Искусство оценки

  Проведя исследование, вы соберете целый ряд мультипликаторов, применяемых для сопоставимых фирм. У вас сложится общее представление, однако теперь необходимо обрисовать реальные черты целевой компании.
В этот момент в игру вступает искусство оценки. Разобравшись с математикой, нужно обратить внимание на важные факторы нефинансового характера,
Риск /награда (risk/award)— отношение уровня риска к доходам, или награда за риск: как получить наибольший доход при наименьшем риске.— Прим. ред.

чтобы определить место в пределах (или за пределами) диапазона мультипликатора, которое подходит вам. Подкорректировать значение этого показателя можно с учетом следующих факторов.
Маржа прибыли до уплаты налогов. Если маржа прибыли компании ниже, чем в среднем по отрасли, то вам следует уменьшить мультипликатор, а если выше, то может потребоваться надбавка.
Темпы роста. Если темпы роста всех компаний составляют 12%, а для данной компании этот показатель равен 20%, то нужно применить более высокий мультипликатор. Необходимо убедиться в том, что темпы роста не завышены искусственно (например, в результате проводимых компанией специальных программ по развитию продаж) и что рост устойчивый. Если соответствующий показатель прошел такую проверку, то за компанию следует требовать более высокую цену.
Прогнозы на будущее. Если в будущем компании предстоит пережить значительные события, например заключение крупного контракта, то вы можете увеличить мультипликатор. Компания Software AG на момент сделки оценивалась в размере 8,5 EBITDA (за прошлый период), что превышало норму по отрасли. Однако перспектива снижения издержек и ожидаемый подъем продаж означали, что на основе прогнозных данных наша стоимость на практике составила бы 5 EBITDA, то есть слишком мало. Хотя не следует слишком уж увлекаться картиной блестящего состояния дел фирмы, которую продавец может нарисовать, но если существуют хорошие основания ожидать значительного роста в будущем, то это может стать основанием для предложения более высокой цены.
Диверсификация клиентской базы. Если половина бизнеса компании построена на отношениях с одним доминирующим клиентом, это увеличивает риск и снижает оценку стоимости.
Масштаб. Если компания приносит выручку в размере 200 млн. долл. или выше, то следует быть готовым заплатить цену, рассчитанную на основе мультипликаторов, действующих на публичном рынке. Если же доходы фирмы составляют 20 млн. долл., то мультипликатор для определения стоимости компании при покупке должен быть на 15-30% ниже, чем мультипликаторы, действующие на рынке публичных компаний, учитывая меньшие масштабы предприятия (и, следовательно, больший риск, которому подверлlt;ена компания). В фирмах меньшего размера такие факторы, как качество управления, средства производства, связи с клиентами, а также сила влияния, как правило, находятся на более низком уровне, чем у более крупных компаний.
Контроль. Продавцы частных фирм часто утверждают, что покупатели должны уплатить им «премию за контроль», поскольку покупатель скорее получает возможность оперативного контроля за деятельностью компании,
чем инвестирует в нее. Поэтому продавцы настаивают на том, чтобы покупатели платили больше. Тем не менее этому обычно противостоит тот факт, что инвестиции (в отличие от доли в публичной фирме) представляют собой неликвидный актив. Указанный аргумент может быть обманчивым и иногда в состоянии вызвать небольшое изменение мультипликатора, но конкуренция на современных рынках выкупов компаний столь высока, что мультипликаторы в большинстве случаев очень близки к действующим на публичном рынке.
История. Как уже отмечалось выше, необходимо изучить показатели темпов роста и прибыли за несколько лет, чтобы убедиться, что они— не просто результат «ловкости рук». Не следует рассчитывать стоимость компании на основе самого высокого показателя прибыли. Если на протяжении ряда лет прибыль компании составляла 6%, а за год, предшествующий продаже, подскочила до 10%, то отнеситесь к этому с достаточной долей скептицизма.
Вам повезет больше, если оценка стоимости компании будет основываться на цифре 6%.
Мотивация продавца. Мотивация продавцов также оказывает влияние на цену. Действительно ли они очень сильно хотят продать свою компанию? Не желают ли они посредством сделки добиться чего-то особенного? Предложение фирмы SAGA основывалось на понимании того, что компании необходимо расплатиться с банками, а не на тщательном анализе мультипликаторов в отрасли программного обеспечения. Менеджеры, работающие в самой компании, обладают преимуществом, поскольку им лучше известно о мотивах продавца и состоянии дел в фирме. «Искусство» корректировки цены становится еще более тонким, поскольку основывается на детальном понимании особенностей компании.
Соперники при участии в аукционах. Психология конкурирующих покупателей также играет роль при определении стоимости бизнеса. Одна группа менеджеров, противостоящая внешнему покупателю в ходе проведения аукциона по покупке их фирмы, с удивлением обнаружила, насколько высокую надбавку к цене готова была предложить внешняя конкурирующая сторона. Это было просто непостижимо. Оказалось, что гендиректор этой компании в прошлом потерпел неудачу при заключении другой сделки, поэтому решил, что эту он должен получить несмотря ни на что. Противостоять в ходе торгов конкуренту, мотивированному таким образом, не имеет смысла.
Все эти, а также другие факторы, которые могут быть свойственны исключительно вашей конкретной сделке, используются для того, чтобы откорректировать стоимость фирмы. Каков размер поправки по каждому из них? Чтобы ответить на этот вопрос, и необходимо подключить «искусство оценки». Кроме того, некоторые из указанных факторов
взаимодействуют между собой. Компания, имеющая одного доминирующего клиента, может также иметь более низкую маржу прибыли в связи с этим клиентом, а оба этих фактора обусловливают снижение стоимости компании по сравнению с действующими на рынке мультипликаторами. Нужно просто методично выявить указанные особенности, получить данные о разбросе цен за сопоставимые компании, а затем, соответственно, откорректировать результаты вашей первоначальной «научной» оценки.
В результате осуществления указанной процедуры вы получите скорее диапазон цен, чем точную цифру. На начальном этапе необходимо принять решение о том, какое значение цены является для вас максимальным. Достигнув его, нужно будет найти в себе силы, чтобы отступить.
Почему не следует использовать мультипликаторы «цена /прибыль»?
Мультипликатор «цена /прибыль», информацию о котором можно услышать в новостях, представляет собой отношение цены акции компании к ее чистому доходу на акцию. Он также равен оценке общей стоимости собственного капитала компании, деленной на чистый доход. Анализируя стоимость фирмы, инвесторы в сделки по выкупу компании обязательно рассматривают показатель чистого дохода, но часто он не является определяющим мультипликатором, поскольку чистый доход, приведенный в отчете о прибылях и убытках, не равен денежному потоку. Показатель чистого дохода получают после осуществления безналичных отчислений на такие статьи, как износ и амортизация, а также налоги. Эти показатели могут быть различными в каждой компании и большой пользы не приносят, так как в значительной степени подвержены влиянию со стороны приобретений, сделанных в прошлом, или амортизации, не имеющей отношения к делу. Кроме того, ставки налогообложения различны для всех компаний. Реальное значение имеет денежный поток. Для того чтобы расплатиться, вам нужна наличность, а не чистый доход. Именно поэтому для оценки своих компаний покупатели используют показатель EBITDA минус средние капитальные затраты. Как всегда, главную роль играет денежный поток.
  
<< | >>
Источник: Рикертсен Р.. «Выкуп бизнеса менеджерами: Проведение LВО-сделок и покупка собствен ного 6изнеса»/Рик Рикертсен ; Пер. с англ.— 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс,.. 2008

Еще по теме Искусство оценки:

  1. ЦЕНТРЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ (Арвадский центр искусств)
  2. 5.Искусство эффективного общения
  3. Часть II - ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИ
  4. Глава 11. ИСКУССТВО ВЫСЛУШИВАНИЯ
  5. Реклама и искусство
  6. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
  7. Глава 41. МАРКЕТИНГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
  8. ИСКУССТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ОБЩИЕ КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  9. Искусство владения словом
  10. ВОЗДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВА
  11. 19.3. Реклама как искусство 19.3.1. Постановка вопроса
  12. СВИДЕТЕЛЬСТВО ИСКУССТВА
  13. 41.2.2. Авторская цена произведения искусства
  14. Джозеф В. Мелилло. Как продавать искусство, 2001
  15. Искусство делегирования
  16. Алан Лакейн. Искусство успевать, 1996
  17. БАЛЕТ И ИСКУССТВО МАРКЕТИНГА
  18. Искусство делать меньше
  19. 41.1. Общая характеристика рынка произведений изобразительных искусств
  20. МАРКЕТИНГ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ: ЛИЧНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИ