Политическая мысль Древнего мира

Зарождались государства, и появлялись первые идеи о сущности государственной власти. Объяснение восходило к мифологии, объявлявшей земные порядки частью космического целого. В древнекитайском мифе единственной связью с небесными силами выступает император. В Египте, Вавилоне, Индии боги считались источником власти правителя и вершителями земных дел, что чрезвычайно возвышало жреческое сословие. По древнегреческой мифологии боги – первоначальные непосредственные правители и законодатели. У древних евреев духовным главой и царем (законодателем, исполнительной властью и судьей) является единый Бог, заключивший договор с еврейским народом. С древним буддизмом, появившимся в Индии, связаны первые попытки демифологизации власти и политики (нет идеи Бога как первоисточника закона). Давалась установка на индивидуальный путь спасения и достижения состояния высшей просветленности, поскольку дела человеческие зависят и от собственных усилий людей. В произведении «Артхашастра» индийского государственного деятеля Каутильи выведены рациональнопрагматические представления о правителе, требования к его личности и деятельности, за что много веков спустя Каутилью назовут индийским Макиавелли. Рационализм свойствен и первым религиознофилософским и этикополитическим системам Китая: учению Конфуция, даосизму (основоположник Лаоцзы), моизму (основоположник Моцзы), легизму (основоположник Шан Ян). В них обосновывается патриархальная концепция общества, роль традиций как нормативных регуляторов, кодекс государственной и частной морали и другое. В период ранней античности происходит переход от мифа к логосу, философскому объяснению политики. Греки стараются смягчить идею судьбы как предопределенности жизненного пути. У греков политическая жизнь (жизнь полиса) становится формой рациональности. Рационализация проявляется уже в произведениях Гомера и Гесиода. У истоков философского подхода к пониманию сущности государства и права стояли Пифагор, Гераклит. Сократ и софисты вычленили этикополитические проблемы в отдельную область знания. Платон и Аристотель – в Древней Греции, Тит Лукреций Кар, Полибий, Цицерон – в Древнем Риме выработали первые классификации форм государственной власти. В античности и в эпоху эллинизма были заложены основы понятий о политике («политика», «право», «мораль», «власть», «республика», «гражданин», «правильные и неправильные формы правления», «империя» и др.). В древнеримской провинции возникло христианство, сначала как идеология социального протеста, затем как учение, получившее поддержку римских императоров. Римские императоры, в частности Константин, увидели в христианстве учение, обеспечивающее доверие власти, ее авторитет в глазах верующих.
<< | >>
Источник: А. А. Акмалова, В. М. Капицын, Л. Н. Панкова. Политология. Вопросы и ответы. 2008

Еще по теме Политическая мысль Древнего мира:

  1. Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
  2. Тема 2. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира
  3. Политическая мысль античности
  4. Политическая мысль Нового времени
  5. Тема 2. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира
  6. Занятие 17, 18, 19 Древняя Спарта. Древние Афины. Зарождение демократии в Афинах
  7. Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЛОБАЛЬНОГО МИРА
  8. § 1. Общая характеристика мира политического
  9. Тема 1 Экономика древних обществ и средневековой Европы. Экономика древней Руси.
  10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ И ПАРАДОКСЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ОПЫТЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОСТОЯННОГО МИРА И ОБ УСТРОЙСТВЕ ИРЛАНДИИ И ЕСТЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ОБОИХ КОРОЛЕВСТВ И НАРОДОВ