Психологические детерминанты этнического поведения

Когда говорят о поведении народа (этноса), то имеют в виду проявление всего множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный народ или его часть. При этом характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов — статичных психических особенностей народов, часто называемых «абсолютизированными психологическими паспортами».
Этнические особенности поведения описываются при помощи таких понятий, как «основная» или «модальная» личность, раскрывающих наиболее существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматриваются как бы через призму данных понятий. Несомненно, любая историческая общность (нация, этнос) несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям, унаследованные способы поведения как образцы для действий — все это факторы, определяющие «типические коллективные переживания», или особенности, тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ, или стереотип, как специфическая национальная норма поведения.

Жизнь этноса предполагает наличие ряда условий совместного существования, в том числе способности сообщества придерживаться некоторого единства взглядов на один и тот же предмет, критериев оценки, способов поведения. Процесс формирования оценочных суждений в форме нормативно-ритуальных этнопсихологических эталонов происходит постепенно. Эти эталоны передаются из поколения в поколение в обычаях, традициях, обрядах, мифах, стереотипах, оценках и отношениях (диспозициях).

В качестве психологической детерминанты поведения следует выделить этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах. Нередко при определении этнического стереотипа подчеркивают, с одной стороны, его целостность, ярко выраженную ценностную окраску, а с другой — нагруженность так называемым «ошибочным» компонентом, препятствующим более полному, адекватному взаимопониманию людей, выступающим в качестве своеобразных «шор1», которые искажают видение особенностей этнической регуляции социального поведения даже собственного этноса.

Следовательно, система представлений, настроений, действий и свойств отдельных этнических общностей, проявляющихся в стереотипах, должна стать предметом этнической психологии.

Человек как представитель этноса одновременно является продуктом социальных отношений, которые обусловливают его действия и переживания. В психологическом смысле отношения человека — это целостная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связей человека как личности (субъекта деятельности и взаимодействия) с реальной действительностью или ее отдельными сторонами. Иными словами, система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъекта. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этническую компоненту, которая часто приобретает доминирующее значение. Причем каждому человеку присущи свойственные только ему системы отношений, или диспозиций, что и определяет его индивидуальность. Таким образом, этнические диспозиции также являются детерминантами этнического поведения.

Еще одним психологическим образованием, которое выступает в качестве детерминанты этнического поведения, являются этнические экспектации. В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей. Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие. Неадекватность этнических экспектаций служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической почве. Поэтому становление этнических экспектаций, их динамика должны быть предметом этнопсихологического изучения.

Итак, элементы этнического поведения составляют этнические стереотипы, диспозиции и экспектации взаимодействующих субъектов, которые и выступают этническими детерминантами человеческого поведения. 8.3.

<< | >>
Источник: Ю. П. ПЛАТОНОВ. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, . — 432 с.. 2000

Еще по теме Психологические детерминанты этнического поведения:

  1. Детерминанты этнических конфликтов
  2. Этнические стереотипы поведения
  3. Этнические экспектации и нормативное поведение ^
  4. 3. Субъектные детерминанты стиля принятия управленческих решений
  5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. РАЗДЕЛ 9 ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
  7. Модальность этнических конфликтов
  8. В общем случае правила справедливого поведения представляют собой запрет на несправедливое поведение
  9. Социальная психология этнического взаимодействия
  10. МОНИТОРИНГ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА
  11. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЭТНИЧЕСКОЙ И ИНОСТРАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
  12. ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР ГЕОПОЛИТИКИ
  13. 3.2.3. Этническое разрушение
  14. Этнические аспекты смертности
  15. Этнические конфликты в контексте геополитики
  16. Этнические аспекты рождаемости
  17. 1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение
  18. В ПОИСКАХ КОЗЛОВ ОТПУЩЕНИЯ: МИФЫ ОБ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТАХ
  19. Деловое поведение работников и межгрупповое поведение
  20. Типология этнических конфликтов и способы их разрешения