ГЛАВА III. Право северной Монголии (Халхи).

Великое семихошунное уложение. Северная Монголия, так же как и западная, имела свои сборники обычаев, уставы и уложения, основанные на местном обычном праве, которые и служили руководством при разрешении спорных вопросов.
Наиболее древним из таких сборников или уложений обычного права Халхи, о котором дошли до нас сведения, является т.н. „Великое семихошунное уложение". В ст. I гл. I Халха Джиром говорится: „куда бы ни поехал Ху- тухта-Геген—предоставить ему подводы и довольствие без ограничения, как раньше было установлено семью хошунами“. В другом памятнике, входящем в состав Халха Джиром, сказано: „посланцы наших семи хошунов, едущие по нашим делам, не пользуются подводами из стад данников (шабинаров) Ху- тухты (Высокого) за исключением дел Высокого и дел военных. А если воспользуются, то подвергаются взысканию по старому (основному) уложению“. Отсюда (и из других данных) видно, что до Халха Джиром существовало старинное уложение семи хошунов. Халха распалась на семь хошунов после смерти Гересцензы, который разделил ее между своими семью сыновьями. Поэтому возникновение данного памятника с известным вероятием можно отнести ко второй половине XVI в. Текст этого уложения не известен. Халха-Джиром. Халха-Джиром (яману Халха-Джиром’-ун-дурим) представляет неизвестный в печати свод правовых обычаев северных монголов (халхасцев). Как указывают исследователи памятника—г.г. Жамцарано и Турунов, согласно старому монгольскому обычаю единственный список данного памятника хранился в Шанзотбинском ямане (на р. Ибинголе недалеко от г. Кяхты) и обыкновенным смертным строго запрещено было делать и держать с него списки. С ветхого экземпляра его, хранящегося в ямане, была в 1914 г. снята г. Жамцарано копия и тогда же переслана в Азиатский Музей Академии Наук в Петербурге (Ленинграде); кроме того были сделаны еще два списка, по одному из которых г.г, Жамцарано и Турунов и дали описание Халха-Джиром г). Автор настоящей работы имеет в своем распоряжении некоторые памятники, входящие в состав Халха-Джиром и дающие понятие об общем характере этого сводного уложения. Указанный свод составлялся разновременно. Весь он состоит из 8 разделов. Основная часть его была составлена монголами аймака Тушету-хана во главе с последним—по мнению указанных исследователей—в 1709 г. В первом разделе есть дополнение о посланцах 1722 (или 1718) г. Кроме того, в первом разделе имеется вставка о ховараках (духовенстве), которую можно отнести к 1686 или 1746 г.г. (последнее, очевидно, вероятнее). Восьмой раздел составлен в 1718 г. И, наконец, добавление— в 1736 или 1796 г., причем из текста этого добавления видно, что участие в его составлении принимали и монголы аймака Цецен-хана. Данный свод правовых обычаев имел применение, повиди- мому, во всей северной Монголии., во всех трех (позднее четырех) ее аймаках57). Это подтверждается общностью быта всей Халхи (Сев. Монголии) и указаниями в разделе первом свода и др. о применении его в трех внешних хошунах (во внешней —северной-Монголии), названием его великим уложением и т.п. Содержание свода таково58). Вступление по обычаю монголов содержит выражения пи- этета перед религией и ее представителями. „Покланяемся высшему Ламе, прибежищу спасения, сосредоточившему (в себе) всех бурханов десяти стран. Преисполненному лучших признаков. Раздающему до насыщения всем жиры м существам семена учения. Имеющему приятный голос. Имеющему сердце Боды, которое беспристрастным состраданием руководит всеми. Да будет прочна, как алмаз, жизнь Высокого ламы (гэгэна)—венца живых существ. Да распространится вера. Да продлится жизнь милостынедателей, ей воспоспешествующих. Да процветает государство и вера. Пусть не будет слышно даже на- звения худых дел. Пусть успокоятся сердца, множатся чистые, добрые деяния подобно бесконечно бьющему ключу. После того как доложили вдовствующей ханше и она со- изъявила согласие, во главе с Вачирай Тушету Ханом, шандзот- ба Эрдени... (следуют имена главных участников)—все нойены сайты, на южной стороне горы Вуринхан в долине Ибингола в год земляной коровы летней зимьей (?) луны 28-го благоприятного и доброго дня обсудили настоящее треххошунное Великое Уложение". Раздел первый сборника.—Этот раздел заключает в себе следующие статьи. О подводах, путевом довольствии и посланцах (эльчи^. Между прочим, посланец Богдо-Гэгэна имеет право на 10 подвод и 2тХ баранов продовольствия, а посланец хана и ханьши на 8 подвод и 2-х баранов и из уважения к указу Гэгэна: „животных не убивай, но не оставляй голодными на ночь" посланцу Гэгэна нельзя давать убитое (зарезанное) животное *). О тарханных людях. О заступничестве (хурудэксен-пристрастное заступничество— родовой протекционизм). О самозванных курьерах. О докладах выше (хану и гэгэну). О стадах гэгэна59). О казне гэгэна. О дойных коровах60). О верблюдах для подвод (о кражах таких верблюдов). О допущении в пределы края. О нарушении гэгэн- ского дзарлика (указа). О пользующихся убежищем61). О кражах у гостей (точнее о кражах у людей, приехавших на поклон к гэгэну; санкция статьи—оштрафовать виновного по законам того хошуна, к которому принадлежит потерпевший, а наказать по общим законам 3-х внешних хошунов). Об участке земли для постановки куреня и двух больших юрт. О запретных (священных) землях. О казенных каменноугольных копях и о месторождениях извести. О сене. О потравах скотом посевов 62). О краже семян. О порубке леса сухостоя и растущего 63). О краже украшений сумэ и бурханов, имущества и скота (такие кражи приравнивались кражам скота из гэгэнского стада). О (дацанских) аймаках и ховараках (здесь сообщаются условия поступления в ламы). С этой статьи начинается вставка, относящаяся к другому времени (к году огненного барса). Текст становится витиеватым, в стиле обычных пышных буддийских поучений, напоминающих молитвенные обращения. Рядом последующих: статей определяется правовое положение ховараков (монашествующих). Вот перечень этих статей: О посвященных в духовный чин. Об отказе от семьи и имущества (скота) и о пострижении в тоин'ы. О подводах ховараков. О вознаграждении за гурумы (моленья). О вознаграждении лекарям. О мирских условиях (договорах, по которым родовичи отпускают мирянина в. монастырь). О договорах, соглашениях с чужими хошунами 1). О праве распоряжаться своею личностью (в смысле ухода в ламы). О ламах, прибывших с запада (из Тибета). О конфликтах с милостынедателями. Об общей казне ховараков. О людях и скоте. О ховараках и имущественных их различиях. Этой статьей заканчивается вставка. Дальше следуют статьи, также касающиеся правового положения ховараков, но они, очевидно, составлены, „не в день великого жертвоприношения в год огненного барса“, а, вероятно, одновременно с текстом статей, предшествовавших вставке. О пришлых лицах ламского сословия, совершивших преступления. Затем следует не включенная в оглавление обширная статья, определяющая имущественные права монашествующих и их дееспособность. Далее следуют по оглавлению статьи: Об ученых (ламах), прибывших из заграницы. О ноенах, тоин'ах и посвященных, допустивших себе оскорбить ругательствами гелуна (оскорбление приравнивается—оскорблению хана). О нанесении ран острым режущим оружием. О пьянстве ховараков (точнее—о спаивании ховараков). О харахунах (случаях изгнания монашествующих мирянами и об оклеветании первых). Раздел второй. Относительно подвод и довольствия ВО' время поездок хагана и об его посланцах (эльчи). О подводах и довольствии в поездках вана, бэйле и дзасака и об их посланцах (эльчи). Относительно словесных оскорблений ноена и оскорблений действием, о взаимном обнажении острого и колющего оружия, а также относительно ссор между тайджинами, табунанами и абаями (княжнами) (случаи оскорбления княжен). О тех случаях, когда ноен возьмет просватанную за другого ноена девушку (ряд норм брачного права привилегированных сословий). О случаях прелюбодеяния хана и простолюдинов. О свадебных пиршествах (обрядах, приемах сватовства) для дочерей и о просватанных девушках. О тех случаях когда ноен убьет своего подданного или простолюдин убьет простолюдина. О ссорах, возникших вследствие оскорблений действиями и обнажением оружия посланцами (эльчи) гегена, хагана и простыми эльчи (не ханскими). Относительно тарханов и сумэченов, освобожденных от подводной гоньбы. О неисправности посланцев (эльчи) и относительно употребления ими архи (водки). О пользовании подводами „тайгам" (?) и посланцами64). Раздел третий. Этот раздел начинается обширной статьей, трактующей о праве убежища.—О случаях намеренного приезда к высокому (гегену) и о всяких беглецах. О самострелах и сетях (точнее о несчастных случаях, происходящих от неудачной их расстановки) и об освидетельствовании мэргэ (меткости стрельбы), О запрещении убивать в положенные дни („дни воздержания “—ими были 8,13,15,25 и 20-й день каждой луны). Об умышленном, с целью мести случае человекоубийства. Об ослеплении („о выбитии глаза"), выбитии зубов, калечаниях рук и ног, о неосторожных вывихах важных частей тела (шеи)65). Об укушении кого либо собакой. (Смерть от скота, лвозмеща- лась человеком" т. е. выдачей крепостного) О разрытии могил (за разрытие могилы „большого чиновника"—девятка, малого чина—-пятерка и простолюдина—одно стегно). О вдовах („женах умерших людей1-,). О невозможности давать яла (разновидность штрафа) между дзээ и нагацу (родственники по материнской линии). О сопровождении при поездках в гости. О случаях разбора судебных дел в пьяном виде. О случаях когда эльчи под предлогом, что отказали ему в подводе, что-либо возьмет (самовольно). О тех случаях, когда ноен сделает кражу через подосланного человека (санкция—наказать, как будто сам крал). Вообще о разборах судебных дел и о случаях неприбытия на суд по вызову тяжущихся сторон66). О порядке решения дел между подданными двух или трех хо- шунов и об эльчи, который должен поехать по общему постановлению 67). Раздел четвертый. О выделе наследства детям (требовалось сообщение хагану и дзасаку для отметки в книгах). О случаях нанесения оскорблений (побоев и ранений) режущим оружием, палкой, камнем, бичем, кулаком людям, отдавшимся в покровительство и простым людям68), О случаях, когда ведающий государственными делами будет бранить за дело и нака зывать ударами. О случаях обнажения острого оружия против заслуженных сайтов, тайджиев, табунанов и шикчинов (?). О случаях краж из казны хагана и бэйле. Вообще о воровстве 69). О размерах яла (штрафа) при сокрытиях клятвы и в случаях когда скроется („спрячется“) виновный. О случаях когда вор убьет, поранит или ударит хозяина скота. Об определении размера яла в смысле соответствия вины 70). О том, как берется большой андзы (штраф) из 20 скотин—5 на покрытие расходов (аргагул, тушемэлам и эльчи по одной, свидетелям по одной голове). Об окончании тяжеб, возникших у тушемэлов и эль- чиев, по поводу их довольствия (о судебных издержках и их исчислении). Об ялах между несколькими хошунами из за обычных воров. О держании раскаленного топора и огня (форма испытания). Об ялах, размер которых не указан в уложении, и многих различиях их71). О колчугах (хуяк), о хороших ружьях, о парадной (выходной,) одежде (дэгиле). Об условиях, когда нужно сковать руки пойманному с поличным вору и заключить его в колодки (дзангэ). Относительно случаев побега воров и о тех случаях, когда им дадут возможность к побегу. О показаниях на этот счет (о донесениях об этом) или о случаях обнаружения кем либо. О случаях принятия ворованного скота. О треногах, недоуздках и шнерках от медной посуды, принадлежащих вору72). О случаях дачи пищи вору (кормить вора не считалось предосудительным поступком). Относительно той доли, которую должен получить отбивший от вора, во время пути его следования, краденный скот. Относительно сайтов, приведенных к клятве по поводу воров.
О тех случаях, когда во время обысков будет задет или опрокинут хэли (очаг, таган). Вообще об оружии (приведена оценка оружия). Об оскорблении женщиной действием и словами своего учителя-наставника (бакши). О краже пушнины, о краже золота, серебра, мехов и прочего имущества. Об открытии крови лошадям, о поронии ушей, отрезании хвостов и о прочем. О конских кишегурчинах (придворных поставщиках), об аргале и дровах, необходимых для монастырей хо- вараков, и вообще о том, кто чьими услугами может пользо ваться и брать с собой (в качестве сопровождающих). О кражах каких нибудь вещей. Раздел пятый. О насильственных сборах и об отнятии чего либо силой. Об использовании чужого скота для езды верхом и для вьючения. О случаях, когда человек, увидевший воров, объявит о них или скроет это !). О вознаграждении за добрые услуги („сайхэксын“ и ;7шаннахо“). О ворах, попавшихся в руки (о пойманных ворах). О случаях, когда не окажут помощи ограбленному человеку („обобранному'73). О случаях, когда след ведет в кочевье или к жилищу оседлого человека. О случаях, когда при обысках откажут дать понятых. О случаях отказа хотона дать человека в качестве свидетеля. О случаях отказа быть свидетелем (отказ штрафовался стегном мяса). О спорном мясе. О случаях обнаружения вещей постороннего лица. Об уутачинах и ургачинах (о скрывающих краденое и ворах). Относительно тех, кто скрывает воров. О скоте „баа“ (разновидность штрафа). Относительно следя вора, пойманного в безлюдном месте. О всякого рода клятвах о том, какая доля от початой туши краденой скотины должна отойти в пользу властей за ведение дела. О случаях, когда эльчи заберет свою порцию довольствия и уедет домой. О случаях, когда вор отведет свой след на невинного („частью") человека. О случаях, когда хан или простолюдин обнаружит воров. О тех случаях, когда кто-либо похитит чужую жену, дочь и скроется у гэгэ- на 74). О бродящей самке верблюда (отбившейся от стада и одичавшей). О приплоде скота, отчуждаемого при свадьбах. О (смерти) просватанной девушки. О случаях, когда проезжий человек поймает бежавшую скотину75). О заступничестве при ссорах. О людях, сошедших с ума (о наказании за проступки, о мерах надзора). О случаях, когда люди поссорятся и подерутся до кровоподтеков. О людях, едущих в путешествие76). О возвращении приехавших в гости родственников 77). О скоте, загнанном волками и „бежавшем без направления,, от дождя и бурана. Об „упланхайшуледес" (о мясе, оставшемся от животных, съеденных волками). Раздел шестой. Относительно случаев, когда хан и простолюдин прогонят ночевалыцика (и тот замерзнет). О случаях, когда человек, задержавший пригульный скот, будет говорить о нем, искажая его признаки, перевирая масть и возраст. О случаях, когда сбежит скотина. Относительно больных, требующих изоляции. О случаях, когда человек найдет кем либо потерянную вещь (одну треть из найденного полагалось взять нашедшему). О воде оросительных канав и колодцев и об уту- гах 78). О случаях, когда выкуренный из норы тарбаган останется не взятым. О случаях, когда в пылу ссоры будут оторваны четки и „дзангя" (шнур, носимый как амулет). Дальше в оглавлении пропущена статья о животных, которых запрещено было убивать, ими были—здоровая лощадь, серый гусь, змея, лягушка, турпан, ягненок дикой козы, жаворонок и собака. Следующей по оглавлению статьей будет статья о самовольном взыскании долгов. Затем статья о выкидышах, случающихся вследствие истязаний беременных женщин. О случаях, когда кто либо путем набега или отгона скота насильно отберет причитающееся ему имущество, О довольствии тушемэлов и эльчи. Об оскорблении отца, матери и учителя. О случаях неподобающего поведения („недостойных поступков") эльчи и улачин, выехавших для сбора податей и о порядке их довольствия. О случаях перерыва в отпуске подвод курьерам, едущим по трем (большим, важным) делам. О порядке, как эльчи должен поступать с собранными им податями. О преступлениях, учиненных хапчегурами (людьми, отдавшимися под покровительство) трех хошунов. О случаях взятия в долг товара от русских и китайских торговцев 2). О взысканиях яла в тех случаях, когда кто-нибудь отправится в дальнюю дорогу и бросит своего заболевшего спутника. О случаях, когда кто- нибудь для своей надобности возьмет рабочий скот от лам, сайтов и дарханов. О свидетелях (родственникам запрещалось выступать в качестве свидетелей). Отводу подлежали родственники и свойственники уже выступающих в деле свидетелей и родственники и свойственники отведенного свидетеля. Не могли давать свидетельские показания друг против друга два человека, ехавшие по одному общему делу, эльчи и его улачи (посланец и его ямщик), соседи—общеизвестные приятели. В оглавлении не названа статья, имеющаяся в тексте сборника, о порядке изгнания из пределов трех хошунов важных преступников. Раздел заканчивается статьей, трактующей о случаях, когда простолюдин убьет сына своего медыла79) и будет прелюбодействовать с женой убитого. Раздел седьмой. О ханских милостях и о подношениях простолюдинов. О степных палах и пожарах80). Об оклеветании и о прочем. О случаях, когда кто-либо нарочито откочует от эльчи или скроет скот. О случаях продажи эльчи коня, на котором он ехал (это приравнивалось воровству). Относительно грамот на чье-либо имя, печатей и прочего. Положение о том, что отец вообще не волен над жизнью своих сыновей. О случаях переразбора дел, однажды уже решенных ноенами и сайтами. О прежних привиллегиях („кто раньше в пределах трех хошунов был на положении ноенов—тот и впредь вместе с семьей продолжает пользоваться этим положением'-). О случаях, когда ноенов и сайтов кто-либо оскорбит ,, большими" (сильными) словами и оклевещет перед ханом (различались 3 категории словесных оскорблений). О ссорах между простолюдинами. О повелении принятого в семью (на правах своего) зятя, относительно наград и штрафа по поводу приобретения или уклонения от приобретения оружия81). Раздел заканчивается обширной статьей о бегах (скачках) и об установлении приза82). Восьмой раздел. Этим текст первого сборника и кончается. Далее следует ряд статей, которые хотя и отнесены в восьмой раздел, но в сущности являются самостоятельным законодательным памятником, временем составления которого нужно, очевидно, считать 1718 г. По установленному обыкновению статьям закона предпослано небольшое введение, где сообщается время составления закона, а частью даются сведения о составе законодательной коллегии. Его перевод: „В год собаки первого числа первой зимней луны Хаган Шанзатба бэйля и прочие все сайты, обсудив (вопросы) относительно оружия, таврения лошадей и о воинах, составили (настоящее) уложение". Дальше идут следующие статьи. Запрещение пользования и продажи тавренных верблюдов и лошадей и какого-либо оружия (тавренные—находящиеся на военном учете, строевые). О штрафах по поводу сокрытия числа (виновные штрафовались 8-ю лошадями и верблюдом. Доказавшему—3 лошади и верблюд). Относительно поездок хуяков (обязанных военной службой в дальние отлучки83). Об архи. О том сколько лошадей в табуне можно таврить, оставляя для верховой езды и вьючить84). Об эльчи, О несдаче в аренду верблюдов русским и китайцам (вообще запрещается сдача в аренду лошадей китайцам и русским, если будут отдавать—„конфисковать арендную плату"). Об обязанности каждого мужчины приобресть олбок (панцырь) и шашку. („До наступления белого месяца года мыши (1720) пусть каждый мужчина запасется мягким панцырем и шашкой“). Запрещение убивать животных в местностях, указанных в уложении и в районе куреня („...нельзя убивать животных. Кто убьет—судить по старым законам"). Запрещение рубить живой (растущий) лес в расстоянии ближе двух „харацаганов" от края куреня. В тексте раздел заканчивается витьеватым буддийским молитвословием и надписью „Богда 5-й потомок Вачирай Хана, Тушету-хан 18-го числа месяца абадзай владыки года кончил писать". Пр иложение к сборнику. В конце сборника находится обширное добавление, состоящее из ряда статей, регулирующих внутреннюю жизнь какого-то монастыря и дающих правовую охрану его населению. В оглавление статьи этой позднейшей приписки не попали. Статьям нового закона предшествует, как обычно, витьевато составленное торжественное введение, прославляющее „веру учителя" (нама гуру). Перед пресветлым лицом хутухты, преисполненный благоговения Вачир Тушету саин- хаган, Далай Сецен-Хаган и прочие большие и малые ноены, собравшись, на реке Толе, в изгибе (луке) Цаган-Булун, в год огненного дракона (1736) осенней последней луны 25 числа, составили (хэлэлцеге—договорились) настоящее уложение относительно монастыря". Вновь составленные статьи трактуют: О кражах из монастырского стада, о кражах каменного угля, запасенного для об жигания кирпича, дров, известки, собранного сена и т. подобных нужных в монастырском обиходе вещей. (Кража эта каралась штрафом в 5 девяток скота). О кражах у ховараков, живущих в монастырях, у монастырской стражи и у рабочих. О выдаче ноенам воров и относительно клятв. О взыскании с вора штрафных сумм85). О вознаграждении свидетеля в делах о кражах. О кражах людей монастырского аймака у посторонних лиц. О донесениях о ворах. Об ответственности за отказ от погони за ворами. (Дворяне боржигин—потомки чингизидов—ответственности несли меньше, сравнительно с остальными). О конфликтах, возникших между хошунами, участвовавшими в погоне, при^ невыдаче воров отогнавших табуны. О нападении на монастырь86). Об освобождении хранителей хита (монастыря) от подводной повинности (кроме случаев 3-х „больших дел"). Запрещение пастухам (табунщикам) больших стад и хранителям шабинаров и ховараков иметь хапчегуров87). О месте кочевых шабинаров и хранителей хитов. О смерти в пути лиц, направившихся в погоню за ворами, о падеже коня. О лицах, могущих давать поручительство за ховараков, шабинаров и монастырских рабочих. Наконец, в самом конце сборника приписана другой рукой статья, разрешающая замену наказаний женщинам, приговоренным к 2-х месячной каторге—денежным штрафом в 2 чены, 2 фына и 5-ти ли; приговоренным к 100 ударам кнута—уплатой 7 фын и 5-ти ли, к восьмидесяти ударам—6 фын и к сорока ударам—3 фыны88). Значение этого памятника обычного права очень велико. До сих пор понятие о праве монголов составлялось по двум основным источникам—Ясс Чингиз-хана и Ойратскому уставу 1640 г. Халха-Джиром представляет такой же третий большой памятник монгольского обычного права. Далее, Яса Чингиз-хана не дошла до нас в подлиннике, а Ойратский устав ставил целью гл. обр. урегулирование междуплеменных отношений монголов, Халха-Джиром посвящена целиком внутренним отношениям последних. Ойратский устав есть по преимуществу кодекс западных монголов, а Халха-Джиром—северных. Наконец, не только Яса, но и Ойратский устав давно потеряли свою силу и значение, а Халха-Джиром до самого последнего времени остава лась действующим правом Шабинского ведомства (шабинары- данники, крепостные) Ургинского Богдо-Гэгэн-Хутухты, в ямыне которого она и сохранилась—что придает особое действенное значение ее нормам и позволяет по ним судить о правосознании монголов в начале XX века. Кроме того, ознакомление с содержанием Халха-Джиром интересно также для разрешения вопроса, имело ли обычное право северных монголов непосредственное влияние на таковое же право бурятских племен, известное нам по ряду положений, уложений и наказов северных и южных бурят. Основными источниками Халха-Джиром послужили обычное право северных монголов, каноническое право ламаитов и прежнее великое семихошунное уложение Халхи. Кроме того, и Мон- голо-ойратский устав 1640 г. оказал, повидимому, известное влияние на содержание Халха-Джиром. Вопрос о действии и влиянии последнего в Халхе, как отмечалось выше, требует особого рассмотрения.
<< | >>
Источник: Рязановский В.А.. Монгольское право (преимущественно обычное). Исторический очерк. 1931

Еще по теме ГЛАВА III. Право северной Монголии (Халхи).:

  1. ГЛАВА III. Обычное право северных бурят.
  2. ГЛАВА V. Право Автономной Монголии.
  3. ГЛАВА I. Общее право монголов эпохи Чингиз-хана и его преемников.
  4. МОНГОЛО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ (XllI-XV ВВ.). ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
  5. ГЛАВА IV. Китайское законодательство для Монголии.
  6. Глава 33 «СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» В ПОЛИТИКЕ ЕС
  7. Глава 30 ОТНОШЕНИЯ ЕС СО СТРАНАМИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
  8. ГЛАВА. Дополнения к Монголо-ойратскому уставу, составленные при хане Дондук-Даши.
  9. Глава 21. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ
  10. ПОСЛЕДСТВИЯ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ НА РУСЬ
  11. ГЛАВА III
  12. Глава III.
- Право интеллектуальной собственности - Авторсое право - Административный процесс - Арбитражный процесс - Гражданский процесс - Гражданское право - Жилищное право - Зарубежное право - Защита прав потребителей - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - Коммерческое право - Конституционное право России - Криминалистика - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоохранительные органы - Правоприменительная практика - Предпринимательское право - Семейное право - Страховое право - Теория права - Трудовое право‎ - Уголовное право России - Уголовный процесс - Финансовое право - Хозяйственное право - Экологическое право‎ - Экономические преступления - Юридическая этика - Юридические лица -