Понятия права и закона, их взаимосвязанность

В повседневном обиходе под правом подразумевают законы и иные акты, которые создаются государством для регулирования отношений между людьми и охраняются с помощью средств принуждения. В этом интуитивном представлении нет, однако, главного — не определены истоки происхождения, сущность, социальное значение и механизм функционирования права; допускается ошибочное отождествление права и законодательства.
Известно, что становление права как системы регулирования норм поведения и защиты личности тесно связано с возникновением неравенства внутри общнос- ти людей. Право было призвано выражать притязание отдельного или группы индивидов на те или иные блага: «Я имею право...», «У вас нет права...» С помощью права эти притязания как бы освящаются, признаются правильными, справедливыми. Практическое значение права состоит, однако, не только в провозглашении правового положения человека в обществе, айв его защите. Для этого потребовался механизм осуществления и защиты самого права — закон и государство. В этой связи сведение права к сумме законов, а тем более к отдельным предписаниям государственных органов, ведет к подмене первого вторым. Право — не только совокупность общеобязательных норм поведения, а и система принципов, политика в различных отраслях законодательства, множество ненормированных установлений в гражданском обществе. Государство поэтому не придумывает право, а закрепляет сложившиеся в обществе представления о справедливости. Сущность права проявляется в действии, детализации, практическом регулировании объективных отношений между людьми, между гражданами и государством и т. п. Именно в силу этого обстоятельства смысл права и закона состоит в том, что право — это прежде всего сама жизнь, а законы лишь постольку являются правом, поскольку адекватно отражают динамику объективного общественного развития. В формуле закона право приобретает свою определенность, точность, завершенность. Закон как бы «вторичен» по отношению к норме права, но и права нет без закона. В российском юридическом языке понятие «закон» имеет два смысловых значения. Закон в широком смысле слова — это любой акт государственной власти, содержащий нормы права, это нормативный акт. В узком, или собственном, смысле слова закон — это высший нормативный акт государственной власти. Закон, как видим, является результатом разумной деятельности законодателя, в то время как норма права складывается стихийно и не имеет автора. Принимаемые высшим представительным органом (парламентом) законы являются, следовательно, соединением права и политики. Поэтому в законе, как правило, сочетаются право и справедливость, с одной стороны, политическая сила и целесообразность — с другой. История знает немало примеров, когда парламентское большинство проводило в законах свои сословно-классовые интересы за счет попрания естественных прав человека. Это один из примеров, когда сталкиваются две правды: правда политической целесообразности и правда «естественного права» — справедливости и свободы делать все, что не вредит другим. В первобытном обществе правовая система была словесная, устная и состояла из традиций, нравов, верований, которые управляли поведением людей. В I тысячелетии до н. э. право и закон в значительной мере были упорядочены и воплощены в законах. Десять заповедей и Кодекс вавилонского царя Хамму- рапи (1792 —1750 гг. до н. э.), до сих пор сохраняющие свое значение,— являются одним из самых ранних примеров свода законов. Этот юридический документ закреплял неравенство между людьми, разделяя их на три класса, последний из которых составляли рабы. В нем отчетливо различаются признаки кодификации (систематизации), деление на такие разделы, как положение личности, брак и семья, собственность, договор и обязательства. В кодексе оговариваются нормы заключения договора при всех актах купли-продажи, принципы охраны чести человека от ложных, бездоказательных обвинений. Завершается кодекс напоминанием, что «царь есть «царь права», приравненный к солнцу, богу справедливости» . Самый совершенный правовой кодекс Древнего мира — это римское право. Его нормы, включающие все аспекты правовой жизни, были основаны на идее о том, что «здравомыслие должно управлять человеческим поведением». В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделили три части: естественное право, право народов и право граждан. Естественное право, по представлениям, например, Марка Туллия Цицерона, распространяется как на людей, так и на мир животных. По естественному праву все люди рождаются свободными. Право народов, в отличие от естественного права, составляли правила, которые установил для людей Мировой разум. Римские правители использовали это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Ими были введены в норму законов ведение войны, рабство, основание царств и другие установления. Право граждан, или цивильное (гражданское) право, регулирует отношения между свободными римлянами.
Цивильное право, писал римский юрист II в. Гай, являлось «собственным правом государства». Источником этого права другой римский юрист и государственный деятель, Эмилий Папиниан, называл законы, решения плебеев, постановления Сената и т. п. Разграничение прав народов и прав граждан, проведенное в римской юриспруденции, имело цель оправдать рабство, агрессивные войны и неравенство завоеванных народов по отношению к римлянам. Римское право было позднее использовано католической церковью в ее каноническом (то есть церковном) праве, а в Восточной Римской империи — византийским императором Юстинианом. Знаменитый кодекс Юстиниана (около 553 г.) является основанием, на котором построена вся современная европейская правовая система (за исключением Великобритании). Впервые кодекс Юстиниана закреплял такие понятия права, как «лицо», «вещь», «сделка», составляющие сегодня основу частного права. Яркими представителями светской политико-правой мысли были греческие философы Платон, Аристотель (V—IV вв. до н. э.) и их римские последователи Цицерон, Гай, Ульпиан и др. (I в. до н. э.— III в. н. э.). Право, по Аристотелю, олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политического общения свободных и равных людей. Понятие справедливости, замечает Аристотель, связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения16. Право характеризуется Аристотелем так же, как равенство. Но в соответствии с его трактовкой принципа справедливости это равенство не абсолютно, а относительно, поскольку люди не равны по своему положению. В самом деле, указывает Аристотель, люди более благородного происхождения — с большим правом граждане, чем люди низкого происхождения17. В политическом праве он вычленяет естественное и условное (позитивное) право. Естественным правом Аристотель называет то, что везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его в законодательстве того или другого государства. К области условного права им относятся установленные людьми законоположения и всеобщие соглашения. Кроме того, Аристотель различает писаный закон и неписаный (обычай). Последний он относил не к естественному, а к позитивному праву18. Различая право и закон, Аристотель отмечал, что «всякий закон в основе предполагает своего рода право». Это означает справедливость лишь того закона, который опирается на соответствующее право. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права»19. Закон, а не человек, утверждает Аристотель, олицетворяет верховную власть в государстве. Закон свободен от человеческих страстей и представляет собой «уравновешенный разум». Разумеется, закон, как и отдельный человек, не может предусмотреть все возможные конкретные случаи жизни, но при этом он является незаменимым регулятором политических отношений. Когда частный случай не подходит под общее положение закона, необходимо исправить недостаток и восполнить пробел, оставленный законодателем. Подобное преодоление отрицательных последствий общего характера закона Аристотель называет правдой. «Такова природа правды: она заключается в исправлении закона в тех случаях, где он вследствие своей всеобщности неудовлетворителен»20. Правда тоже справедлива, хотя и не в смысле буквы закона, а в духе самого законодателя. Аристотель — сторонник законодательной регламентации всех основных аспектов общественной, политической и частной жизни людей. И в этом смысле он является «законником». Он последовательно отстаивал нравственный принцип: «То, чего закон не приказывает, то он запрещает». Отличительную особенность закона как властного акта Аристотель видит в его принудительной силе21. Однако, подчеркивает мыслитель, никакой пользы не принесут самые полезные законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственного строя и законодательства. Г. Гегель, отмечая исторически обусловленную ограниченность политико-правовых представлений Платона и Аристотеля, подчеркивал, что в их конструкции нравственности индивид не признан морально автономной личностью. Этот принцип субъективной свободы имеет более позднее происхождение. Правовая система стран континентальной Европы продолжала развиваться вместе с централизацией государственной жизни и совершенствованием работы юридических школ в университетах. В XII в. вновь возродилось римское право. Глубокое влияние на него оказала наполеоновская кодификация буржуазного права. Среди пяти основных кодексов Наполеона особое место во Франции и других странах Европы занял Гражданский кодекс 1804 г. С его принятием были упразднены феодальные законы, отделено гражданское право от религиозного влияния, гарантированы гражданские свободы и гражданское равенство.
<< | >>
Источник: Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф.. Политика и право. 10—11 кл.. 1995

Еще по теме Понятия права и закона, их взаимосвязанность:

  1. § 3. Закон в системе источников конституционного права. Виды законов в Российской Федерации
  2. 3. Законы как источник права. Виды законов
  3. 1. Понятие и виды источников страхового права. Законы как источники правового регулирования страховых правоотношений
  4. 35. Понятие и признаки законности, ее значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы ее обеспечения в современных условиях.
  5. Понятие, задачи, значение и виды производств по проверке законности, обоснованности и справедливости приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу
  6. Соотношение государства и права, права и закона
  7. ТЕОРИЯ ПРАВА Глава 10 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
  8. 5. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
  9. § 1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права
  10. Норма права и статья закона
  11. Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИИ. НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
  12. Закон: понятие и виды
  13. Понятие и значение законности
  14. § 1. Понятие уголовного закона
  15. Понятия о зависимостях и законах организации
  16. 9. Законы: понятие, признаки, виды
  17. 1. Три аспекта понятия законности. Ее структура
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Юридическая этика - Юридические лица -