  13. Статья 77. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки
  14. Уяснение целей и задач охраны, оценка оперативной обстановки