I ПАРАДОКС ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Существует коренное различие в характере познания природы и общества. Главным тезисом предполагаемого различия является то, что законы природы изначально заложены в процесс бытия и это бытие неизменно.

Наша же задача открывать эти законы. Как писал Б. Паскаль: «...тайны природы скрыты; хотя действует она всегда, но не всегда удается открыть ее действия; они открываются со временем, по мере перехода от одного века к другому, и хотя сама она остается всегда равной себе, не всегда она оказывается одинаково познанной»1. Бытие же социума не неизменно, но пребывает в постоянном движении (развитии), и на каждом этапе его развития зарождаются новые связи и закономерности. В обществе каждый новый закон связан с открытием и описанием новой реальности, являющейся результатом развития и качественного преобразования. Каждая волна общественного развития обусловливается новыми отношениями, которые не могут присутствовать изначально в мировом процессе, в отличие от связей и зависимостей в природе. При этом закон физики, описывающий изначально присутствующую реальность, определяет развитие этой реальности и в будущем и не способен влиять в конечном итоге на ее характер. Закон физики достоверно отражает реальность инвариантно во времени, но в то же время он ей не принадлежит, не связан с ней, поскольку мировой процесс изначально предустановлен. Напротив, закон общественного развития, описывая современную ситуацию или реальность, в то же время является условием ее изменения (преобразования) в будущем. Действительно, субъек- ты общества, начиная действовать сообразно новому открытому закону, предустановляют или порождают новую реальность.

Законы физики и общественного развития связывают настоящую и будущую ситуации по-разному. Если в физике открывается то, что есть и что с достоверностью должно быть, то в обществе открытие того, что есть, является условием того, что будет, и закон становится частью изменяющейся реальности.

Согласно А. Пуанкаре, общество в отличие от природы описывается законами, которые пребывают не в «изьявительном» наклонении, и всякий общественный закон после открытия становится императивом для нравственного и экономического поведения совокупности субъектов. Действие человека в обществе не может состояться безотносительно существующего закона как нравственного императива. С другой стороны, само действие — это реальность общественной жизни, которая становится объектом познания.

Парадокс законов общества и главное отличие их от законов физики состоит в том, что открытый закон является условием предустановления новой реальности, но, предустанавливая новую реальность, он ее не раскрывает. Когда реальность завершена, оказывается, что она не соответствует исходному закону, в соответствие с которым она предустанавливалась. Общество, познав закон, по которому оно живет, начинает жить по другому, новому закону, который будет открыт в дальнейшем ходе развития. Настоящая и будущая реальность общественной жизни оказывается разорванной нравственным императивом и не находит в нем своего единства.

Закон не властвует над действием, когда последнее не завершено. Открытый закон является законченным и неактуальным для последующего действия, которому он уже не принадлежит. Когда начинается действие, императив теряет свою власть над ним и уже не способен раскрыть до конца его внутреннего тождества. Императив имеет силу и значение, когда действия еще нет или уже нет, когда действие завершено или еще не начато.

В этом смысле императив, предустановляя будущую реальность и раскрывая прошлую реальность, вносит разрыв между ними.

Предустановленная реальность не является познанной в рамках предустановляющего закона, хотя традиционно считается, что предустановление определяет характер последующего дей- ствия, общественного акта и его результата с полной достоверностью. В действительности же предустановление будущей реальности и раскрытие ее внутреннего тождества не достигается в рамках исходного императива. Предустановленное императивом действие ему не принадлежит и определяется уже новым, еще не познанным законом.

Таким образом, открытый закон является ориентиром общественного развития, результаты которого не принадлежат этому закону. Фактически действие общества осуществляется по неизвестному закону, и как ни парадоксально, потому что оно руководствуется в этом действии познанным законом. Закон развития общества открывается как бы в конце того этапа, в конце той реальности, когда он действительно был актуально объективен. С открытием закона сила его и актуальность исчезают, акт открытия является завершающим в бытии и актуальности закона общественного развития, завершающим в развитии той реальности, которую он способен объективно описать. Открытие закона является завершением той реальности, которую он описывал, а не наоборот, как считается традиционно. Теперь, когда закон познан, он становится императивом и действие в соответствии с ним является другой, неизвестной нам реальностью.

Если, например, экономическая жизнь современной эпохи представляется человеку в категориях и законах неоклассической теории, то, чем больше он строит свою деятельность в соответствии с этими законами, тем больше он от них отдаляется, тем больше действительность, которую составляют результаты его действий, становится иной, непонятной и неизвестной ему, развивающейся по другим законам, которые будут открыты позже и которые не могут быть отражены в рамках неоклассической теории.

Если управление государством будет опираться на существующий закон общественного развития, то социальные и нравственные результаты и последствия этого управления уже не впишутся в данный закон. Суверен будет управлять, руководствуясь открытым законом развития общества, но результаты его управления будут носить уже другой смысл, который не раскрывается законом, принятым им изначально за точку отчета. Результаты и ход управления будут подчинены внутри бытия разным законам, которые не могут открыться перед ним в рамках одной реальности, одного момента развития, одного акта познания. В целом действие и результат этого действия осуществляются по разным законам. И хотя исходный закон направляет действие на искомый результат, процесс осуществления результата определяется новым, отличным от исходного законом.

Таким образом, отставание закона от наступающей реальности является закономерным. Сила и объективность существующего в настоящем закона общественного развития является условием «незримого» изменения или качественного преобразования существующей реальности.

Действуя в рамках открытого закона, общество живет в другой реальности, внутреннее тождество которой уже не раскрывается этим законом. Предустановление разрывает тождество закона и реальности, уничтожает объективное отражение действительности процесса общественного развития. Внутреннее тождество предустановленного нравственным императивом действия не раскрывается (не определяется) этим императивом до конца. Это действие совершается по другому, еще не известному закону, который будет открыт по завершении действия.

| >>
Источник: Курченков В.В.. Бытие как действие и результат: Избранные философско-экономические эссе. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета. — 32 с. . 2002

Еще по теме I ПАРАДОКС ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:

  1. Специфика законов общественного развития.
  2. Закон уменьшения предельной полезности блага. Парадокс воды и алмаза
  3. Раздел 13 ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК
  4. Лекция 1. Законность, правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение и общая характеристика
  5. 36. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный порядок.
  6. Понятие общества. Основные концепции общественного развития.
  7. 10. Прогнозирование развития структуры общественного производства.
  8. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
  9. Глава V ЗАМЕНА СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМОЙ ИХ ЗАЩИТЫ
  10. Динамика общественного развития. Эволюция и революция.
  11. 4. Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора