Политическая мысль Средневековья

Политическая мысль Средневековья находилась под сильным влиянием христианства, с его принципами человеколюбия, благотворительности, смирения и оправдания власти. Оно выступало как религия, идеология, ортодоксальная догма, претендующая на научное объяснение мира. Христианство исходило из идеи единства, универсума, одушевленного Единым Духом: христианство как «священная империя» охватывало весь мир, все человечество, в том числе и сами церковь и государство, все известные и неизвестные территории. Идеология христианства на раннем этапе своего развития носила эсхатологический характер, предвещала приход Страшного суда, мессии, в результате чего определится, кто достоин спасения, а кто – нет. В посланиях апостола Павла выдвигается положение о том, что политическая власть происходит от Бога, следовательно, повиноваться цезарям необходимо по совести, а не только из страха наказания. Христианство стало государственной религией. Идейному обоснованию и популяризации христианства способствовал особенно Аврелий Августин (354 430), давший одно из первых учений, отличающихся от языческих концепций. Августин, используя идейнополитическое наследие античности, преодолел господство цикличного круговорота, показал, что история общества имеет начало, смысл и завершение. Смысл истории – в христианизации всего человечества. Известен первый в истории политологический трактат Иоанна Солсберийского «Polikraticus» (XI в.), в котором начинает выделяться сфера политического как область деятельности монарха, распространяющего свою власть на определенную территорию и подданных, живущих на данной территории.
Христианские религиозные догматы были предметом борьбы между первосвященниками (римскими папами) и первыми средневековыми монархами из дома Гогенштауфенов. Произошла так называемая грегорианская революция в христианском учении (XI в.), когда государство без освящения Папой Римским объявлялось творением греха и дьявола. Объектом борьбы было право освящать власть правителей: или источник такого освящения прямо связан с Богом, Христом (непосредственное божественное происхождение светской власти), либо на пути освящения власти стоит посредник в лице Папы Римского. Монархам не раз приходилось целовать туфлю Папы Римского, пока они не добились автономии светской власти. В соответствии с такой борьбой развивались политикоправовые идеи. Так, независимость светской власти отстаивали знаменитый Данте, философ У. Оккам и другие мыслители. Параллельно эволюционизировало знаменитое философское противостояние номиналистов и реалистов. Борьба способствовала подъему политической мысли. Позднее распространяются идеи Фомы Аквинского (трактат «О государевом правлении»): обоснование законности государственной власти, классификация законов общества как иерархической системы, идея гармонии разума и веры, право подданных на восстание против правителя, но под руководством церкви. Не менее важны политические идеи Марсилио Падуанского (книга «Защитник мира») об отделении церкви от государства, о народе как источнике власти, об обязательности законов для всех, о разделении в ласти на законодательную и исполнительную, праве народа на борьбу против угнетения.
<< | >>
Источник: А. А. Акмалова, В. М. Капицын, Л. Н. Панкова. Политология. Вопросы и ответы. 2008

Еще по теме Политическая мысль Средневековья:

  1. 3.1.4. Средневековая управленческая мысль
  2. Политическая мысль античности
  3. Политическая мысль Нового времени
  4. Политические идеи средневековья и Возрождения
  5. Тема 3. Экономическое развитие в эпоху средневековья
  6. Какова реакция сотрудников на мысль о перемена
  7. 3.1.5. Управленческая мысль
  8. Мысль и слово - материальны
  9. Лекция 3. Экономическое развитие в эпоху средневековья
  10. ' Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. С. 207.
  11. 3.3. Внешняя торговля в период средневековья
  12. 1.4. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ МЫСЛЬ И ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
  13. Классическая и средневековая традиция
  14. ярмарки позднего Средневековья
  15. АНДРЭ САЙЮС ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ТОРГОВЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИТАЛИИ
  16. Итоговая мысль как следствие из ряда действий
  17. Средневековая западная философия. Патристика и схоластика.
  18. Блауг М. Экономическая мысль в перспективе. Пер. с англ. М.: 1994.С.287.
  19. 3.1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья
  20. БАНКИРЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ