ГЛАВА I. Калмыки.

Исторические сведения. Калмыки (по тюркски отделившиеся)—монгольское племя, ведет свое происхождение из Джунгарии. Как мы уже указывали, в первые десятилетия XVII в. происходило выселение из Джунгарии ряда тайшей с подчиненными им племенами и поколениями.
Так, в 20-х и 30-х годах этого столетия из Джунгарии ушли в поисках новых мест для кочевий Туши-хан в Куку-нор, а оттуда в Тибет, Туру-Байху в Кукунор, Очирту-тайджи и Абалай в Ботанзи-Тала и т. д. Значительная часть этих выходцев из Джунгарии двинулась в пределы России. Уже в 1609 году телеутский (теленгут- ский) тайша Абака принял подданство России, в 1616-1618 г.г. калмыцкие тайши Батор, Тургынь и Урлюк вступили в подданство России и получили на сие грамоту. В 1620 г. нойены Лоузанг и Эйденг со своими людьми появились на берегах Ори и Эмбы, а вслед за ними (в 1620-1621 г.) тайша племени торгоут Хо-Урлюк с большей частью этого племени появился в пределах Сибири при вершинах рек Ишима, Тобола и Эмбы. Но пребывание его здесь было непродолжительно. Около 1630 г. он перевалил за Урал и появился в степях между Уралом и Волгой с шестью сыновьями и 50.000 кибиток торгоутов (200- 250,000 чел.). Здесь калмыки подчинили своей власти татар ногайских, кипчакских, джагатайских, едиганских и другие орды и в 1632-35 г. г. утвердились на Волге (ставка на Ахтубе), заняв все степи между Уралом и Волгой и по берегу последней на север до Самары, грабя русские поселения и города. Попытки взять Астрахань, однако, не удались. Хо-Урлюк действовал как независимый владетельный князь. В 1640 г. он с сыном Шукур-Дайчином ходил на съезд монгольских ханов, тайшей и нойенов в Джунгарию; подписи их имеются под. ойратским уставом 1640 г. Хо-Урлюк по преданиям погиб при осаде Астрахани (приблизительно в 1643 г.). После Хо-Урлюка главой калмыков сделался сын его Шу- кур-Дачин. При Шукур-Дачине после ряда вооруженных столкновений завязались мирные сношения калмыков с русскими. В 1655 г. посланцы Шукур-Дайчина принесли от его имени первую присягу (шерть) калмыков на подданство России, которая с тех пор неоднократно нарушалась и вновь повторялась. После Шукур-Дайчина, который по преданию отказался от предложенного ему Далай Ламой титула хана, вождем калмыков сделался его сын Пунцук. При последнем пришел в Россию из Джунгарии и присоединился к калмыкам нойен Кондо- лен-Убаши с З.СОО кибиток хошоутов. Пунцуку наследовал сын его Аюка, самый значительный и влиятельный из калмыцких ханов, правивший свыше 50 лет. Это был образец степного политика; умный и хитрый, энергичный и жестокий, Аюка преследовал только свои интересы. Он еще в 1673 г. подтвердил присягу своего отца и затем втечение своего долголетнего правления неоднократно приносил такие же присяги на верность, но и неоднократно нарушал их. С ним считалось и русское правительство и окружающие иностранные государства и даже далекий Китай. В 16S0 г. Далай- Лама пожаловал ему титул хана, тяковым он и стал зваться во всех оффициальных сношениях с русским правительством и с иностранцами. В 1714 г. он принимал отправленное к нему китайское посольство. Петр Великий посещал его и перед турецким походом заключил с ним договор о помощи русским. Неоднократно Аюка оказывал услуги России, но еще чаще нарушал свои обещания. При нем продолжался приток калмыков из Джунгарии, побуждаемых к переселению внутренними неурядицами в последней и привлекаемых славой его имени. Так, в 1670 г. тетка его Раптан привела Аюке 3.0С0 кибиток, в 1673-74 г. г. ноены Солон-сэрэнь и Мунко-темир пришли к нему с 4.С00 кибиток, а в 1686 г. нойен Цаган-Батор привел черных калмыков. В 1701 г. между Аюкой и старшим сыном его Чакдоржапом возникла вражда, в результате которой Чак- доржап с значительной частью калмыков ушел с Волги за Урал, но после заключенного между Аюкой и Чакдоржапом мира ушедшие вернулись к берегам Волги, однако, не все, часть их в количестве 15.000 кибиток с другим сыном Аюки Санджа- пом ушла в Джунгарию. Повидимому, в этом случае под ви дом раздора скрывалась помощь Аюки джунгарам в их борьбе с Китаем (Цэвэн-Рабтану). *) Аюка умер в 1724 г. После его смерти правительство присвоило себе сначала утверждение, а затем постепенно и назначение ханов и наместников ханства. После смерти хана Аюки начались раздоры среди калмыцких нойенов, которые в конце концов под влиянием русского правительства выбрали преемником Аюки сына его Цэрэн-Дон- дука. Последний первоначально был утвержден наместником ханства, а в 1731 г. и в звании хана. Внук Аюки от другого старшего сына Дондук-Омбо остался недоволен этим выбором, напал со своими сторонниками на Цэрэн-Дондока и разбил его, но должен был спасаться от русских, поддержавших военной силой Ц. Д., и бежал на Кубань под покровительство турецкого султана (1731 г.). Цэрэн-Дондук оказался неудачным, слабым правителем. При нем внутренние беспорядки среди калмыков усилились еще более, вместе с тем усилились и нападения на Россию кубанских и терских татар. При Ц. Д. 10.000 киб. дурботов были переведены из калмыцкой степи (Астраханской губ.) в область войска Донского (Больше-дербетовский улус). В 1734 г. Дондук-Омбо был возвращен в Россию, а в 1735 г. Цэрэн-Дондук был вызван в Петербург и более назад не вернулся. В том же 1735 г. Дондук-Омбо был назначен правителем калмыцкого народа. Энергичный и решительный Дондук-Омбо быстро водворил порядок среди калмыков и оказал большие услуги России в борьбе ее с татарами, черкесами и другими южными народностями. За последние услуги он в 1737 г. был утвержден в звании хана. Дондук-Омбо умер в 1741 г. После смерти Д. О. начались крупные междуусобия в ?среде калмыцких ноенов, вызвавшие присылку в Астрахань В. Н. Татищева, который с 1741 по 1744 г. был управляющим калмыцкой комиссией, а затем Астраханским губернатором. Наместником ханства был назначен (в 1742 г.) другой внук Аюки, малодеятельный и старый Дондук-Даши, который в 1757 г. был назначен ханом калмыцкого народа. Получив звание хана Дондук-Даши просил, ссылаясь на старость и болезнь, назначить сына его, малолетнего Убаши наместником ханства при его жизни. Просьба Дондук-Даши была уважена и в 1758 г. Убаши был назначен наместником ханства. Около этого времени из Джунгарии пришел к калмыкам тайша Сэрэн с остатками хошоутов, дурботов и хойтов, спасшихся от китайского погрома214). Дондук-Даши умер в 1761 г. Раздоры среди калмыков, необеспеченность границ и путей сообщения и слишком авторитарная власть калмыцких ханов заставили русское правительство принять ряд мер по устранению указанных дефектов управления. Был реорганизован высший совет при хане (Зарго) и уменьшена власть хана. Затем правительство приступило к учреждению военных линий на берегах р. Волги, Урала, Самары и Терека и т. д. Среди калмыков распространился и нарочно поддерживался слух, что правительство намерено сделать их оседлыми и обратить в казачье войско и т.
п. Все эти факты и слухи вселяли недовольство в ряды нойенов и волновали простых калмыков. Подстрекаемые внуком Дондук-Омбо-Цэбэк Доржи, прибывшим недавно из Джунгарии и мечтавшим вернуться обратно, тайшей Сэрэном и с благословения главного ламы Раджамбы Лабзана калмыцкие нойены во главе с Убаши решили покинуть пределы России и вернуться на старую родину, в Джунгарию. Задуманный план хранился в строжайшей тайне. Осенью и зимой 1770 г. были сделаны все приготовления. После избиения живших в улусах русских кочевавшие на левой стороне Волги калмыки с Убаши, Цэбэк-Доржи, Сэрэном, Гунгэ и другими тайшами 5 янв. 1771 г. двинулись в Джунгарию приблизительно в составе 30-40.000 кибиток, или около 170.000 человек. Ввиду того, что Волга в Астраханской губ. в том году к 5-му января не замерзла, а откладывать долее похода не представлялось возможным, кочевавшие на правом берегу калмыки не могли присоединиться к Убаши и остались в России в составе приблизительно 15.000 киб. (около 70 тысяч чел.). Вышедшие из России калмыки расчитывали легко добраться до Джунгарии. Русских войск в степях по пути не было и, благодаря дальности расстояний от крупных центров, они не могли во время подоспеть и помешать; встречи с туземными племенами калмыки не боялись, надеялись в случае нужды справиться с ними силой; в Джунгарии же калмыки рассчитывали найти громадные свободные пространства (после китайского погрома) и небольшие китайские гарнизоны, занять Джунгарию и образовать самостоятельное государство. Но эти предположения не оправдались. Ожесточенная борьба с киргизами, голод, безводье встретили их. До Джунгарии добралось едва 70000 человек, которые принуждены были признать над собою власть Китая. В России после ухода Убаши осталось тысяч пятнадцать кибиток, главным образом дурботов и частью торгоутов и хошотов. В результате ухода калмыков из России ханское звание и наместничество среди калмыков было упразднено, управление и суд были переданы так называемым владельцам (нойенам, главам улусов). Около 1790 г. Дербетовский улус раскололся на две пар тии: одна избрала нойеном Хапчука, другая тайшу Чучея Тун- дутова, и улус разделился на два: Большой Дербетовский (Ставропольская губ. и область В. Д.) и Малый Дербетовский (Астраханская губ.). В 1798 г. калмыки, проживающие в области Войска Донского, были причислены к войску и на них были возложены войсковые обязанности. Это вызвало переселение калмыков в Астраханскую губ., в Малый Дербетовский улус, благодаря чему Малый Дербетовский улус стал превышать в несколько раз чи ленностью Большой Дербетовский улус (Ставропольской губ.). Все эти события вызвали крупные беспорядки, вследствие чего в 1799 г. Чучей Тундутов и бакши- лама Собинг, как предполагаемые виновники беспорядков были вызваны в Петербург. Здесь они сумели оправдать свои действия и добиться известных льгот для себя и для народа. Чучей был назначен наместником ханства, Собинг был возведен в сан хамбо-ламы (главный лама, вроде архиерея) калмыцкого духовенства. Калмыцкое управление было уничтожено и калмыки были подчинены Главному Приставу и Коллегии Иностранных Дел, восстановлен Суд Зарго в прежнем объеме (8 членов), калмыкам предоставлены все земли, на коих они кочевали до ухода большей части в Джунгарию. Но это новое объединение калмыцкого народа под управлением Чучея Тундутова продолжалось не долго. В 1803 г. Чучей умер и после его смерти наместничество не возобновлялось, и калмыки окончательно распались на отдельные улусы. В 1825 г. были изданы правила об управлении Калмыцким народом215), которые в 1834 г. были заменены новыми216), также не долго существовавшими. Положение 1834 г. было заменено в 1847 г. новым положением об управлении калмыками. Согласно положению 1847 г.217), главное управление калмыками Астраханской и Ставропольской губ. предоставлено ведению министерства Государственных Имуществ. Ближайшее наблюдение за делами калмыков Астраханской губ. возложено на управляющего государственными имуществами Астраханской губ. в звании Гл. Попечителя калмыцкого народа. При управлении государственных имуществ Астрах, губ. сначала было учреждено Ордынское отделение, а затем особое Управление калмыцким народом под председательством Гл. Попечителя и наблюдением и руководством губернатора. Местное управление калмыками находилось в ведении улусных управлений, состоявших из улусных попечителей и их помощников, а судебными делами заведуют улусные зарго, из 5 членов. Второй инстанцией для по следних являлась Астраханская палата гражданского и уголовного суда. Кроме того в улусах действуют улусные сходы из должностных лиц и выборных от хотонов по одному на 20 кибиток; собираются они раз в три года для выбора должностных лиц» принимают смету и устанавливают раскладку податей и повинностей, а также разрешают общеулусные дела. В аймаках действуют аймачные старшины и аймачные сходы из хотояных старост и выборных от хотонов по одному на 5 кибиток. Аймачные сходы ведают избранием должностных лиц, раскладкой податей и повинностей, назначением к малолетним опекунов и т.п. Хотоном управляет хотонный староста. Калмыки Ставропольской губ. находились под ближайшим надзором главного пристава кочевых инородцев Ставропольской губ., были подчинены губернатору, главное управление принадлежало Министерству Государственных Имуществ. Положение об управлении калмыками 1847 г. в основных чертах действовало до революции 1917 года и определяло положение калмыков в составе государства в XIX ст. и начале ХХ-го. Что касается землевладения и землепользования калмыков, то первоначально калмыки занимали все свободные пространства земли по левой (луговой) стороне Волги от Самары до Каспия, отчасти перебираясь своими кочевьями и на правый (нагорный) берег Волги. В 1687 г. хан Аюка обязался не допускать калмыцких кочевий на правый берег Волги. Однако, часть калмыков продолжала кочевать на правом берегу и в 1771 г. осталась там, а не ушла с Убаши в Джунгарию. В 1800 г. калмыкам предоставлено было на правом берегу Волги все пространство земли, которое они до сих пор занимали; в 1802 г. им было отведено необходимое для их кочевий количество земли от Царицына до Астрахани, а в 1806 г. калмыкам была предоставлена в общее пользование калмыцкая степь и право переходить летом со своими кочевьями на левую сторону Волги. Кроме того калмыки владеют землей в Ставропольской губ. и Области Войска Донского. Всей земли во владении у калмыков находится свыше 10 миллионов десятин. Положение 1847 г. рассматривало отведенные калмыкам земли, как казенные, находящиеся у них на праве общего пользования. На праве же частной собственности за особые заслуги получали от казны отдельные участки земли некоторые нойоны и зайсанги. В настоящее время в составе Р.С.Ф.С.Р. образована автономная калмыцкая область.
<< | >>
Источник: Рязановский В.А.. Монгольское право (преимущественно обычное). Исторический очерк. 1931

Еще по теме ГЛАВА I. Калмыки.:

  1. ГЛАВА IV. Организация суда у калмыков.
  2. Глава 2
  3. Глава 3
  4. ГЛАВА I
  5. ГЛАВА 11
  6. ГЛАВА IV
  7. ГЛАВА V
  8. ГЛАВА 1
  9. ГЛАВА 2
  10. ГЛАВА 3
  11. ГЛАВА 4
  12. ГЛАВА 5
  13. ГЛАВА
  14. ГЛАВА 9
  15. ГЛАВА 10
  16. ГЛАВА 11
  17. ГЛАВА 12
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Юридическая этика - Юридические лица -