Истоки российской политической традиции

К истокам политической традиции относятся идеи, ценности и политическая практика. Из ценностных оснований следует выделить отличные от западных ценностей ориентации на правду, сохранение православной веры, независимости и народной воли, коллективного действия, принятие патерналистского образа государства. В одном из ранних источников – «Слове о законе и благодати» Иллариона европейскому нормативноправовому началу противопоставляется действие по благодати (правде). В то же время единство государства соотносилось с сильной княжеской властью, благословляемой церковью. Особенно в «Русской правде» и в «Слове о полку Игореве» (XI–XIII вв.) сильно выражен призыв к единению во имя совместного отпора кочевникам. Идеология централизованной власти, подчеркивающей роль русского государства среди мировых держав, нашла свое отражение в «Послании о Мономаховом венце» Спиридона Саввы, в «Сказании о князьях Владимирских», в теории «Москва – третий Рим» Филофея. Процесс формирования и утверждения абсолютизма получил отражение в трактате «Политика» Ю. Крижанича (1616–1683), концепции просвещенного абсолютизма императрицы Екатерины II. Демократическая традиция заложена уже в «Новгородской летописи» (1136), где при сопоставлении значения власти веча (народного собрания) и власти князя первенство отдается власти вече. В России живучим долгое время оставалось вечевое коллективное начало (совет, собрание). Демократическое начало было выражено А.Н. Радищевым, И. Пестелем, К.Ф. Рылеевым и другими декабристами, в политической мысли революционного демократизма (Н.Чернышевский, А. Герцен, М. Бакунин, П. Лавров, Н. Михайловский и др.), а также в либеральной теории государства и права (С. Муромцев, М. Ковалевский, Б. Чичерин и другие). Консервативное начало выражалось в идеологии дворянства, например, у Н.М. Карамзина (1766–1826), в частности, в «Записке о древней и новой России» (1811), а также в «Истории государства Российского», а позднее – у мыслителей митрополита Филарета (Дроздова), К.Н. Леонтьева. Характерные черты российской политической мысли: 1) сочетание излишней теоретизированности и тенденции к отрыву от реальной действительности; 2) преимущественный анализ этических проблем политики; 3) умозрительный характер концепций обновления политической системы в России. В России традиционно была распространена социальнорелигиозная мысль. На рубеже XIX–XX вв. стали развиваться идеи софиологии и космизма, идеи «метафизики всеединства» и христианской нравственности, «мистической этики» и этики «осмысленной жизни» (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Лосский, М. Тареев, С. Франк, Л. Толстой, Ф. Достоевский, С. и Е. Трубецкие, Л. Шестов и др.). Социокультурные основания и историческая динамика российской политической традиции Понятие традиции. Для социокультурных (региональных, национальных, этнических, исторических) оснований российской политической традиции характерны особенности. Традиции – важный составной элемент функционирования политических систем. Традиции – составная, а иногда определяющая часть особенностей политики того или иного государства, они являются влиятельным фактором выработки и осуществления политических решений. Столкновение рациональности с традициями нередко оканчивается победой традиции или выхолащиванием политических решений. Недооценка и игнорирование наличия, реального влияния и веса традиций приводит политических деятелей к изоляции от населения. Переоценка роли традиций, которая нередко бывает результатом незнания механизмов их появления и развития, толкает политиков и партии к пассивности. Это также может стать фактором, тормозящим осуществление политики и ведущим к поражению. Вопервых, традиции по своей сущности отражают глубинную тенденцию общественнополитических систем и подсистем к некоторой устойчивости и самосохранению. Вовторых, в современных условиях, когда возникают и обостряются глобальные проблемы, каждый гражданин должен овладеть всеми общечеловеческими ценностями, многие из которых приобрели форму традиции или передаются традициями. В.В. Ильин выделил особенности социокультурных оснований российской политической традиции. Вера и доверие в политике. Россияне в своем большинстве – люди веры и доверия, а не рационального знания или выбора. Вера и доверие есть необходимый эмоциональный элемент и фактор политических действий, их восприятия обществом и отдельным человеком, один из основных источников политического (общественного) мнения. Без веры и доверия нельзя провести ни одно политическое действие, например, провести избирательную кампанию.
В целом вера и доверие могут определять политическую атмосферу государства. Эти начала и противостоят рациональному знанию и выбору (расчету) и в то же время дополняют все рациональные, поддающиеся объяснению и определению процессы, теоретические и практические знания, включая их институционализированные формы (институты, учреждения, нормы) и неинституционализированные формы (идеалы, теории, цели). Чем значительнее роль веры и доверия в политике, тем более она субъективируется. Необходимость веры и доверия продиктована тем, что вера скрепляет отношения между субъектами власти, обеспечивает добровольное самопринуждение к повиновению, исполнению долга и т. п. С верой связано и стремление к решению вопросов по справедливости. Гуманистические основы политики. Для россиян – это одна из особенностей восприятия реальности, связанного с понятиями доброты, красоты, человеколюбия, миролюбия. Само понятие включает два взаимосвязанных аспекта: 1) отражение политической деятельности и идеологии конкретных интересов, потребностей, стремлений живых людей 2) «человеческое измерение» межгосударственных, межнациональных, межпартийных интересов, учитывающее непосредственное воздействие последних на положение и судьбы конкретных людей. Но в российской традиции это далеко не всегда было связано с соответствующими гарантиями со стороны власти, в отношении ценности человеческой жизни. Патернализм (от лат. pater – отец) – доктрина о взаимоотношениях государственной власти и подданных, а также деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным социально и экономически. Соотносится с этатизмом, т. е. значительным вмешательством государства во всей общественной системе. В России на протяжении многих столетий гражданское общество развивалось под жестким контролем государства, что способствовало усилению роли бюрократии, клиентелизма (стремления быть под патронажем государства, отдельного его института или какоголибо лица, преимущественного использования элитами неформальных связей), ориентации гражданина на социальное восхождение не за счет личного трудового вклада, а вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, «выключенности» широких народных масс из повседневного политического процесса, ограниченности сферы публичной политики, массовой политической инертности, отсутствию цивилизованных (договорных, корректных) форм взаимоотношений между «верхами» и «низами», их правовому нигилизму. Раскол российской культуры на два начала (две основные политические субкультуры), которая воспроизводится начиная с Петра I и до сих пор: культуру европеизированных верхов, в многом искусственную и противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуру низов. Исторически возникает постоянный конфликт этих субкультур как западнической и почвеннической, радикальной и патриархальноконсервативной, анархической и этатистской. Последовательная смена реформ и контрреформ. Чем серьезнее попытка реформ, тем вероятнее возможность контрреформ. За преобразованиями Петра I следует консервативная политика его преемников, за реформами просвещенного абсолютизма Екатерины II – полицейский режим Павла, после конституционных проектов Александра I наступает николаевская реакция. Реформа 1861 г. завершилась новым, весьма продолжительным периодом контрреформ, поставившим страну на грань катастрофы. Можно насчитать около 13 таких смен. Инфляция политических ценностей – тенденция к развитию такого политического сознания, когда люди начинают отвергать политические формы, потому что они агрессивно вторгаются в гражданскую жизнь. Где слишком много политики – там нет нормальной и продуктивной жизни, нет общественного благосостояния. Инфляция политических ценностей чаще всего развивается в условиях длящегося социальноэкономического благополучия, разумной балансировки всех составляющих социума – когда политические ценности утрачивают проблемную остроту, отступают в общий ряд ценностей, не «подавляя» их. Возможна и инфляция изза распространения недоверия, неверия, заканчивающегося нигилизмом. Но если одни политические ценности исчезают, то другие интенсифицируются. Так, инфляция демократических ценностей в начале 2000х гг. сопровождалась ростом национализма. Укоренненость геополитической широты и простора России в сознании и подсознании россиян, которая исторически предполагала централизм, политически обеспечивающий суверенитет. Ослабление централизма в период перестройки и в 90е гг. привело к политической и хозяйственной дезинтеграции, хаосу.
<< | >>
Источник: А. А. Акмалова, В. М. Капицын, Л. Н. Панкова. Политология. Вопросы и ответы. 2008

Еще по теме Истоки российской политической традиции:

  1. ПОЛИТИКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
  2. ПОЛИТИКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
  3. Институциональные традиции как социокультурный продукт политической жизни
  4. 1.9.4. Российская традиция
  5. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО ДЕЛА - ОТ МАНИФЕСТА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ ДО НАШИХ ДНЕЙ
  6. 45. Политическая система современного российского государства: основные черты
  7. Церковь в политической системе Российского государства.
  8. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
  9. 31 А. Истоки экономической мысли
  10. ТМ-ТРАДИЦИЯ
  11. § 1. Истоки либерализма
  12. § 44. Traditio (традиция)
  13. Влияние исторического опытаи традиций
  14. 1. Об истоках большевизма