Политические взгляды конца XIX—XX в. на сущность и проявление общественной власти

Выше отмечалось, что обусловленность власти, государства и политики имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель, развил Н. Макиавелли. На протяжении двух эпох (Древнего и Нового времени) аристотелевская трактовка развивалась и другими учеными обществоведами.
Например, Жан-Жак Руссо впервые вывел появление государственной формы власти из принципа частной собственности, необходимости ее охраны. Государственная власть закрепляет неравенство, но усугубляет его, перерастает в тиранию, когда все одинаково бесправны. В предлагаемом Руссо новом обществе весь народ законодательствует, господствует общая воля, то есть власть большинства. Руссоистские идеи объективно открывали двери революционному разрушению абсолютизма и установлению суверенитета и полновластия народа. В марксистской оболочке идеи Руссо были крайне абсолютизированы и открывали дорогу коллективному авторитаризму. Положение о неспособности буржуазного государства организовать общество в интересах всех его членов было развито К. Марксом в идею о классовом господстве. Но и пролетарскому этапу государства им отводился кратковременный период, за которым происходит отмирание классов и всякой государственности. В. И. Ленин довел идею классового господства в политике до диктатуры пролетариата и его коммунистической партии как особом типе власти при социализме. И. Сталин растянул сроки отмирания государства и функционирования диктатуры пролетариата до туманных далей коммунизма. Влияние марксистско-ленинской идейной ветви на развитие общественной мысли в Европе и России было далеко не однозначным. Среди марксистских идей, сохранивших свое значение и в наше время, признаются следующие: объяснение сущности государства и права исходя из содержания социально-экономических отношений; трактовка власти как социального явления; противоречивость политической власти, государства в классовом обществе: с одной стороны, власть выражает интересы общества как единой целостности, с другой — в либерально-буржуазном обществе власть представляет собой орудие имущих и сильных, составляющих меньшинство. Фетишизация марксистами материальных факторов умаляет социокультурные отношения, роль «общего развития человеческого духа». Кроме того, марксистско-ленинские постулаты о приоритетном значении социально-классовых и формационных интересов для функционирования власти принижают роль индивидуума. Отдельные граждане несвободны в выборе общественных форм. Реформистская ветвь политической мысли в общественном движении конца XIX— XX в.— Г. Спенсер (1820—1903), Э. Дюркгейм (1858— 1917) и др.— раскрыла уязвимость марксистских формул.
Г. Спенсер в своем анализе социалистических проектов предсказывал, что их реализация приведет лишь к государственному социализму, где новая элита не остановится ни перед какими средствами, чтобы осуществить свои цели. Стремление к власти, честолюбие будут накапливаться в этих условиях с каждым новым поколением. Лишь в демократических, плюралистических обществах, где государство не сосредоточивает в себе чрезмерно много функций, эти отрицательные качества собираются в частных организациях и поэтому их отрицательное влияние имеет предел, а возможности перехода к деспотизму ограничены. Э. Дюркгейм развил положения Спенсера о разных типах общества, подразделил социальные факторы, определяющие положение личности, на материальные и духовные. Среди материальных факторов им были выделены не только производительные силы, но и плотность населения, интенсивность общения между людьми. В формировании духовной культуры человека Дюркгейм отводил особое значение не только светским институтам, но и церкви. В общем отставании культуры от достижений материального производства он видел главную причину кризисов западного общества. Разработанная Дюркгеймом теория социальной солидарности и эволюционного перехода от традиционного капиталистического к современному промышленному обществу явилась для социал-демократов методологической основой реформирования государственной власти как организации, решающей дела в интересах всего общества. Начало XX в. ознаменовалось тем, что социал-демократические партии расстаются с идеями революции и становятся политической силой социальнокультурных реформ. Идеологом и политиком этого направления в общественном движении выступал Макс Вебер. Условия низкого образования и экономических кризисов, по мысли Вебера, вынуждают работников физического труда быть авторитарными и одновременно более конформными. Хотя рабочим в большей степени, чем буржуазии, присуще желание использовать силу, эти классы в то же время могут строить свои отношения и на принципах сотрудничества. В целях преодоления тенденции классовой борьбы Вебер обосновал необходимость демократизации политической системы. В связи с этим он рассматривал любую власть лишь как «шанс достичь послушания во имя определенного порядка или управления». М. Вебер считал, что власть в конечном счете — это согласие людей «подчиняться». Если же оно нарушено, тогда режим оказывается в изоляции. Для России таким примером явились события 3—4 октября 1993 г., когда население страны в большинстве своем не одобрило сентябрьско-октябрьское противостояние исполнительной и законодательной властей.
<< | >>
Источник: Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф.. Политика и право. 10—11 кл.. 1995

Еще по теме Политические взгляды конца XIX—XX в. на сущность и проявление общественной власти:

  1. Сущность и особенности политической власти
  2. Лекция 6. История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII-XIX вв.
  3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА (С КОНЦА XVII ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКОВ
  4. Тема 6. История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII- XIX вв.
  5. А. К. Мошану РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ В РУМЫНИИ КОНЦА XIX в. И ОПЫТ БОРЬБЫ МЕ Ж ДУ Н АРО Д110 Г О 11РО Л ЕТ АР И АТ А
  6. Взгляды на способности в отечественной литературе XIX века
  7. § 6. СУЩНОСТЬ НАЧАЛА КАК ОСНОВАНИЕ. УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СУЩНОСТИ
  8. Глава 9 ФОРМИРОВАНИЕ МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В 40-х ГОДАХ XIX в. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРЕВОРОТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  9. § 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе
  10. АНРИ ОЗЕР РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ БАНКОВ В ЕВРОПЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ, С КОНЦА XV ВЕКА ДО КОНЦА XVIII BEKA[253]
  11. Потрал "Книга-учебник". ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ. ЧАСТЬ 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА (С КОНЦА XVII ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКОВ) Русское государство и право IX - XVII вв.,
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право Европейского Союза - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Юридическая этика - Юридические лица -