Тоталитаризм

Авторитаризм борется против политического (организационного) плюрализма, но он, как правило, не старается жестко контролировать экономическую сферу, сферу образования, науки. И этим он отличается от тоталитарного режима. Например, режим И.Б. Тито в Югославии нельзя назвать полностью тоталитарным, скорее он авторитарный, т. к. в экономике при господстве одной партии допускалась множественность форм собственности, рыночные отношения. Тоталитаризм (от лат. total – «весь», «целый», «полный») – режим, при котором государство стремится к целостному (тотальному) контролю за жизнью всего общества и каждой личности в отдельности. Он стремится к огосударствлению всех сторон жизни, подчинению их одной идеологии. Причем корни тоталитаризма коренятся, как ни парадоксально, в идее народного суверенитета и монистической демократии, идеях Ж.Ж. Руссо. Известный политолог А.М. Салмин отмечал, что последний (XX) век прошел под знаком проявления не лучших сторон демократии, когда народ одобрял и легитимировал довольно жесткие, недемократические режимы. Разгадка этого парадокса была дана в свое время К. Шмиттом, который опирался на учение испанского философа Д. Кортеса. Отмечено, что разобщенность сил (плюрализм), дискуссионность демократии оборачивается ее слабостью в тот момент, когда требуется решительность, единство. Тогда народ может выбрать единство и сплоченность под одной объединяющей идеей. Впервые термин «тоталитаризм» был использован в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин в отношении режима, сложившегося в СССР. После Второй мировой войны стало общепринятым обозначать как тоталитарные режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР в период правления И.В. Сталина, в других странах «победившего социализма». В 1956 г. американские политологи К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима. Выделим наиболее характерные. 1. Официальная идеология носит холистский, монистический характер, должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества, полностью отрицает предыдущую ей легитимацию. Она и призвана сплотить граждан для построения нового общества как высшей ступени развития истории. Этой идеологии подчинены мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические и даже правовые нормы. 2. Преобладание идеологической легитимации политической власти, чему способствует монополия на власть одной массовой партии, строящейся по централизованному признаку, нередко возглавляемой харизматическим лидером (Сталин – в России, Ким Ир Сен и его сын Ким Чен Ир – в Корее, Мао Цзедун – в Китае, имам Хомейни – в Иране, М.
Кадаффи – в Ливии, Фидель Кастро Рус – на Кубе). Партия практически сращивается с государством, выполняя его функции. 3. Высокий статус служб безопасности, которые, однако, не выходят изпод власти господствующей партии. 4. Партийный контроль над средствами массовой информации, доминирование государственных СМИ, жесткая цензура любой информации в прессе, на радио, телевидении, в кино, литературе. 5. Жесткий идеологический и кадровый контроль над вооруженными силами. 6. Централизованное управление экономикой, подавляющий объем государственной собственности и планирования, система бюрократической иерархии, отбор и назначение руководящих кадров под идеологическим контролем. Принято выделять две разновидности тоталитаризма – идеологически разработанный, интернационалистский (его также называют «левым»), сформировавшийся в социалистических странах (СССР, страны Восточной Европы, Китай, Северная Корея, Вьетнам, Куба) и националистически ориентированный, основанный на теориях социального дарвинизма и шовинизма («правый» – фашистская Италия и нацистская Германия). Германоамериканский социолог Г. Маркузе определил новую разновидность «мягкого» манипуляционного тоталитаризма, «скрытого под личиной плюралистической демократии», формирующего ложные потребности, делающего человека неспособным противостоять гнету. Тоталитаризм, как правило, является формой развития авторитаризма. Поэтому довольно распространено мнение, что, переход от тоталитаризма к демократии может быть успешным только через авторитарный режим (в России – А. Мигранян, И. Клямкин). Отличия и сходства данных двух режимов заключаются в следующем: – тоталитаризм предусматривает единую и обязательную для всех идеологию, а авторитаризм допускает ограниченный идейный плюрализм; репрессии применяются только против активных противников режима, но довольно жестко (в Аргентине при авторитарном режиме активных членов профсоюзов сбрасывали с самолетов в океан); – при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, а для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность; – при тоталитаризме носителем власти является одна партия, которая пронизывает весь государственный аппарат, общественные объединения и производственные структуры, а при авторитаризме высшей ценностью является государство как средоточие властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра); – в период становления тоталитаризма разрушаются традиционная социальная структура, социальные связи («классы превращаются в массы»), а авторитарные режимы предпочитают сохранять их.
<< | >>
Источник: А. А. Акмалова, В. М. Капицын, Л. Н. Панкова. Политология. Вопросы и ответы. 2008

Еще по теме Тоталитаризм:

  1. Глава VII. ТОТАЛИТАРИЗМ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  2. 31. Тоталитаризм и авторитаризм.
  3. § 5. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
  4. Гуманизм и тоталитаризм, гуманизм и демократия: проблемы и противоречия
  5. § 6. Общие выводы
  6. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
  7. § 1. Аннигиляция традиции
  8. Тоталитарный режим
  9. Послесловие к главе
  10. Авторитарный режим
  11. 8. Государственно-правовой режим: понятие, виды.
  12. 5.3 Политические и экономические предпосылки включения РФ в мировое хозяйство
  13. 1. Политические аспекты международного бизнеса
  14. Аморальные последствия усилий, вдохновляемых моралью
  15. § 1. Общая характеристика и условия формирования тоталитарного сознания
  16. § 4. Идеологический монизм и закрытость системы
  17. § 2. Мифологическое измерение тоталитарного сознания
  18. § 3. Редукционизм и апофеоз конфронтационности