Хозяйственно-культурное описание

Хозяйственно-культурное описание народов мира основывается на этнографических (этнологических) методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов и их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами, культурных и исторических отношений между народами.
Хозяйственно-культурные исследования свидетельствуют, с одной стороны, об индивидуальных особенностях каждой культуры, а с другой — о глобальной непрерывности и связи между человеческими культурами, что позволяет обнаруживать закономерности их развития. Осмысление путей прогресса культуры и его этапов началось еще в эпоху античности, когда были предприняты попытки связать этапы развития общества с определенными ступенями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие, что способствовало переходу от дикости к варварству и от него к цивилизации. Эта схема, основанная на эмпирических наблюдениях и логических умозаключениях, длительное время в той или иной мере оказывала воздействие на позднейшие взгляды. К XVIII в. получила распространение идея о прохождении всеми народами-пути от простейших видов хозяйственной деятельности к более сложным и совершенным.

В середине XIX в. немецкий экономист Ф. Лист выделил пять ступеней хозяйственного и культурного развития: дикость; пастушество; земледелие; земледелие в сочетании с ремеслом; земледелие, ремесло и торговля. Идея прохождения культурным прогрессом определенных этапов содержалась в трудах многих эволюционистов: А. Бастиана, И. Бахофена, Дж. Мак-Леннана, Эд. Тейлора и др. Попытка периодизации культурного развития человечества на основе материальных факторов производства и культуры была предпринята Л. Г. Морганом. Однако при этом не были соблюдены обязательные для любого описания условия фундаментальности и сопоставимости признаков, заложенных как критерии выделяемых этапов, а также не учтено различие хозяйства и культуры в разных природно-географических зонах Земли, что вызвало критику его концепции противниками прямолинейных эволюционистских построений.

Значительный вклад в разработку проблемы хозяйственной и культурной систематики внес этнолог и географ Фридрих Ратцель, предложивший классифицировать культурные явления в связи с картографированием их географического многообразия. Большое внимание рассматриваемым проблемам уделяли исследователи, разрабатывавшие концепцию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), а также основатель «культурно-исторической школы» В. Шмидт и его сторонники. Проблемы описания хозяйственных и культурных явлений нашли отражение в трудах основателя американского «исторического метода» Ф. Боаса. Его ученики, О. Мэсон, К. Уисслер, В. Холмс, Э. Сэпир, разработали систему «культурных ареалов» Северной Америки кануна европейской колонизации. Значительный шаг в решении проблемы периодизации этапов развития хозяйства и культуры сделал русский этнограф В. Г. Тан-Богораз. Его концепция свободна от механических установок сторонников теории «культурных кругов», так как в значительной мере строилась на принципах историзма.

Отечественные ученые, основываясь на положениях о единстве исторического процесса и закономерностях движения человечества по ступеням развития культуры и смены способов производства, стали разрабатывать концепцию о культурных общностях в виде хозяйственнокультурных типов. Одновременно велась работа по выделению «историко-культурных», или «историко-этнографических», областей.

В современном понимании хозяйственно-культурные типы — это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Преобладает точка зрения, что начало формирования хозяйственно-культурных типов восходит к эпохе палеолита— времени появления человека современного вида. Они возникали, формировались, развивались, частично исчезали на протяжении всей истории в ходе адаптации людей к окружающей среде, политическим и социально-экономическим условиям, хозяйственного использования природных ресурсов в системе жизнеобеспечения.

При этом одни типы сложились еще в глубокой древности, в эпоху присваивающего хозяйства, другие возникли на разных континентах позднее, в процессе распространения навыков земледелия, скотоводства, металлургии, ремесла. Существующая хозяйственно-культурная типология охватывает общества от времени появления первобытнообщинного строя в позднем палеолите и до начала индустриальной эпохи и внедрения механизации в сельское хозяйство.

Основные, определяющие признаки хозяйственнокультурного типа — характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но не решающее значение, так как культуры народов мира разнообразны. В отличие от бесчисленных разновидностей явлений культуры, хозяйственно-культурные типы, даже с учетом промежуточных хозяйственных подтипов, достаточно ограничены и, что особенно существенно, могут тесно увязываться с этапами социально-экономического развития, способами производства, так как они включены в экономику самим процессом хозяйственной деятельности и относятся к экономическому фундаменту общества. Хозяйственно-культурный тип — органическая составная часть любого способа производства, практически конкретное материальное его воплощение, его основание. Категория «хозяйственно-культурный тип» выступает связующим звеном между производительными силами и производственными отношениями. Включенная в систему способов производства (помимо понятий «производительные силы» и «производственные отношения») категория хозяйственно-культурный тип наполняет эту систему живым содержанием, показывает локальные варианты, органически соединяя совокупность хозяйственно-производственных навыков и экономику в общественном производстве с многообразием природной среды. Таким образом, хозяйственнокультурный тип, с одной стороны, характеризует хозяйственно-производственную, технологическую сторону способа производства, а с другой — его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик общественной системы в целом и социально-экономических укладов в частности. Хозяйственно-культурный тип — историческая категория, и именно смена типа, а не только развитие отдельных элементов культуры (орудий труда и технологии), ведет к изменению способа производства. Одновременно со сменой хозяйственно-культурного типа происходили и изменения в производственных отношениях. Такой подход позволяет тесно увязать хозяйственно-культурную типологию с наиболее крупными эпохами в социальном развитии человечества — первичной, догосударственной (эпоха до возникновения цивилизации), и вторичной, начавшейся со сложения цивилизации и первых государств. Соответственно, хозяйственно-культурный тип четко коррелирует и со способами производства.

Предложено несколько видов хозяйственно-культурного описания — от относительно простых, включающих основные, наиболее характерные типы, до очень сложных, в которых наряду с основными типами перечисляется множество подтипов, переходных форм И Т. Д., имеющих не универсальное, а лишь локальное распространение. Расширительное толкование хозяйственно культурных типов открывает дорогу субъективному подходу к описанию, неопределенности не только переходных форм, но и типов, что делает систематику недостаточно последовательной и аргументированной. Вследствие этого целесообразно включать в хозяйственнокультурное описание только основные, наиболее характерные для разных регионов Земли и бесспорные типы, тесно увязывая их с социально-экономической периодизацией, что позволяет четко разграничить типы на разных этапах развития общества.

Первичная, первобытнообщинная, эпоха включает два этапа: присваивающего и нормативно-производящего хозяйства. К ним относятся следующие, группы хозяйственно-культурных типов.

<< | >>
Источник: Ю. П. ПЛАТОНОВ. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, . — 432 с.. 2000

Еще по теме Хозяйственно-культурное описание:

  1. Типы хозяйственных операций, влияющих на хозяйственный баланс
  2. ЧАСТЬ 3. КУЛЬТУРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
  3. 2.7. Культурный фактор
  4. КУЛЬТУРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
  5. Культурная политика Евросоюза
  6. Процесс культурной эволюции
  7. Раздел V КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ИРАНА С МИРОМ
  8. ГЛАВА 20. КУЛЬТУРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
  9. Глава 16. Социально-экономические и культурные права
  10. § 2. Национально-культурная автономия в Российской Федерации
  11. КОМАНДА КАК КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
  12. 6.3. Карта культурных факторов
  13. Цели культурной политики российского государства