загрузка...

Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

Со второй половины XIV в. католическое мировоззрение столкнулось с мощным идейным противником, которым стало течение гуманизма. Последний противопоставил веру в могущество разума и опыта, в творческие силы человека. Гуманизм известен как идеология Возрождения, т. к. в нем использованы идеи античного мира. Наряду с такой идейной светской оппозицией критика церковных учреждений велась и в лоне самого католицизма под знаменем учений Реформации. Реформация – это совокупность религиозных движений Европы по преобразованию догматов и демократизации церкви в соответствии с положениями раннего христианства (Лютер, Кальвин, Цвингли, Мюнцер). Мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469–1527) в своем труде («Государь», 1513) обосновал сущность политики. Политика – это наука, основанная на опыте, а не догмат христианской морали. Изучение политики государств в Италии и других государств Европы позволило Макиавелли заложить основы сравнительного политического анализа и поставить злободневный вопрос: что определяет успех правителя и могущество государства? Он подвергает анализу политическое поведение через призму основополагающей категории «власть» и приходит к выводу, что основная задача государственного управления состоит в обеспечении, поддержании и расширении власти.
Макиавелли был горячим поборником объединения Италии, раздираемой междоусобицами и другими государствами. Поэтому он выступал за сильную централизованную власть, применяющую все методы, чтобы освободить и объединить итальянцев в едином государстве. Выдающимся вкладом в политическую науку был также труд Жана Бодена («Шесть книг о государстве», 1576) с его идеями абсолютного, постоянного, единого, неделимого, непрерывного, безусловного суверенитета. Иоганн Альтузиус написал трактат «Упорядоченная методологическая политика» (1603 г.) об универсуме монархически управляемого светского христианского государства. Все это показывает, что большинство политических мыслителей того времени выступали за единое централизованное государство с сильной властью, отражая потребности установления абсолютной монархии. Абсолютная монархия – государство, утвердившееся в период, когда экономические силы буржуазии еще не могли победить, а уравновешивали политическое положение и привилегии дворянства. Такое равновесие позволило укрепить монархическую власть в Англии, Франции, Испании, германских государствах. Но нарушение этого равновесия и приход к политической власти представителей буржуазных кругов уже стали актуальными.
<< | >>
Источник: А. А. Акмалова, В. М. Капицын, Л. Н. Панкова. Политология. Вопросы и ответы. 2008

Еще по теме Политические учения эпохи Возрождения и Реформации:

  1. Социально-политические идеи эпохи Возрождения
  2. Характерные черты философии эпохи Возрождения.
  3. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА
  4. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПЕРЕХОДА ОТ КАПИТАЛИЗМА К СОЦИАЛИЗМУ И СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНИЗМА
  5. Политические идеи средневековья и Возрождения
  6. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗЛОЖЕНИЕ БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. РАПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕВИЗИОНИСТСКИХ ТЕОРИЙ
  7. I. Уничтожение целостности христианства Реформацией
  8. закрытие счетов, проведение реформации баланса и составление оборотной ведомости
  9. Геополитические эпохи
  10. СИМВОЛИКА СОВЕТСКОЙ эпохи
  11. 10.1.1. «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ»
  12. § 22. Подвижность эпохи колонизации.
  13. 2.1. Общая характеристика эпохи